Марина Рябова
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Русская народная сказка «Каша из топора»
▼ Скачать + Заказать документы
Организационный этап
Деятельность воспитателя Деятельность детей
- Здравствуйте, ребята!
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.
Проверим готовность к уроку и начнём занятие.
Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу.
1 этап. Актуализация знаний. Целеполагание.
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
-Ребята, какие сказки мы проходили с вами на прошлых занятиях?
-Какие это сказки?
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой „Русская народная сказка „Каша из топора“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Каша из топора», сказка
- Темочки
-Вспомните, что такое сказка.
-Кроме волшебных сказок есть ещё другие виды сказок.
-Существуют народные и авторские сказки. В свою очередь народные сказки подразделяются на сказки о животных, волшебные и бытовые.
-Прослушайте две загадке и догадайтесь, какую сказку мы будем проходить сегодня на занятии.
Кланяется, кланяется, а придёт домой –растянется. (Топор)
Крупу в кастрюлю засыпают,
Водой холодной заливают
И ставят на плиту вариться.
И что тут может получиться (Каша)
-Правильно.
Сказка о рыбаке и рыбке, Морозко, Маша и медведь и т. д.
Волшебные
Сказка – это один из основных жанров устного народнопоэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.
Сказка «Каша из топора»
2 этап. Первичное чтение сказки.
-Сегодня мы с вами познакомимся с русской народной бытовой сказкой «Каша из топора»
-Прежде чем послушать сказку познакомимся с некоторыми словами, которые попали к нам из толкового словаря.
Побывка - приезд к кому-нибудь, на короткое время.
Поскупилась – пожадничала.
Эдакий – то же, что и этакий.
Дивиться - то есть удивляться.
Иная – другая.
Вдоволь – то есть много.
-А теперь прочитаем с вами сказку.
-Куда шёл солдат?
-Почему солдат постучался в избу?
-Кто жил в избе?
-Почему старуха не дала солдату еды?
Внимательно слушают.
Внимательно следят за чтением.
На побывку.
Что бы попросить еды.
Старуха.
Она была скупая.
3 этап. Проверка первичного восприятия.
(эмоционально-оценочная беседа).
-Понравилась ли вам сказка?
-Какой из героев вам понравился больше?
-Почему?
-А понравилась ли вам старуха?
-Почему?
Да
Солдат
Он добрый и умный
Нет.
Она жадная.
4 этап. Вторичное чтение сказки по отрывкам.
Деятельность воспитателя Деятельность детей
-Что попросил солдат у старухи?
-Что ответила старуха?
-Что придумал солдат?
-Что он сначала попросил у старухи?
- А потом?
- Что получилось у солдата сварить из топора?
-Почему у солдата получилось сварить кашу из топора?
-Что спросила старуха у солдата, когда они поели кашу?
-Что ответил солдат?
А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего? У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.
- Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.
Солдат пошёл на хитрость
- Ну, нет так нет,- солдат говорит. Тут он приметил под лавкой топор.
- Коли нет ничего иного, можно сварить кашу и из топора.
Котёл и топор.
Крупу, соль, масло.
Кашу
Потому что он варил её не из топора, а из крупы.
- Служивый! Когда ж топор будем есть?
-Да, вишь, он не уварился,- отвечал солдат,- где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю!
5 этап. Рефлексия
- О чём же эта сказка?
-Чему учит нас эта сказка?
-Как вы понимаете выражение «скупой платит дважды».
-Занятие окончено.
О жадной старухе и солдате.
Учит нас позитивному взгляду на мир. Солдат остановился у жадной старушки, которая не хотела его кормить. Он это понял, и используя свою смекалку выкрутился из сложной ситуации.
Старушка не только накормила солдата, хотя и не собиралась, но и лишилась топора.