Светлана Халитова
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Строение растений»
▼ Скачать
Цель: Систематизировать знания детей о растениях. Закреплять умение отличать природные объекты от искусственных, продолжать формировать знания о строении растений, классифицировать растения по трем группам : деревья, кустарники, травы.
Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы. При помощи опытов наглядно показать, что корни дышат, всасывают влагу и питательные вещества, удерживают растения в земле. Развивать интерес к миру природы.
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе „Строение растений“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Растения. Изучаем мир растений
- Средняя группа
- Темочки
Оборудование: горшок с комнатным растением; искусственный цветок; слайды с изображением схем-моделей: “Признаки живого”, “Строение растения”, “Функции корня”; магнитная доска, емкость с песком; тарелка с подкрашенной водой; части растения на магнитах; схемы: “Деревья”, “Кусты,
Предварительная работа: знакомство с растениями, длительные наблюдения за посадками семян, проведение опытов-доказательств, разработка схем- моделей “Признаки живого”, “Строение растений”, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, рассматривание картин.
Ход занятия
Дети сидят полукругом, на столе стоит горшок с комнатным растением.
Появляется Незнайка с искусственным цветком.
Незнайка: - Здравствуйте, ребята! Давайте скорее мне горшок с землей. Я хочу посадить этот цветок, чтобы он рос, стал еще краше.
(Дети говорят, что этого делать не надо, он искусственный, а не живой)
- Значит и ваше растение не живое?
Воспитатель: - А хочешь, Незнайка, мы тебе расскажем, что есть у каждого растения?
Незнайка: - Конечно, хочу.
(Дети рассказывают о строении растения, опираясь на схему - у растения есть стебель, корень, листья, цветок и плод с семенами)
Незнайка: - А, понял, понял! Вот корешок, я положу его сверху, над землей, чтобы его было видно, солнышко его греть будет, а листочки - вниз, под землю, они же питаться должны. А вот цветочек прямо на корешках вырастет.
(Выкладывает на магнитной доске части растения в неправильной ’ последовательности)
Воспитатель: - Ребята, правильно Незнайка сделал? (нет, неправильно)
Незнайка: - А, наверное, цветок тоже нужно в землю посадить, чтобы его солнышко не жгло?
Воспитатель: - Ну, что ты, Незнайка! Послушай, как правильно растет растение.
(Дети раскладывают части растения и рассказывают последовательность его роста: корни растут вглубь земли, над землей - стебель, на стебле - листья и цветы)
Незнайка: - Как же мне все запомнить?
Воспитатель: - Очень просто! Сейчас я превращу ребят в семена:
— Раз, два, три, повернись
В семена превратись!
Психогимнастика: “Представь себя совсем иным”
Подул ветерок, разлетелись семена, и попали в землю (дети немного пробегают и садятся на ковер). Семена, что вы чувствуете? (Ответы детей). Семена, чего вы хотите? (Ответы детей). Сейчас я вас полью, а солнышко вас погреет своими лучами. Вот уже из семечка появились корешки. Куда они растут? (Вниз, глубже в землю). А вот и первые всходы - тянутся стебельки, растут. Куда? В землю? (Нет, к солнышку). Растет наше растение все выше и выше (Дети встают). А вот и первые цветочки. Что вы, цветочки чувствуете? Чему радуетесь? (Ответы детей) .
Незнайка: - Ура! Цветочки! Сейчас я их сорву!
Воспитатель: - Ну, что ты, Незнайка, нельзя их рвать, они же живые!
Незнайка: - Ну ладно, только я что-то не пойму, зачем растению корень? Все равно его под землей не видно! (Ответы детей)
Воспитатель: - Мы тебе, Незнайка, сейчас все покажем. Проведем опыты, и ты поймешь, какие важные функции выполняет корень у растения.
Опыт 1 : В коробку с песком ставим модель ствола дерева без корней. Дуем. Палочка падает. Потом берем модель дерева с корневой системой. Дуем. Во втором случае палочка более устойчива.
Вопросы к детям: Как думаете, какая палочка будет более устойчивой? Почему? А если б не было корней у дерева, чтобы случилось? (Ответы детей) .
Вывод: Корни удерживают растение в земле.
Опыт 2 : В тарелку с подкрашенной водой опускаем модель корня из марли. Что вы видите? Вода поднимается вверх, материал окрашивается все выше и выше.
Вывод: Корни всасывают из почвы влагу.
Значит, давайте вспомним еще раз, для чего нужен корень? (Он дышит, удерживает растение в земле, всасывает влагу) .
Физкультминутка:
Станем мы деревьями сильными, большими. (Поднять руки вверх, подтянуться)
Ноги - это корни, их расставим шире. (Расставить ноги)
Чтоб держали дерево, падать не давали, (Руки вниз, пальцы растопырить)
Из глубин далеких воду доставали. (Наклон вперед, сделать ладони горстью) Тело наше - ствол могучий, он чуть-чуть качается, (Распрямиться, покачивание)
И своей верхушкой острой в небо упирается. (Ладонями изобразить крышу) Наши руки - это ветви, крону вместе образуют (руки вверх, сомкнуть над головой)
В кроне им совсем не страшно, когда ветры дуют (покачать головой)
Пальцы веточками будут, листья закрывают их (пошевелить пальцами, одна ладонь над другой)
Вот пришла за летом осень, разлетелись листья вмиг! (Опустить руки)
Незнайка: - А это, что за значки? (показывает на схемы) Воспитатель: - Давайте объясним Незнайке, что они означают. (Показываю схему “Деревья”). (Ответы детей)
- Чем деревья и кусты отличаются друг от друга? (Ответы детей)
Дидактическая игра: «Растительный мир»
- А сейчас возьмите любую карточку с растением, внимательно посмотрите, вспомните, какое растение нарисовано на картинке и подойдите к той схеме, которая подходит к вашему растению. (Дети выполняют задание)
Незнайка: - Молодцы, ребята! Здорово вы в растениях разбираетесь!
Воспитатель: - Ребята, а что произойдет, если с земли исчезнут все растения?
(Если не будет растений, не будет жизни на земле)
Незнайка: - А зачем нужны растения? Какая от них польза?
Дети отвечают, что растения дают пищу человеку и животным, чистый воздух, одежду, много разных материалов, растения лечат, а чаще они очень красивые и мы любуемся ими, не зря говорят: “Растение - земли украшение”.
Воспитатель: — Правильно, ребята. Растения живут вокруг нас, помогают нам жить. Как же мы должны относиться к ним?
Незнайка: - А как это ухаживать?
Воспитатель: - Незнайка, ты и этого не знаешь? Ребята, давайте расскажем ему, как мы ухаживаем за комнатными растениями в нашей группе.
(Ответы детей - рассаживаем, поливаем, протираем листья, опрыскиваем, удобряем и т. д.)
Незнайка: - Ух, ты! Нелегкое оказывается это дело. Спасибо вам, ребята, я так много узнал интересного! Всем коротышкам в Цветочном городе об этом расскажу!
Воспитатель: - Ты, Незнайка, приходи к нам еще. Мы про растения еще много интересного знаем и тебе расскажем.
Незнайка: - Спасибо! До свидания! (дети прощаются с Незнайкой)
Воспитатель: - Вот и закончилась наша встреча с Незнайкой, вы были молодцы.