Ольга Вихрицкая
«Путешествие под водой». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
«Путешествие под водой»
Программное содержание:1)расширять представления детей об экосистеме «океан» (его обитателях и их взаимосвязях со средой обитания, значении в жизни людей и охране);
Публикация «„Путешествие под водой“, Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе» размещена в разделах
2)способствовать формированию географических представлений (умению находить океаны на глобусе);
3)познакомить со свойством солевой воды лучше удерживать предметы на поверхности по сравнению с пресной водой (на основе эксперимента);
4) пополнять словарь детей: рыба-собака, рыба зебра, рыба бабочка, скат-хвостокол, каменная рыба и другие. Активизировать в речи детей слова: батискаф, водоросли, медуза, краб, осьминог, акула.
5)воспитывать бережное отношение к природе.
Демонстрационный материал: письмо, глобус, карта острова сокровищ, картинки с водным транспортом (лодка, катер, батискаф, теплоход, ледокол, изображения морских животных, схема опыта, сундук с сюрпризом (книга Н. Сладкова «Покажи мне их!», шоколадные монеты.
Раздаточный материал: рисунки с изображением морских животных и растений, лотки с яйцами, розетки с солью, чайные ложки (на каждого ребенка, стаканчики с водой (по два на каждого, яйца из киндера-сюрприза, а в них загадки.
Оборудование: видеомагнитофон, видеокассета, с фильмом «Путешествие под водой».
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в энциклопедиях, книгах об обитателях океана, моря (Энциклопедия для детей Т. З. География/Глав. Ред. В. А. Володин. - М. : Аванта, 2001. –с. 103- 113,Нейер Д. Морские животные (из серии «Интересное рядом») и др., чтение рассказов: Л. Н. Толстой «Куда девается вода из моря?», !Акула» и др., просмотр детьми телепередач (дома с родителями) по каналам: «Дискавери», «Планета животных» и др. о жизни морских животных, океанских исследованиях; просмотр мультфильма «Приключения капитана Врунгеля»; игры «Море волнуется раз…», «кто, где живет» и др., беседы с детьми об морских животных и растений и др.).
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, сегодня мы получили письмо от капитана Врунгеля. Сейчас я его вам прочитаю: «Уважаемые дети. Пишет вам капитан Врунгель. Недавно я был в кругосветном плавании, и там мне повстречались пираты. Мои помощники: старший лейтенант Лом и матрос Фукс помогли мне поймать пиратов и сдать их в милицию. И у нас оказалась карта, которая указывает дорогу к сокровищам. Я, к сожалению, не могу отправиться на поиски сокровищ, так как, учу матросов морскому делу. Передаю вам эту карту, а также любое транспортное средство по вашему желанию. Желаю вам успехов в поиске сокровищ. С уважением капитан Врунгель».
Воспитатель: Дети, хотели бы вы отправиться в путешествие? Давайте посмотрим, где находиться сокровища (разворачивает карту). Здесь написано, что сокровища надо искать на дне самого большого океана. Какие вы знаете океаны?
Дети: Индийский, Атлантический, Северный ледовитый, Тихий.
Воспитатель: Назовите самый большой океан?
Дети: Тихий.
Воспитатель: В каком океане будем искать клад?
Дети: В Тихом.
Воспитатель: Кто может показать океан на глобусе? (1-2 ребенка показывают)
Воспитатель. Найти клад в океане не так просто. Видите на карте жемчужины? Необходимо отыскать нужные жемчужины в определенном порядке, для этого надо ответить правильно на все вопросы. Только так вы сможете отыскать сокровища. А вот и вопросы, каким бывает дно у океана, кто обитает в океане? Дети, а что нужно сделать, чтобы увидеть дно океана? (Спуститься под воду). Какой вид транспорта нам понадобиться? ( Воспитатель показывает картинки: лодку, катер, батискаф, теплоход, ледокол). Почему вы так думаете?
Дети: Батискаф может погрузиться под воду, а другие корабли нет.
Воспитатель: Я приглашаю вас на батискаф, устраивайтесь по удобнее, сейчас начнется погружение: (дети садятся на заранее расставленные стулья на необходимом расстоянии от экранного средства, запускается видеофильм «Путешествие под водой»).
Воспитатель: Мы находимся в южной части Тихого океана, где можно увидеть огромное количество рыб. Сейчас вы видите рыб-бабочек. Так назвали их за красивую окраску, яркую как у бабочек.
А это рыба-зебра. Ее назвали так за черные полоски как у зебры. Морские обитатели сторонятся рыбы зебры, так как, у нее ядовитые иглы. Многие рыбы живут стаями, так им легче избежать нападения хищников.
Сейчас вы видите рыбу-собаку, она может раздуваться, набирая в себя много воды и поворачиваться вокруг себя, так она отпугивает хищников. Посмотрите, как замаскировалась каменная рыба. Это плохой пловец, поэтому прячется среди камней, поджидая добычу, сама как живой камень. А это скат-хвостокол. Он тоже мастер маскировки. Он может спрятаться в песке или иле. На конце его хвоста есть шип, который способен вырабатывать электрический разряд. А сейчас вы увидите мурену. Эта рыба похожа на змею, и она ядовита как змея. Прячется в норах, поджидая добычу. А это морские черепахи. Они великолепно плавают и ныряют. У них передние конечности гораздо длиннее задних и превратились в настоящие ласты. На сушу эти существа выбираются только для того, чтобы отложить яйца, из которых потом появятся маленькие черепашки. Питаются черепахи водорослями, рыбой и крабами. Акула. Большинство акул питается мясом, но только представители 20 видов акул нападают на человека, а 330 видов акул не представляет для человека опасности. Интересно то, что если у акулы изнашиваются зубы, то на их месте вырастают новые. А теперь вы легко ответите на вопросы. Каким бывает дно у океана?
Дети: Неровным, есть впадины и возвышенности.
Воспитатель: Кто обитает в океане? Дети после фильма отвечают. Молодцы. Первую жемчужину вы найдете, если угадаете, у какого морского животного она находится (по группе разложены картинки с изображением животных: краб, осьминог, кита, рыбы меча).
Воспитатель: В океане под водой, носит клещи он с собой… (Краб). Возьмем жемчужину у краба, для этого нам нужно отправить за ним водолаза (просит принести жемчужину ребенка, достает оттуда следующие вопросы). А здесь еще вопросы: Что перепутал художник, когда рисовал океан? (дети рассматривают рисунки на ковре, находят ошибки на картинках).
Дети: У медузы клешни, у краба щупальца, рядом с акулой рыба-бабочка, на дне растет дерево.
Воспитатель: Зачем крабу клешни?
Дети: Он хватает ими
добычу.
Воспитатель: Зачем осьминогу столько ног?
Дети: Чтобы передвигаться, хватать добычу.
Воспитатель: Почему рыбу – бабочку нельзя изображать рядом с акулой?
Дети: Акула – хищник, может съесть рыбу-бабочку.
Воспитатель: Где растут деревья?
Дети: на суше.
Воспитатель: А какие растения можно увидеть в океане?
Дети: Водоросли, кораллы, актинии.
Воспитатель: Зачем нужны растения в океане?
Дети: Растения - это дом для некоторых животных океана, пища, место засады для того, чтобы поймать добычу.
Воспитатель: Следующее задание: изобразите морских животных, не повторяя фигуры.
Физминутка. Игра «Море волнуется раз…»
Воспитатель: Жемчужину вы найдете, если отгадаете загадку:
Восемь ног имеет….(Осьминог).
Воспитатель: Давайте посмотрим, что в жемчужине. Тут еще есть вопросы. Чем отличается вода в реке и вода в океане? Как получить соленую воду? (ответы детей). Какая вода лучше удерживает у поверхности предметы: соленая или пресная? (Предположение детей). Давайте проверим ваши предположения. Для этого отправимся с вами в лабораторию, которая находится прямо на батискафе (дети садятся за столы). Давайте вспомним, что мы хотели узнать? (Ответы детей). Как это можно сделать? (Предположение детей).
Воспитатель: Посмотрите на схему опыта: у нас 2 стаканчика с пресной водой. Что мы будем делать? (добавим в него соль и опустим яйцо). Со вторым? (Опустим яйцо). Ну что,начнем. Что у вас получилось?
Дети: Яйцо в соленой воде находится у поверхности, а в пресной воде ниже.
Воспитатель: Как вы думаете почему? (Соленая вода лучше удерживает предметы у поверхности воды). Вывод: Соленая вода плотнее пресной, лучше удерживает предметы у поверхности. Поэтому человеку легче плавать в соленой воде.
А жемчужину мы сможем найти, если отгадаем следующую загадку: Океаны бороздит исполин могучий (Кит). Давайте посмотрим, что в этой жемчужине. Здесь последние загадки. Мы близко у цели. Зачем нужен людям океан?
Дети: Люди ловят рыбу, путешествуют по океану, перевозят грузы.
Воспитатель: Как можно сохранить океан?
Дети: Не загрязнять его, не вылавливать редких животных и рыб, занесенных в красную книгу.
Воспитатель: Теперь мы можем найти клад, отгадав последнюю загадку: Надвое волну рассечь, вам поможет рыба (Меч). Вот мы и отыскали клад, предлагаю посмотреть его содержимое, когда вернемся в детский сад. Занимайте места в батискафе. Вам понравилось путешествие? (ответы детей) Что узнали нового? (Ответы детей). Что увидели в океане? (ответы детей).
Воспитатель: Ну, вот мы и вернулись в детский сад. Давайте посмотрим, какие сокровища отыскали (угощает шоколадными монетками).