Петкунова Карина Михайловна
Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой донских казаков
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- Приобщать дошкольников к культуре донского края; расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом; знакомить детей с казачьими песнями, учить видеть красоту донских напевов; закрепить знания о казачьей кухне, правильном рациональном питании;
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой донских казаков» размещена в разделах
- развивать и обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами, связанными с предметами быта: ухват, активизировать в речи детей слова: курень, казаки, станица:
- прививать уважение к традициям родного народа, воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине.
Задачи:
Воспитательные:
1. Воспитывать чувства патриотизма к Родине.
2. Воспитывать любовь к своей малой Родине.
3. Воспитывать чувство гордости за свой народ.
Образовательные:
1. Формировать знания об истории возникновения казачества.
2. Обобщать и систематизировать знания о культуре и быте казаков.
Развивающие:
1. Развивать внимание, память.
2. Прививать бережное отношение к традициям родного края.
3. Развивать и обогащать словарный запас.
Словарная работа: курень, казаки, икона, прялка, лампасы, чугунок.
Предварительная работа с детьми: Рассматривание картин, рисунков, иллюстраций в книгах с изображением куреней, станиц, подворий казаков. Беседа о том, как жили казаки в старину. Разучивание пословиц о доме, стихотворений о казаках и родной станице.
Методические приемы: показ, объяснение, беседа.
Ход занятия:
Чтение стихотворения «Весна в степи на Дону»
Тихий Дон разливается тихо.
И ничем по весне не сдержать.
По-казачьи, задорно и лихо
Предъявляя могучую стать.
Берега, что в верховьях крутые,
Заросли вековым камышом.
Пейзажи донские родные
Входят в душу прекрасным стихом.
Растянулись вдоль Дона станицы,
Белизною блестят курени.
Чернобровы донские девицы,
И отважны донцы-молодцы.
Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?
Дети: О нашей реке Дон.
Воспитатель: А что вы знаете о реке Дон? Какая она?
Дети: Она большая, широкая, полноводная, с красивыми берегами, она тянется далеко по всей нашей области. По ней ходят корабли, теплоходы. По берегам расположены многочисленные деревни, села, города.
Воспитатель: Дети, а вы знаете откуда пошло название реки Дон. В далекие времена в неизвестной тогда реке утонул сын бога Марса Танаис, в последствии, Дионис, и теперь Дон в честь его и зовут.
Воспитатель: А как назывались люди, которые в далеком прошлом селились на берегу Дона?
Дети: Их стали называть казаками.
Воспитатель: Да их называли казаками. Они были воинами, защитниками Родины; пахали землю, сеяли пшеницу, строили дома.
Воспитатель: Ребята, как назывались дома, в которых жили казаки?
Дети: Они назывались курени.
Воспитатель: Курень – по- монгольски значит «круглый». Казаки строили дома так, чтобы можно было переходить из одной комнаты в другую по кругу. В давние времена казаки строили землянки : рыли яму, сверху накрывали ветками и засыпали землей. А потом какие стали строить дома. Потом дома стали строить из дерева и камня.
Воспитатель: Казаки по праздникам и воскресеньям всегда ходили в церковь. На праздник казачка готовила особое угощение. Давайте вспомним любимые блюда казаков. Казачья еда была очень полезной. Есть блюда, которые отличали казачью кухню от других. А вы знаете какие-нибудь казачьи кушанья?
Дети: В Дону водилась рыба. Казаки из нее варили уху, жарили, запекали.
А еще варили холодец, различные каши, студень, лапшу, борщ пекли кулебяки, пироги, хлеб.
Воспитатель: Еду готовили на печке в чугунках. А ставили чугунки в печь ухватом. Посуда была из глины, ложки были деревянные. Вся семья ела из одной посудины, по старшинству. Посуду любили расписывать разными цветами.
Воспитатель: главным украшением казака считалось оружие : сабли, копья, кинжалы.
Воспитатель: А какая одежда была у казаков и казачек! Самотканая, само сшитая, расшитая разными узорами. Казаки носили широкие штаны – шаровары и кафтан, на голове носили шапку, на ногах сапоги. Кинжал и сабля вешались казаку на пояс.
Воспитатель: Костюм казачки состоял из юбки и кофты. Юбки украшались оборками и кружевом, а кофты тесьмой, вышивкой и бисером. Какую прическу носили казачки?
Дети: Молодые девушки носили косу, а женщины заплетали волосы вокруг головы.
Воспитатель: Казаки воевали, занимались земледелием, а казачки - детьми и домашним хозяйством. Но было время и веселью. Они пели песни, водили хороводы, устраивали игрища.
Давайте и мы поиграем в игру!
Игра «Звонок»
Дети встают в круг, крепко держась за руки. В круг заходят 2 детей. У одного в руках веревочка, у другого колокольчик. Ребенку с веревочкой завязывают глаза. Он должен по звуку колокольчика поймать своего противника и накинуть на него веревочку. Круг не позволяет играющим расходиться далеко.
Воспитатель: Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи. Скажите, пожалуйста. Какие законы должны соблюдать казаки с детства?
Дети: С уважением относиться к старшим. Уважать мать, сестру, жену. Надо быть честным и скромным.
Воспитатель: Молодцы, ребята! В казачьих семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность. К отцу и матери обращались только на Вы. При появлении старшего по возрасту все должны были встать. Не разрешалось в присутствии старших сидеть, разговаривать, курить. Старшим и пожилым людям младшие должны были уступить дорогу. Вот такие строгие обычаи соблюдались в семьях.
А теперь давайте вспомним какие вы знаете пословицы о казаках.
Дети: - Казак и в беде не плачет.
- Атамана из плохого казака не получиться.
- Где враг, там и казак.
- Казак без службы – не казак.
- Терпи казак – атаманом будешь.
Воспитатель: А как вы думаете, где большую часть жизни находились казаки.
Дети: На службе, в боях, в походах.
Воспитатель: Правильно. А на чем ездили казаки.
Дети: На конях.
Воспитатель: Да. У казаков была особенная любовь к лошадям. Лошади были самыми верными их друзьями. Они не расставались ни в бою, ни в труде. Часто казаки на праздниках проводили скачки.
Воспитатель: Донские казаки до сих пор чтят традиции своих предков.
На этом наше занятие подошло к концу. Теперь я знаю, что наши предки гордились бы вами