Марина Водопьянова
Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной группы с историей возникновения Нижнего Новгорода
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной группы
с историей возникновения Нижнего Новгорода
Тема. «Как возник Нижний Новгород».
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения Нижнего Новгорода, с его основателем князем Юрием Всеволодовичем, с образом жизни наших предков; показать географическое расположение города.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной группы с историей возникновения Нижнего Новгорода» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нижегородская область, Нижний Новгород
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Развивать память, внимание, связную речь, умение осмысленно отвечать на вопросы.
3. Воспитывать интерес к истории родного города.
Форма организации. Группа детей.
Интеграция образовательных областей. Познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие.
Предварительная работа. Рассказывание детям легенд о Дятловых горах, об истории возникновения Нижнего Новгорода, прогулки детей с родителями по городу, рассматривание книг и иллюстраций в уголке патриотического воспитания.
Словарная работа. Предки, восточные славяне, князь Юрий Всеволодович, Дятловы горы, крепость, кремль.
Оборудование. Мультимедийная презентация.
Ход занятия
Вступительная беседа
Воспитатель: «Ребята, мы с вами живем в очень красивом городе, который славится на всю нашу страну разнообразными достопримечательностями. Много иностранных гостей приезжает к нам в город, чтобы полюбоваться интересными сооружениями, памятниками, зданиями. Как вы думаете, почему некоторые постройки уже не увидишь в других городах? (Ответы детей) Эти постройки старинные и строились они несколько веков назад. Поэтому наш город Нижний Новгород можно назвать древним городом. Хотите узнать, как он возник? Тогда предлагаю вам перенестись на машине времени в далекое, далекое прошлое…»
Просмотр мультимедийной презентации
Воспитатель: «В те далекие времена на месте нашего города были одни дремучие леса. Здесь решили построить себе дома наши предки – восточные славяне. Как вы думаете, кто такие предки? (Ответы детей). Предками мы называем людей, которые жили на этой земле много - много лет назад. Почему людям понравилось это место? (Ответы детей) Лес имел огромное значение в жизни людей.
Дидактическая игра «Лес – помощник людей» (дети рассказывают о том, как лес помогает человеку).
Воспитатель: «Лес давал людям пищу – грибы, ягоды, растения. Люди охотились на зверей и птиц в лесу. Получали строительный материал для своего жилища. Люди спасались от врагов во время нападения. Потом люди научились вырубать деревья и распахивать землю для посадки зерна. Наши предки ловили рыбу в реке, изготавливали посуду из дерева и глины, шили одежду».
Дидактическое упражнение «Покажи, чем занимались наши предки» (один ребенок имитирует действие, а другие дети его отгадывают).
Рассказ легенды о возникновении Нижнего Новгорода
Воспитатель: «На Руси главными у славян были князья. Князь – это человек, который правил всеми. Его все слушались, он командовал войском. Однажды вместе со своими воинами князь Юрий Всеволодович плыл по Волге и рассматривал просторы земли русской. Князя очень удивило место слияния двух рек: Волги и Оки. Князь Юрий Всеволодович отдал приказ причалить к берегу и осмотреть его. И вдруг неожиданно он увидел, как по берегу начали бегать незнакомые люди и прятаться в гуще леса. Жителями этого леса оказались мордва. Они очень хотели узнать, зачем к ним прибыли незнакомцы. Испугавшись, что незваные гости могут причинить им вред, мордва решили послать им дары: мясо и мед лесных пчел. Два мальчика решились помочь. Они верили в то, что гости не сделают им ничего плохого. Мальчики так быстро собрались, что забыли поесть. А дорога к незнакомцам была не близкой. Дети проголодались и стали понемногу отщипывать маленькие кусочки мяса и брать мед. Вскоре блюда и кувшин стали пустыми. Мальчики очень испугались. Как вы думаете, чего они испугались? (Ответы детей). Им было страшно идти с пустыми руками к незнакомцам и стыдно перед своими жителями. И они решили наполнить блюда землей, а в кувшин налить воды. Такие дары они подарили незнакомцам. Как вы думаете, как отнесся к этим дарам Князь Юрий Всеволодович? (Ответы детей). Князь Юрий Всеволодович приветливо встретил мальчиков. А их дарам он очень сильно обрадовался. Он понял, что жители этого места делятся с ним землей и водой. Так со временем здесь стал строиться новый город, который получил название Нижний Новгород».
Решение проблемной ситуации
Воспитатель: «Почему князь Юрий Всеволодович решил построить город на слиянии рек?» (Ответы детей).
Воспитатель: «Это место помогало увидеть, кто и с чем перемещается по рекам, вовремя заметить врага. Людям было удобно иметь реку рядом с жилищем. Вода нужна была людям для питья, приготовления пищи, для ухода за домашними животными. По реке можно было перевозить груз».
Физкультминутка
Как приятно в речке плавать.
(плавательные движения)
Берег слева, берег справа,
(повороты влево – вправо)
Речка лентой впереди,
(потягивания – руки вперед)
Сверху мостик – погляди.
(потягивания – руки вверх)
Чтобы плыть еще скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками,
Кто угонится за нами?
(плавательные движения)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
(повороты вправо – влево)
Мы из речки вылезаем
И на травке отдыхаем.
(ходьба на месте)
Воспитатель: «Нижний Новгород основан на холмах Дятловых гор. Это возвышенности, расположенные по правым высоким берегам Оки и Волги в месте их слияния».
Рассказывание детьми легенд о Дятловых горах
Воспитатель: «Ребята, какие легенды вы знаете о Дятловых горах. Расскажите их нам».
Воспитатель: «Те далекие времена были очень неспокойными. Людям часто приходилось защищаться от врагов. Поэтому они строили крепости – окружали свои дома высокими стенами. На Дятловых горах князь Юрий Всеволодович повелел построить деревянную крепость, которая служила защитой города. Этой крепостью является наш Нижегородский кремль».
Дидактическое упражнение «Найди Нижегородский кремль на картинке»
Воспитатель: «Среди множества кремлей попробуйте найти Нижегородский кремль. Объясните свой выбор».
Воспитатель: «В древности на Руси было немало городов с похожими названиями: Великий Новгород, Волынский Новгород, Северский Новгород. Нижним Новгородом его назвали потому, что он был самым нижним из русских городов на реке Волге и самым нижним поселением на Оке».
Дидактическое упражнение «Найди Нижний Новгород»
Воспитатель: «Среди множества картинок с изображением разных городов попробуйте найти наш родной город Нижний Новгород. Объясните свой выбор».
Чтение стихотворения
Там, где в Волгу Ока,
Нашей Руси река,
Свои тихие воды вливает
И весенней порой
Быстротечной волной
Далеко берега заливает.
Там врагам всем на страх,
На высоких горах
Нижний Новгород был заложен.
Там, где Волга сходится с Окой,
И поля обширные видны,
Расположен Нижний Новгород –
Город древней старины.
Подведение итога
Воспитатель: «Ребята, наше путешествие на машине времени завершилось. Мы возвращаемся в наш современный мир. Скажите, какие знания вы с собой из этого путешествия взяли? Что вам больше всего запомнилось и понравилось? Какой информацией вы поделитесь со своими родителями и друзьями?».