инга полубинская
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой детей 5–6 лет. Чтение рассказа Н. Носова «На горке»
▼ Скачать + Заказать документы
Николай Носов «На горке»
(чтение рассказа)
Цель: познакомить детей с рассказом «На горке»
Задачи:
1) Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания
2) Обобщать речь фразеологизмами
3) Учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой детей 5–6 лет, Чтение рассказа Н, Носова „На горке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Носов Н.Н.
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
4) Развитие интегративного качества № 5 «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения»
Ход занятия:
Воспитатель: сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Н. Носова «На горке». Но сначала мы с вами поиграем в игру «Я начну – а вы продолжите фразу» (добавить подходящие по смыслу слова – родственники к слову «снег»).
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю
Дети: (снег)
С неба все скользят пушинки-
Серебристые
Дети: (снежинки).
На посёлки, на лужок
Всё снижается
Дети: (снежок).
Вот веселье для ребят-
Всё сильнее
Дети: (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в
Дети: (снежки).
Словно белый пуховик,
Нарядился
Дети: (снеговик).
Рассматривание картины «На горке». Беседа о зимних забавах детей.
Воспитатель: Какое время года изображено на картине?
Дети: зима
Воспитатель: кто изображен на картине и чем занимается?
Дети: на картине изображены дети и они катаются на горке.
Воспитатель: а на чем они катаются?
Дети: они катаются на санках, ватрушках, на ледянках.
Воспитатель: а какое у них настроение?
Дети: веселое, хорошее, радостное…
Воспитатель: ну а сейчас я вам прочитаю рассказ Н. Носова «На горке»
Чему нас должен научить этот рассказ?
+ запоминать последовательность сюжета рассказа (это значит, что надо быть внимательным)
+ замечать как изображает писатель образы героев рассказа?
+ какие новые слова мы узнали из этого рассказа?
+ как герой рассказа управляет своим поведением?
«На горке»
Целый день ребята трудились - строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили ее водой и побежали домой обедать.
- Вот пообедаем, - говорили они, - а горка пока замерзнет. А после обеда мы придем с санками и будем кататься.
А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шел горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, - как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! Подъехал к горке.
- О, говорит, - хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.
Только полез на горку - бух носом!
- Ого! - говорит. - Скользкая!
Поднялся на ноги и снова - бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.
"Что делать?" - думает.
Думал, думал - и придумал:
"Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее".
Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там - ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет все выше и выше. Взобрался на самый верх.
- Вот теперь, - говорит, - скачусь!
Оттолкнулся ногой и снова - бух носом! Коньки-то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит:
- Как же теперь по песку кататься?
И полез вниз на четвереньках. Тут прибежали ребята. Видят - горка песком посыпана.
- Это кто здесь напортил? - закричали они. - Кто горку песком посыпал? Ты не видал, Котька?
- Нет, - говорит Котька, - я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на нее взобраться.
- Ах ты, умник! Ишь что придумал! Мы трудились, трудились, а он - песком! Как же теперь кататься?
Котька говорит:
- Может быть, когда-нибудь снег пойдет, он засыплет песок, вот и можно будет кататься.
- Так снег, может, через неделю пойдет, а нам сегодня надо кататься.
- Ну, я не знаю, - говорит Котька.
- Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!
Котька отвязал коньки и взял лопату.
- Засыпай песок снегом!
Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.
- Вот теперь, - говорят, - замерзнет, и можно будет кататься.
А Котьке так работать понравилось, что он еще сбоку лопатой ступеньки проделал.
- Это, - говорит, - чтоб всем было легко взбираться, а то еще кто-нибудь снова песком посыплет!
Физкультминутка «Покажи движения» (дети показывают движения, нарисованные на картинке: копать лопатой, катать снежок, катать снежный ком, кататься на коньках, кататься на лыжах, играть в хоккей, кататься на санках).
Вопросы по тексту.
Воспитатель:
- Когда я читала вам рассказ, вы, наверное, представляли себе, как всё было. Расскажите, как ребята строили горку. Если бы вы об этом рисовали картинку, что бы вы нарисовали?
- Каким показался вам мальчик Котька? Почему вы так думаете?
- Как трудились дети? Легко ли им было? А какого было Котьке, который работал один?
- Какие части можно выделить в рассказе? Придумайте им названия.
- Как по-другому можно назвать рассказ?
Воспитатель: объясните, как вы понимаете пословицы:
«Любишь кататься, люби и саночки возить»,
«Дружно не грузно, а врозь хоть брось».
О ком в рассказе можно так сказать? (ответы детей)
Воспитатель: упражнение «Я начну, а вы закончите».
1) был ясный морозный день. Снег и солнце …
Дети: сверкал, искрился, переливался, блестел.
2) Миша сел на санки и поехал с горы
Дети: пулей вихрем, стрелой
3) Санки перевернулись, и мальчик
Дети: шлёпнулся, полетел вверх тормашками
4) Котьке очень хотелось, чтобы горка получилась. Он трудился
Дети: не покладая рук, ни разу не присев, старательно, в поте лица.
Воспитатель: вы сегодня очень хорошо поработали. Что вам понравилось в занятии?
Итог занятия.