Екатерина Вихрова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Откуда пришла игрушка» Знакомство детей с историей появления игрушки.
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 34
Конспект занятия по ознакомлению
с окружающим миром
старшая группа
«Откуда пришла игрушка»
Подготовила: воспитатель
Вихрова Екатерина Петровна
2016 год
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Откуда пришла игрушка“ Знакомство детей с историей появления игрушки,» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Игрушки
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
Программные задачи: Закрепить знания детей о том, какой путь проделала игрушка, чтобы занять место в уголке. Совершенствовать знания о видах игрушек, о материале, из которого их делают. Упражнять в употреблении простых распространённых и сложных предложений, в согласовании существительного с числительным. Развивать внимание, общую моторику. Активизировать словарь. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, умение делиться с товарищами.
Словарь: название и части игрушек, стеклянная, деревянная, меховая, заводная, играть, ломать, исправить, дружно, весело, скучно.
Оборудование: разнообразные игрушки, сделанные из различного материала, старинные игрушки.
Ход занятия.
I. Вводная часть.
1. Организационный момент.
-Ребята, посмотрите вокруг, чего в нашей группе много? (У нас в группе много разных игрушек).
-Из каких материалов они сделаны? (Из пластмассы, железа, резины, металла, дерева).
-Хотите узнать, как появились игрушки, из чего их делали раньше? Тогда слушайте мой рассказ.
II. Основная часть.
1. Знакомство с игрушками.
-Давным - давно, когда ещё не выросли мои дедушка и бабушка и ещё раньше, делали народные игрушки из дерева и глины, из бересты и соломы, из старых лоскутов. Железа раньше не было, да и пластмассу не придумали, приходилось людям делать игрушки из того, что было. Люди не умели делать ткани, а только убивали диких животных и из их шкур делали себе одежду, а из остатков их дети шили себе куколок: сворачивали мех трубочкой, вставляли палочки в бока и получались куколки. Но со временем человек сделал себе нож и начал выстругивать игрушки из веток дерева, мак появились первые свистульки. В старину игрушку называли «Таратушкой» - было такое слово «таратай» - так называли «тутников», сказочников на ярмарках, где продавались игрушки, вырезанные из дерева, зазывали с лодками кричали:
Та-ра-рушки, та-ра-рушки
Это русские игрушки.
Очень главные, да забавные.
Да нарядные, ненаглядные
Не-на-гляд-ные.
-Мастера, вырезавшие игрушки из дерева славились, их все знали. Игрушки из дерева были практичные, прочные и дети с ними долго играли, передавали их меньшим сёстрам и братьям. Со временем научились делать двигающиеся игрушки это : курочки, «мужик и медведь»… Мамы девочкам шили кукол из лоскутков ткани, глазки вышивали. Куклы получались очень нарядные, мягкие и интересные. Изучая игрушки разных народов мира, можно узнать лучше о том, как эти народы жили, чем занимались, что любили. Материал, из которого сделана игрушка, может нам рассказать о многом. Игрушки делают из : бумаги, меха, бересты, резины, стекла, глины, пластмассы, теста и т. д. Оказывается, что нет такого материала, из которого нельзя было бы сделать игрушку.
-У жителей Севера под руками кость. Из неё и вырезал лыжник игрушку для детей. А у нас плели коней из соломы, забавного человечка делали из шишек, петушка вытачивали на столярном станке из дерева. Но самым излюбленным материалом была глина. Добывалась она без труда. В руках податлива и из неё можно вылепить всё, что задумаешь. Дымковские игрушки-свистульки - начало их деятельности, а сейчас лепят сцены из сказок и жизни. Игрушки эти необычайно нарядны. Сначала эту игрушку лепят из глины, затем сушат, когда она высохнет, её красят в белый цвет, а потом мастера росписи стараются, кто красивее и наряднее придумает, как её раскрасить. Когда краска высохнет, игрушку покрывают лаком, чтобы она блестела и привлекала внимание. О какой игрушке дальше пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
-Конечно же, это матрёшка. А знаете ли вы, как появилась матрёшка? Я вам расскажу.
-Много лет назад, недалеко от Москвы, народные умельцы придумали и создали первую матрёшку – занятную деревянную куклу. Похожа она была на простую крестьянскую девочку. Назвали куклу любимым в народе именем Матрёна, ласково - Матрёшка. В большой кукле спряталась целое семейство- одна другой меньше. Всем понравилась матрёшка и взрослым и детям. Прошло много лет, а она не надоела ни кому. Матрёшка украшает наши квартиры, её охотно дарят друзьям на добрую память. Раньше её изготавливали вручную, а теперь на фабриках многих городов. Вот потому-то одни матрёшки – в ярких сарафанах с передниками, в узорчатых платках, другие – в зимних шубах. Иные сплошь разрисованы цветами, ягодами, а фартук, словно ковёр красочный. Но время идёт и человек делает всё новые и новые игрушки. Игрушки из железа и пластмассы, из меха и дерева.
-Игрушки бывают разных видов : музыкальные (ложки, свистульки, молоточек, металлофон, барабан).
-Спортивные, которые помогают заниматься спортом (мячи, скакалки, обручи, велосипеды).
-Строительные ( разнообразные строительные наборы: деревянные и пластмассовые).
-Механические, заводные, на батарейках (машины).
-Ёлочные (игрушки, сделанные из стекла, бумаги, картона).
-Со временем игрушки меняются, если раньше были куклы, лошадки, то сейчас: роботы, трансформеры, барби, танграммы, компьютеры.
-Самым маленьким дают шумовые игрушки : погремушки, пищалки.
-Прежде чем игрушка попадет к нам в уголок, ей нужно пройти очень большой путь. Сначала трудятся конструкторы – они придумывают внешний вид игрушки. Затем выбирают материал, из которого будет сделана игрушка. По чертежу рабочие делают детали, затем их соединяют. Готовая игрушка идёт на покраску и упаковку. Упакованные игрушки развозят по всей стране в магазины.
2. Физминутка:
Есть игрушки у меня :
Паровоз и два коня,
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъёмный кран-
Настоящий великан.
Сколько вместе? Как узнать?
Помогите сосчитать!
(дети выполняют пальчиковую гимнастику в соответствии с текстом)
3. Дидактическая игра «Из чего сделана игрушка?»
Например: Игрушка из пластмассы…пластмассовая игрушка.
-Из меха…меховая игрушка.
-Из железа…железная игрушка.
-Из стекла…стеклянная игрушка.
-Из дерева…деревянная игрушка.
III.Заключительная часть
Итог. Ребята, что интересного и нового вы узнали об игрушках? Какие раньше были игрушки? С какими игрушками сейчас играют дети? Как нужно обращаться с игрушками? Игрушки иногда ломаются, с ними нужно играть аккуратно и после игры ставить на своё место.