Дарья Силютина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром природы в средней группе «Весна в лесу»
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17»
Конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром природы в средней группе «Весна в лесу»
Составитель:
Силютина Дарья Владимировна
воспитатель
Бийск, 2023
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром природы в средней группе „Весна в лесу“» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2023
Цель: формирование реалистических представлений детей о жизни лесных животных в весенний период.
Задачи:
Образовательные: совершенствовать представления детей узнавать и называть время года, выделять признаки весны. Познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период (в весеннем лесу светло, становится теплее, снег тает, образуется много воды, начинают набухать почки, звери выводят потомство, птицы поют, строят гнёзда). Закреплять представления о правилах безопасного поведения на природе.
Развивающие: развивать умение вести сезонные наблюдения; развивать связную речь детей, активизируя словарь детей словами, обозначающими названия животных и их детёнышей.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
Материал и оборудование: Ноутбук, фонограмма «Голоса птиц», «Шуршание в кустах», «Пение птиц»; картины из серии С. Н. Николаевой, Н. Н. Мешковой: «Белки строят гнёзда», «Медведи весной», «Семья ежей»; игрушки: мишка плюшевый, бинокли, фотоаппараты, подзорные трубы; карточки-признаки весны, коврограф Ларчик.
Организационный момент
Воспитатель:
- Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.
С добрым утром! Начат день!
Первым делом гоним лень!
Мы не будем здесь зевать,
Будем думать и играть!
Дети встают в круг и приветствуют друг друга.
- Ребята, послушайте стихотворение:
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце землю нагревая,
Гонит с нашей горки лёд.
Тает баба снеговая
И ручьями слёзы льёт.
Дети слушают стихотворение
- Ребята, о каком времени года это стихотворение?
-Весна!
- А почему вы решили, что стихотворение о весне?
Ответы детей.
- Молодцы ребята! Весной, оживает и просыпается вся природа.
- Ой, ребята, кто-то рычит?
-Медведь!
Сюрпризный момент: выходит мишка-игрушка
-Здравствуйте, ребята!
-Здравствуй, медведь!
- А вы знаете, почему я проснулся?
- Потому что наступила весна, а весной медведи выходят из берлоги.
-Наверное, все мои друзья в лесу тоже проснулись и радуются наступлению весны.
- Весна!
Ответы детей.
Воспитатель вводит детей в воображаемую игровую ситуацию «прогулки в лес»
- Ребята, а вы хотели бы прогуляться с мишкой в лес и узнать какие изменения происходят в природе?
- Давайте возьмём с собой бинокли, подзорные трубы, фотоаппараты, чтобы издали наблюдать за лесными зверями.
(на столе лежат бинокли, подзорные трубы, фотоаппараты)
Дети берут предметы
- А кого можно встретить?
- Лису, медведя, зайца, ёжика, птиц.
- А вы знаете как надо себя вести в лесу?
-Да!
- Расскажите!
- Нельзя шуметь!
- Цветы рвать!
- Ветки ломать!
- Мусор бросать!
- Костёр жечь!
-Молодцы!
-Тогда в путь!
Физкультминутка «В путь!»
-В лес весенний мы шагаем (Идут маршевым шагом)
-Ноги выше поднимаем.
-Топают ножки (Идут топающим шагом)
-По прямой дорожке.
-По узенькой дорожке (Идут на носках)
-Пойдут тихонько ножки.
-Друг за дружкой побежали. (Бегут на носочках)
-В лес весенний прибежали.
Звучит звукозапись «Голоса птиц»
- Вот мы и пришли в весенний, красивый, сказочный лес!
- Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь мы свои!
Дети оглядываются по сторонам.
- Давайте с вами осмотримся, еще лежит на земле снег, а уже проснулись от долгого зимнего сна барсуки, ежи, медведи. Вышли они из норы или берлоги и пошли искать более сухие места.
- Ребята, я знаю в этом лесу есть белки, но не вижу их. Посмотрите вокруг себя в бинокли и трубы, поищите их на деревьях. Только тихо, не спугните!
Воспитатель подталкивает на поиск картины из серии С. Н. Николаевой, Н. Н. Мешковой «Белки строят гнёзда»
Дети ищут белок.
- Ребята, я заметила вон под той ёлкой шишки, вполне возможно, что их семенами питались белки.
- Я заметил!
- Я тоже увидела!
- А вот они и сами: обратите внимание, какие шубки у белок стали?
- Рыжие!
- Правильно, они рыжие.
- А зимой, какие у них шубки были?
-Серые!
- Да, серые.
- Как вы думаете почему?
- Правильно, чтобы быть менее заметной зимой.
- Что же белки делают весной в лесу?
- Строят гнёзда!
- У белки тоже появляются весной бельчата. Они рождаются голыми, беспомощными, ничего не видят. Мама-белка о них заботится, два месяца кормит бельчат молоком. А вот папа — белка не живет с семьей, он живет отдельно. Много времени мама — белка тратит на поиски корма, иначе бельчата вырастут хилыми и больными. Бельчата требуют особого внимания от белки — мамы, их нужно укрывать, согревать, кормить. Только через месяц бельчата открывают глаза и начинают выглядывать из гнезда.
Весной белка – это враг всех птиц и самый опасный хищник для многих пернатых. Она разоряет птичьи гнёзда на ветках деревьев и таскает из них птенцов и яйца.
- Ребята, тише, слышите какой-то шорох вон в тех кустах.
Звучит звукозапись «Шуршание в кустах»
- Как вы думаете, кто это может быть?
Ответы детей.
- Смотрите, да это же ёжик!
Воспитатель обращает внимание на картину из серии С. Н. Николаевой, Н. Н. Мешковой «Семья ежей».
- Что делали ежи зимой?
-Спят!
- Правильно, они всю зиму спали. В апреле появляются и ежата. Они рождаются в ежином гнезде, похожем на шалаш из сухих листьев, веточек и мха. Ежиха вскармливает ежат молоком, заботится о них. Мама – ежиха сначала кормит ежат молоком, а потом, когда они подрастут, приносит им в гнездо дождевых червей, слизней.
Дети смотрят в бинокль.
- Ребята, прислушайтесь, кто же так красиво поёт в лесу?
Звучит звукозапись «Пение птиц»
-Птицы!
- А зимой можно было услышать их пение?
-Нет!
- Почему?
- Зимой холодно, птицы прилетают поближе к людям.
-Как мы с вами заботились о птицах зимой?
- Кормили их, вешали кормушки.
- Все птицы оставались с нами зимовать?
-Нет!
- Весной птицы возвращаются домой из тёплых стран, вьют гнёзда, откладывают яйца и высиживают потомство.
- Дети тихо, я, кажется, заметила медведей.
Воспитатель обращает внимание на картину из серии С. Н. Николаевой, Н. Н. Мешковой «Медведи весной»
- Это же моя семья! (говорит мишка)
- Посмотрите в бинокль вон туда, в просвет между деревьями. Правда ли, что там семья бурых медведей? Давайте притаимся – присядем на корточки и понаблюдаем за ними. Шёпотом говорите мне, какие там медведи и что они делают.
- Правильно, там медведица с двумя медвежатами. Они недавно вылезли из берлоги! В берлоге у медведицы родились медвежата.
-Посмотрите и скажите медведица какая?
- Большая.
- А медвежата?
- Маленькие.
- Что же делает медведица мать и что делают медвежата?
Разные ответы детей.
- Медведица трётся спиной о дерево. Она сейчас линяет – старая густая шерсть у неё выпадает. К лету у медведицы вырастает редкая шерсть, чтобы ей не было жарко. Спина у неё чешется, вот она и трётся о дерево.
- Ребята, спасибо вам за прогулку по весеннему лесу, а я остаюсь со своей семьёй! До свидания!
Мишка-игрушка уходит.
- А нам пора возвращаться обратно в детский сад!
Физкультминутка «В путь!»
- В сад обратно мы шагаем (Идут маршевым шагом)
-Ноги выше поднимаем.
-Топают ножки (Идут топающим шагом)
-По прямой дорожке.
-По узенькой дорожке (Идут на носках)
-Пойдут тихонько ножки.
-Друг за дружкой побежали. (Бегут на носочках)
-В лес весенний прибежали.
- Вот мы с вами и в детском саду!
- Давай уберём все бинокли на стол.
Дети убирают предметы.
Рефлексия
-Понравилась вам наша прогулка в весенний лес?
-Да!
- А кто к вам приходил в гости сегодня?
-Мишка!
- А хотели бы вы ещё прогуляться по весеннему лесу?
-Да!
- Ребята, посмотрите, на столе лежат карточки. Кому сегодня было интересно и все понравилось, возьмите карточки с признаками с весны и разместите их на ковер в этот квадрат. Если у кого что-либо не получилось или было не понятно, разместите карточку в круг.
Дети берут нужные карточки и вешают на ковёр.
- Я рада, что у всех сегодня всё получилось и всем всё понравилось!