Ирина Царева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Крайний Север — мир снега и льдов» в подготовительной группе
▼ Скачать +Заказ
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Тема: «Крайний север мир снега и льдов».
Цель: Расширять представления детей об условиях жизни на Севере.
Задачи.
- Продолжать знакомить и углублять знания детей о России, а именно о Севере.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Крайний Север — мир снега и льдов“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Подвести знания детей к тому, что природа, животный мир, образ жизни людей зависит от климатических условий данной полосы России.
- Расширять кругозор детей, развивать мышление, сообразительность, воображение, речь.
- Воспитывать у детей любовь к Родине, ее народу, интерес к познанию.
Демонстрационный материал: интерактивная доска, компьютер, глобус.
Раздаточный материал: лист на каждого ребенка со следами животных (белого медведя, северного оленя, белого волка); разрезные картинки с изображением животных севера (белый медведь, северный олень, полярный волк, морж).
Ход занятия.
Воспитатель: Доброе утро ребята! Посмотрите, что я сегодня принесла вам в группу.
Что изображает глобус? (Ответы детей).
Какого цвета на глобусе больше всего? (Ответы детей).
Как вы думаете, что обозначено синим и голубым цветом? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно. Моря и океаны. Чем темнее цвет, тем глубже в этом месте море или океан.
Какие ещё цвета есть на глобусе? Зелёный - это равнины.
Что обозначают коричневым цветом? (обозначаются горы).
Воспитатель: Чем темнее цвет, тем горы выше.
Воспитатель: Что обозначено жёлтым цветом? (Ответы детей).
Воспитатель: А что обозначено белым цветом? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно. Арктика и Антарктида. А покажите, где расположен Север на глобусе. А почему вы так решили?
Воспитатель: Дети, что такое Север? Что вы о нем знаете? (Царство вечного холода, снега и льда)
Воспитатель: Хотите побывать на Севере?
Раз, два, три, четыре,
Север нам откройся шире.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вот и северная гладь. (Слайд №1).
Воспитатель: Климат в Арктике очень суровый. Ледяной и снежный покров держится почти весь год. Зимой температура опускается до -60 градусов.
Что происходит с водой при такой температуре воздуха? (Ответы детей).
Какие бывают осадки? (Ответы детей).
Воспитатель: А еще там дуют сильные ветры, часто бушует пурга. Летом в Арктике наступает полярный день. Это когда солнце светит круглые сутки. Оно здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом, и его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой и летом. Зимой на Севере темно : нет ни утра, ни дня, ни вечера - круглые сутки ночь. Это полярная ночь. Она длится полгода. Часто в период полярной ночи, на небе можно увидеть Северное сияние. Северное сияние - это завораживающее, прекрасное зрелище. Темное синее небо часами переливается разноцветными огнями. (Слайд №2).
Воспитатель: Если зимой - полярная ночь, то летом - полярный день: сплошной день, белые ночи. Несмотря на суровый климат, на Севере бывает лето, но оно очень короткое, нежаркое. Как вы думаете, живут ли люди на крайнем на Севере? (Ответы детей).
Воспитатель: Они живут в очень тяжелых природных условиях, но ни за что не променяют свою землю на какую -то другую. Потому что Север - это их родной дом, малая родина, которую они любят всем сердцем. Живут они в специальных домах, похожих на палатки.
Кто знает, как называется такой дом?
Воспитатель: Называется такое жилище - чум.
Как вы думаете, из чего их делают? (Слайд №3).
Воспитатель: Такие дома хорошо защищают от ветра и холода.
Физминутка.
Дуют ветры ледяные.
(Дети машут руками вверху).
Горы снежные, крутые.
(руки поднять вверх, встать на носочки).
Там о лете не слыхали.
(ладонь прижать к уху, наклоны в стороны).
Там согреешься едва ли.
(обнять себя руками).
Он не мал и не велик.
(Руки свести и развести в стороны).
Этот снежный материк.
(хлопнуть в ладоши на уровне груди).
Воспитатель: Для всего живого условия здесь очень суровые. Обживать арктические пустыни дерзают немногие виды животных. Какие животные обитают в Арктике?
Воспитатель: Как вы думаете, почему у большинства животных белая окраска?
(Ответы детей). (Слайд №4).
Воспитатель: Правильно молодцы. Загадывает загадку.
Живет он там, где холода,
И ловит рыбу из-под льда.
Он в шубе белой щеголяет,
Умеет плавать и ныряет.
Воспитатель: Правильно. Белый медведь - самый большой медведь, он является самым крупным млекопитающим отряда хищных в мире. Белых медведей на Земле осталось не так уж много, поэтому охота на них запрещена, они занесены в «Красную книгу». Длина тела взрослого медведя может быть до 3 метров, а вес может достигать тонны. Белые медведи могут достаточно быстро бегать, да еще и отлично плавать. У белого медведя есть подкожный слой жира, который зимой может быть до 10 см толщиной. Поэтому медведь легко может плавать в ледяной воде и переносить сильные холода. Какие у белого медведя лапы. Лапы у него очень широкие, поэтому он не проваливается на снегу, может долго и быстро плавать, подошвы покрыты густой шерстью, так что лапы не мерзнут. Основная пища белого медведя - тюлени, рыба.
Воспитатель: Загадывает загадку.
У него рога большие
И ветвистые такие.
Стройный, длинноногий зверь,
Красавец - северный. (Слайд №5).
Воспитатель: Правильно. Северный олень - житель Крайнего Севера. У него замечательная шерсть - густая, мягкая. Особенно тёплая она становится в зимние месяцы, когда наступают морозы и бушуют метели. Копыта северного оленя особенные. Они широкие да ещё могут раздвигаться, как растопыренные пальцы. Для чего оленю такие копыта? Чем шире ступня копыта, тем меньше ноги животного проваливаются в снег. Края копыт оленя ещё крепкие и острые. Это очень важно! Копытами, как лопатами, северный олень раскапывает, разгребает снег, чтобы добраться до вкусного мха (ягеля). Главное украшение северных оленей - их большие ветвистые рога. Каждый год олени меняют старые рога на новые. У малышей - оленят тоже есть рожки, только маленькие. Олени дают вкусное молоко. Северные олени - путешественники. Огромные стада кочуют по тундре, совершая большие переходы. А во главе стада идёт вожак - самый опытный и сильный олень.
Воспитатель: Загадывает загадку.
Два мощных имеет клыка,
Два ласта и два плавника,
Но этого дядю не трожь,
Прилёг отдохнуть толстый… (Слайд №6).
Воспитатель: Правильно. Морж. Моржи очень крупные животные, в длину достигают от 3 до 5 м. Тело его очень гибкое. У моржей пара длинных клыков, торчащих из верхней челюсти по направлению вниз. Чем старше морж, тем длиннее у него клыки. Отдыхать и спать моржи могут прямо в воде. На верхней губе у моржа находятся длинные толстые усы, похожие на щётку. С их помощью морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на большой глубине, да ещё подо льдом, почти ничего не видно, приходится искать на ощупь. Моржи лежат на берегу, тесно прижавшись друг к другу. Так они согревают друг друга. Питаются рыбой.
Воспитатель: Загадывает загадку.
Не собака, не койот,
Он на Севере живёт,
На луну ночами воет,
Свой оскал от нас не скроет.
В белой шубе круглый год,
Кто его мне назовёт. (Слайд №7).
Воспитатель: Правильно. Полярный волк. Обитает на всей территории Арктики и в тундре, за исключением льдин и больших территорий, покрытых льдом. Чтобы выжить, волк приспособился, есть любой корм, который только попадается. Он хорошо приспособлен к жизни в Арктике: может годами жить при минусовой температуре, месяцами не видеть солнечного света и неделями оставаться без пищи. В поисках пищи волчья стая может обходить большие районы. Едят других животных, птиц. Полярные волки живут стаями по 7 - 10 волков. Стаю, как правило, возглавляет вожак. Во время кормления и воспитания детёнышей все взрослые животные оказывают друг другу помощь. Часто один или два молодых волка присматривают за детёнышами, когда их мать уходит на охоту. Живут в логове.
Воспитатель: Итак, что же помогает выжить животным в Арктике?
Толстый слой жира.
Густая тёплая шерсть.
Широкие лапы.
Окраска меха.
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем в игру "Узнай чей след". У вас на столе карточки со следами животных и животные: белый медведь, олень и полярный волк. Вам нужно подумать и расположить каждого животного напротив своего следа.
Воспитатель: У меня еще есть для вас интересное задание. Сейчас вы разделитесь на 4 команды, подойдете к столикам и из разрезных картинок соберете животное севера, а потом мы посмотрим все вместе у кого какое животное получилось.
Итог.
Воспитатель: Ну, вот и закончилось сегодня наше путешествие по Северу.
С какими животными вы сегодня встречались? (Ответы детей).
Что вам понравилось? (Ответы детей).
Вы все молодцы. Занятие окончено.