Лучший педагог года

«Путешествие под водой». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

Ольга Вихрицкая
«Путешествие под водой». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

«Путешествие под водой»

в старшей группе.

Программное содержание:1)расширять представления детей об экосистеме «океан» (его обитателях и их взаимосвязях со средой обитания, значении в жизни людей и охране);

Публикация «„Путешествие под водой“, Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе» размещена в разделах

2)способствовать формированию географических представлений (умению находить океаны на глобусе);

3)познакомить со свойством солевой воды лучше удерживать предметы на поверхности по сравнению с пресной водой (на основе эксперимента);

4) пополнять словарь детей: рыба-собака, рыба зебра, рыба бабочка, скат-хвостокол, каменная рыба и другие. Активизировать в речи детей слова: батискаф, водоросли, медуза, краб, осьминог, акула.

5)воспитывать бережное отношение к природе.

Демонстрационный материал: письмо, глобус, карта острова сокровищ, картинки с водным транспортом (лодка, катер, батискаф, теплоход, ледокол, изображения морских животных, схема опыта, сундук с сюрпризом (книга Н. Сладкова «Покажи мне их!», шоколадные монеты.

Раздаточный материал: рисунки с изображением морских животных и растений, лотки с яйцами, розетки с солью, чайные ложки (на каждого ребенка, стаканчики с водой (по два на каждого, яйца из киндера-сюрприза, а в них загадки.

Оборудование: видеомагнитофон, видеокассета, с фильмом «Путешествие под водой».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в энциклопедиях, книгах об обитателях океана, моря (Энциклопедия для детей Т. З. География/Глав. Ред. В. А. Володин. - М. : Аванта, 2001. –с. 103- 113,Нейер Д. Морские животные (из серии «Интересное рядом») и др., чтение рассказов: Л. Н. Толстой «Куда девается вода из моря?», !Акула» и др., просмотр детьми телепередач (дома с родителями) по каналам: «Дискавери», «Планета животных» и др. о жизни морских животных, океанских исследованиях; просмотр мультфильма «Приключения капитана Врунгеля»; игры «Море волнуется раз…», «кто, где живет» и др., беседы с детьми об морских животных и растений и др.).

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, сегодня мы получили письмо от капитана Врунгеля. Сейчас я его вам прочитаю: «Уважаемые дети. Пишет вам капитан Врунгель. Недавно я был в кругосветном плавании, и там мне повстречались пираты. Мои помощники: старший лейтенант Лом и матрос Фукс помогли мне поймать пиратов и сдать их в милицию. И у нас оказалась карта, которая указывает дорогу к сокровищам. Я, к сожалению, не могу отправиться на поиски сокровищ, так как, учу матросов морскому делу. Передаю вам эту карту, а также любое транспортное средство по вашему желанию. Желаю вам успехов в поиске сокровищ. С уважением капитан Врунгель».

Воспитатель: Дети, хотели бы вы отправиться в путешествие? Давайте посмотрим, где находиться сокровища (разворачивает карту). Здесь написано, что сокровища надо искать на дне самого большого океана. Какие вы знаете океаны?

Дети: Индийский, Атлантический, Северный ледовитый, Тихий.

Воспитатель: Назовите самый большой океан?

Дети: Тихий.

Воспитатель: В каком океане будем искать клад?

Дети: В Тихом.

Воспитатель: Кто может показать океан на глобусе? (1-2 ребенка показывают)

Воспитатель. Найти клад в океане не так просто. Видите на карте жемчужины? Необходимо отыскать нужные жемчужины в определенном порядке, для этого надо ответить правильно на все вопросы. Только так вы сможете отыскать сокровища. А вот и вопросы, каким бывает дно у океана, кто обитает в океане? Дети, а что нужно сделать, чтобы увидеть дно океана? (Спуститься под воду). Какой вид транспорта нам понадобиться? ( Воспитатель показывает картинки: лодку, катер, батискаф, теплоход, ледокол). Почему вы так думаете?

Дети: Батискаф может погрузиться под воду, а другие корабли нет.

Воспитатель: Я приглашаю вас на батискаф, устраивайтесь по удобнее, сейчас начнется погружение: (дети садятся на заранее расставленные стулья на необходимом расстоянии от экранного средства, запускается видеофильм «Путешествие под водой»).

Воспитатель: Мы находимся в южной части Тихого океана, где можно увидеть огромное количество рыб. Сейчас вы видите рыб-бабочек. Так назвали их за красивую окраску, яркую как у бабочек.

А это рыба-зебра. Ее назвали так за черные полоски как у зебры. Морские обитатели сторонятся рыбы зебры, так как, у нее ядовитые иглы. Многие рыбы живут стаями, так им легче избежать нападения хищников.

Сейчас вы видите рыбу-собаку, она может раздуваться, набирая в себя много воды и поворачиваться вокруг себя, так она отпугивает хищников. Посмотрите, как замаскировалась каменная рыба. Это плохой пловец, поэтому прячется среди камней, поджидая добычу, сама как живой камень. А это скат-хвостокол. Он тоже мастер маскировки. Он может спрятаться в песке или иле. На конце его хвоста есть шип, который способен вырабатывать электрический разряд. А сейчас вы увидите мурену. Эта рыба похожа на змею, и она ядовита как змея. Прячется в норах, поджидая добычу. А это морские черепахи. Они великолепно плавают и ныряют. У них передние конечности гораздо длиннее задних и превратились в настоящие ласты. На сушу эти существа выбираются только для того, чтобы отложить яйца, из которых потом появятся маленькие черепашки. Питаются черепахи водорослями, рыбой и крабами. Акула. Большинство акул питается мясом, но только представители 20 видов акул нападают на человека, а 330 видов акул не представляет для человека опасности. Интересно то, что если у акулы изнашиваются зубы, то на их месте вырастают новые. А теперь вы легко ответите на вопросы. Каким бывает дно у океана?

Дети: Неровным, есть впадины и возвышенности.

Воспитатель: Кто обитает в океане? Дети после фильма отвечают. Молодцы. Первую жемчужину вы найдете, если угадаете, у какого морского животного она находится (по группе разложены картинки с изображением животных: краб, осьминог, кита, рыбы меча).

Воспитатель: В океане под водой, носит клещи он с собой… (Краб). Возьмем жемчужину у краба, для этого нам нужно отправить за ним водолаза (просит принести жемчужину ребенка, достает оттуда следующие вопросы). А здесь еще вопросы: Что перепутал художник, когда рисовал океан? (дети рассматривают рисунки на ковре, находят ошибки на картинках).

Дети: У медузы клешни, у краба щупальца, рядом с акулой рыба-бабочка, на дне растет дерево.

Воспитатель: Зачем крабу клешни?

Дети: Он хватает ими

добычу.

Воспитатель: Зачем осьминогу столько ног?

Дети: Чтобы передвигаться, хватать добычу.

Воспитатель: Почему рыбу – бабочку нельзя изображать рядом с акулой?

Дети: Акула – хищник, может съесть рыбу-бабочку.

Воспитатель: Где растут деревья?

Дети: на суше.

Воспитатель: А какие растения можно увидеть в океане?

Дети: Водоросли, кораллы, актинии.

Воспитатель: Зачем нужны растения в океане?

Дети: Растения - это дом для некоторых животных океана, пища, место засады для того, чтобы поймать добычу.

Воспитатель: Следующее задание: изобразите морских животных, не повторяя фигуры.

Физминутка. Игра «Море волнуется раз…»

Воспитатель: Жемчужину вы найдете, если отгадаете загадку:

Восемь ног имеет….(Осьминог).

Воспитатель: Давайте посмотрим, что в жемчужине. Тут еще есть вопросы. Чем отличается вода в реке и вода в океане? Как получить соленую воду? (ответы детей). Какая вода лучше удерживает у поверхности предметы: соленая или пресная? (Предположение детей). Давайте проверим ваши предположения. Для этого отправимся с вами в лабораторию, которая находится прямо на батискафе (дети садятся за столы). Давайте вспомним, что мы хотели узнать? (Ответы детей). Как это можно сделать? (Предположение детей).

Воспитатель: Посмотрите на схему опыта: у нас 2 стаканчика с пресной водой. Что мы будем делать? (добавим в него соль и опустим яйцо). Со вторым? (Опустим яйцо). Ну что,начнем. Что у вас получилось?

Дети: Яйцо в соленой воде находится у поверхности, а в пресной воде ниже.

Воспитатель: Как вы думаете почему? (Соленая вода лучше удерживает предметы у поверхности воды). Вывод: Соленая вода плотнее пресной, лучше удерживает предметы у поверхности. Поэтому человеку легче плавать в соленой воде.

А жемчужину мы сможем найти, если отгадаем следующую загадку: Океаны бороздит исполин могучий (Кит). Давайте посмотрим, что в этой жемчужине. Здесь последние загадки. Мы близко у цели. Зачем нужен людям океан?

Дети: Люди ловят рыбу, путешествуют по океану, перевозят грузы.

Воспитатель: Как можно сохранить океан?

Дети: Не загрязнять его, не вылавливать редких животных и рыб, занесенных в красную книгу.

Воспитатель: Теперь мы можем найти клад, отгадав последнюю загадку: Надвое волну рассечь, вам поможет рыба (Меч). Вот мы и отыскали клад, предлагаю посмотреть его содержимое, когда вернемся в детский сад. Занимайте места в батискафе. Вам понравилось путешествие? (ответы детей) Что узнали нового? (Ответы детей). Что увидели в океане? (ответы детей).

Воспитатель: Ну, вот мы и вернулись в детский сад. Давайте посмотрим, какие сокровища отыскали (угощает шоколадными монетками).

Публикации по теме:

Форель на пару в мультиварке.Форель на пару в мультиварке. Форель – это источник белка и микроэлементов, вкусная и полезная рыба и содержит совсем немного калорий. Я хочу поделиться рецептом приготовления.

Конспект занятия по развитию речи по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Конспект занятия по развитию речи по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Цель: Развивать речь детей, используя методы опосредованного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Путешествие под водой». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
Опубликовано: 28 февраля 2014 в 00:03
+29Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Путешествие под водой». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Вихрицкая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 35.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД