Приложение МААМ

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Рассказ Н. Булгакова «Анна, не грусти!»

Марина Рябова
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Рассказ Н. Булгакова «Анна, не грусти!»
▼ Скачать + Заказать документы

ЭТАП 1 Актуализация знаний. Целеполагание.

Деятельность учителя

- Здравствуйте, ребята!

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке.

Глазки шире открываем,

Слушаем и запоминаем.

Ни минуты не теряем.

Проверим готовность к уроку и начнём занятие.

Проверка домашнего задания.

-На прошлом уроке литературного чтения мы познакомились с творчеством В. Лунина и его стихотворением «Я и Вовка».

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой, Рассказ Н, Булгакова „Анна, не грусти!“» размещена в разделах

-И домашним заданием вам было выразительное чтение этого стихотворения на оценку. (несколько учащихся читают стихотворение)

-На уроках литературного чтения мы начали знакомство с творчеством писателей. Каких писателей вы уже знаете?

-На слайде вы видите портреты писателей?

-Как вы думаете, с творчеством какого писателя мы познакомимся сегодня на уроке?

- Правильно, это Н. Булгаков. (на слайде портрет писателя)

Вступительная беседа о писателе:-

Священник Николай Булгаков родился в 1950 в Москве.

Учился на факультете журналистики МГУ, а также в литературном институте. Первый рассказ был опубликован в 1966 в «Комсомольской правде». В 1976-м вышла первая книга. В 1975-1976 – нес армейскую службу. Работал в редакциях целого ряда газет, журналов, писал для телевидения и радио. Член Союза писателей. В 1981-м принимает крещение. С 1987 пишет на православную тематику: о святых, монастырях, взаимоотношениях Церкви и государства.

В 1995 принимает дьяконский и почти сразу — священнический сан.

Отец Николай является автором части печатаемой литературы, над другой — работает в качестве редактора. Самые известные его авторские труды: «Душа слышит свет», «Аня и Катя», «Еще успеем? 33 «причины» не ходить в храм». Член издательского отдела Московской епархии. Постоянный автор и сотрудник ряда православных изданий и интернет-сайтов. В 2010 награжден наперсным крестом.

Деятельность учащихся

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу.

Внимательно слушают учителя.

Н. Носов, А. Барто, С. Михалков, С. М. Маршак, К. И. Чуйковский, В. Лунин.

Учащиеся рассматривают портреты.

Н. Булгаков.

ЭТАП 2

Первичное чтение рассказа.

Деятельность учителя

-Сегодня мы с вами познакомимся с одним из произведений Н. Булгакова «Анна, не грусти».

-Как вы думаете, о ком или о чём может идти речь в рассказе?

-Сейчас мы с вами это узнаем.

- Прежде чем прочитать рассказ, сначала научимся читать трудные слова, которые встретятся в этом произведении. ( по принципу: произнесение труднопроизносимого слова учителем – лексическое значение - хоровое чтение слова классом)

Специальная, прокорябал, незнакомых, кудрявыми, встрепенулась, счастливая, улыбнулась, не закрашенную, заплаканное, троллейбус, оказывается.

-Прочитаем с вами это произведение. Я начну, а вы продолжите, поэтому внимательно следите за моим чтением.

Деятельность учащихся

Предположения учеников.

Внимательно слушают учителя.

ЭТАП 3 Проверка первичного восприятия (эмоционально-оценочная беседа).

Деятельность учителя

-Понравился ли вам рассказ?

-С кем знакомит нас автор?

-Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?

-Какие герои вам понравились?

-Какой отрывок понравился больше всего?

Деятельность учащихся

Да

С Аней и Катей.

Сочувствие, сопереживание.

Аня и Катя.

Ответы учеников.

ЭТАП 4 Физкультминутка.

Проводит физкультминутку.

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в сторону развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Повторяют действия за учителем.

ЭТАП 5 Вторичное чтение. Работа с текстом.

- Как зовут девочку, попавшую в беду?

- Что произошло на горке?

- Что узнали про Катю, когда пришел доктор?

- Как описана в рассказе больница? Прочитайте.

- Какой Аня увидела палату? Подтвердите словами из текста.

- Что делала Катя?

- Почему Аня заплакала?

- А как отреагировала на приход подруги Катя? Прочитайте.

- Как девочки разговаривали через стекло?

- Кто из девочек был печальным Аня или Катя? Почему?

- А чему радовалась Катя, лежа в больнице?

- Как вы считаете, в каких словах выражена главная мысль этого рассказа?

Чтение рассказа учениками по цепочке.

Катя.

Что у неё сломан позвоночник.

Больница у Кати особая, строгая, дети лежат на специальных кроватях, широких и жёстких — чтобы всё правильно срасталось. У кого рука сломана, у кого нога. И никого не пускают к ним в гости, даже взрослых.

Стекло почти доверху замазано белой краской, но кто-то раньше прокорябал в нём дырочку, и Аня стала смотреть в неё, искать Катю. Она видела палату, многих незнакомых ей детей — они лежали, или медленно ходили с толстой перевязанной шеей, или смотрели куда-то вдаль. Ане не было видно, где кончается их взгляд, что они видят.

Катя полулежала в кровати и медленно играла с надувным утёнком. Просто держала его перед собой, и смотрела на него, и что-то ему тихонько иногда говорила.

Ответы учеников.

Она встрепенулась, улыбнулась и стала вдруг совсем другая, весёлая, не больничная. Она стала смотреть на окно, но ещё не видела Аню — через какую дырку Аня смотрит, где Анин глаз. Наконец, нашла, и стала совсем счастливая.

Аня опять посмотрела на Катино окно и увидела, что Катя держит записку, которую написала и приложила к стеклу. Аня прочитала — что Катя всё время кричала:

"СПАСИБО!"

Аня нашла в портфеле кусочек бумажки и карандаш и тоже стала прикладывать свои записки к стеклу и держать, пока Катя не прочтёт. Так они записками и разговаривали.

Аня. Ей было жалко Катю.

Она радовалась тому, что пришла Аня.

Ответы учеников.

ЭТАП 6 Работа на этапе вторичного синтеза.

- Попробуем разделить рассказ на части и составить план для пересказа.

- С чего начинается рассказ?

- Где заканчивается первая часть и начинается вторая? Как мы можем назвать первую часть?

И т. д.

Составляется план:

1. Случай на горке.

2. Описание больницы.

3. Аня рассматривает палату в больнице.

4. Аня заплакала.

5. Разговор через стекло.

6. Катя улыбается.

- Что при пересказе нужно рассказать подробно, чтобы донести до слушателей главную мысль? (где говорится о чувствах девочек, о сопереживании)

С того, что Катя ломает позвоночник.

Где Катю отвезли в больницу.

Ответы детей.

Предположения учеников.

ЭТАП 7 Рефлексия

- С чем познакомились на уроке?

- Как вы думаете, можно ли назвать Аню настоящим другом?

-Запишите своё домашнее задание. (Домашнее задание написано на доске)

-Урок окончен.

С рассказом Н. Булгакова «Анна, не грусти

Да, Аня очень переживала за Катю, навещала её в больнице и общалась с Катей через специальное окошко как могла, то записками, то мимикой. Аня чувствовала одиночество Кати и очень хотела, чтобы Катя скорее выздоровела. Катя почувствовала, благодаря Ане, что она не одинока. Катя хотела, чтобы Аня перестала волноваться и грустить, она тоже чувствовала волнение и грусть Ани, поэтому написала ей записку со словами: "Анна, не грусти!"

Записывают домашнее задание.

Домашнее задание: прочитать рассказ еще раз и пересказать его.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы» Тема: «Малые фольклорные формы» Цель: Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (пословицы,.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Добрая зимняя сказка». Показ настольного театра Цель: Формирование у детей умений слушать сказки и отвечать на вопросы. Задачи: 1. Учить детей слушать рассказ воспитателя и отвечать на.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Русская народная сказка «Сивка-бурка» (старший дошкольный возраст) Цель: помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка- Бурка» ХОД НОД: В: «.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино» в старшей группеКонспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино» в старшей группе Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно—эстетическое.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе «Русская народная сказка «Теремок» Коммуникация. Художественная литература. Тема: чтение русской народной сказки «Теремок». Цель: знакомить детей с устным народным творчеством.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Небылицы-перевертыши» в подготовительной группе Цель: создание условий для ознакомления детей с народными и авторскими небылицами-перевертышами. Задачи: -активизировать речевую деятельность.

Конспект НОД во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки «Три медведя» Конспект НОД во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки «Три медведя»». Задачи Образовательные.

Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Лисичка-сестричка и серый волк»Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка - сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе «Вскрываются почки» Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Людмила Нифонтова Цель: Приобщать детей к поэтической.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие по сказкам» в старшей логопедической группе Образовательные области: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» Цель: Приобщение детей к народному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Рассказ Н. Булгакова «Анна, не грусти!»
Опубликовано: 11 января 2021 в 19:55
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Рассказ Н. Булгакова «Анна, не грусти!»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Рябова (УИ 1092838) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД