Костина Кристина Владимировна
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Солёные эксперименты: играем и учимся»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с солью и её свойствами в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
• Продолжать знакомство детей с различными веществами, которые они встречают в повседневной жизни, акцентируя внимание на их роли в современном мире.
• Содействовать формированию у детей глубоких знаний о соли: её свойствах, видах и значении для экологии и человеческой жизни.
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности „Солёные эксперименты: играем и учимся“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
• Закрепить навыки исследования объектов с использованием всех органов чувств, а также умение точно называть их характеристики.
• Вдохновлять детей на освоение современных и необычных техник рисования, расширяя границы их творческого самовыражения.
• Поддерживать стремление к исследовательской деятельности и развивать познавательную активность у детей.
• Активизировать в детской речи термины: каменная, поваренная, морская, кристаллы, минерал, лаборатория, исследователь, что обогатит их словарный запас.
Развивающие:
• Способствовать развитию критического мышления, познавательного интереса и внимательности при проведении экспериментов.
• Поддерживать независимость в поиске ответов на исследовательские вопросы, стимулируя инициативу.
• Внедрять интерес к экспериментальной деятельности как важной составляющей образовательного процесса.
• Обучать детей навыкам сравнительного анализа, обобщения и вывода на основе результатов экспериментов.
Воспитательные:
• Формировать у детей аккуратность и самостоятельность в проведении опытов.
• Укреплять понимание и выполнение правил безопасности при обращении с веществами.
• Способствовать радости от открытия нового через экспериментирование, создавая позитивные ассоциации с обучением.
• Поощрять дружеское и доброжелательное взаимодействие между детьми, развивая навыки командной работы.
• Воспитывать умение уважительно слушать друг друга и обсуждать идеи без перебивания, что способствует созданию комфортной атмосферы для общения.
Материал к занятию: презентация на мультимедийном оборудовании, тарелки, одноразовые стаканы с водой и солью, одноразовые ложки, лупы, лёд в одноразовой посуде по количеству детей; разные виды соли: морская, каменная, пищевая; 2 банки с водой, 2 картофелины, карточки для игры «Для чего нужна соль», карточки с правилами поведения в лаборатории. Таблицы для занесения результатов наблюдения, простые карандаши по количеству детей.
Методы и приемы: сюрпризный момент, художественное слово, показ, беседа, задание, объяснение, наблюдение, закрепление, поощрение, итог.
Ход занятия:
Вводная часть. 3 минуты.
Воспитатель: здравствуйте, ребята. Проходите и вставайте удобно.
Игра приветствие «Ладошки»
Поднимите все ладошки и потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять: 1, 2, 3, 4, 5.
Продолжайте потирать!
Мой сосед такой хороший - я ему пожму ладоши.
И другой сосед хороший - и ему пожму ладоши.
Руки вверх поднять пора, крикнуть дружное: ура!
Основная часть: 20 минут
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришла посылка от фиксиков. Они просят нас помочь им разобраться, что это за вещество. Посмотрим, что там? Какие-то мешочки… Потрогайте, какой на ощупь мешочек? А теперь понюхайте, пахнет? Что же это может быть? Чтобы узнать, что в мешочках, послушайте, пожалуйста, мою загадку.
Воспитатель: без нее ребята, повар, как без рук.
И становится вся пища невкусной вдруг
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы наверно догадались, ну конечно, это …
Давайте проверим, откройте мешочки, что там? (соль) Расскажите мне, пожалуйста, а где вы уже встречали соль? (дома, на кухне).
А для чего она нужна вам дома? (Для приготовления пищи).
Воспитатель: Давайте поговорим о соли! Соль — это один из самых важных минералов на нашей планете. Задумывались ли вы, откуда она появляется? Основные источники соли — это моря, океаны и соленые озера. То, что мы добываем из этих водоемов, называется морской солью. Однако есть и другой вид соли, который получают из скважин в горах — его именуют каменной солью. У многих из вас дома есть поваренная соль. Она необходима не только для приготовления еды, но и для заготовок на зиму. И ещё, для чего вы думаете, используется соль? Ее применяют в лечебных целях: например, в соляных пещерах, для промывания носа и полоскания горла. Кроме того, соль используется для обработки дорог в зимнее время, когда на них появляется лед. Как и человеку, животным тоже нужна соль для поддержания хорошего пищеварения. Обратите внимание, как животные любят этот минерал! Вот, к примеру, коза, которая лижет соль. Поэтому её называют лизунцом. (Показ презентации на проекторе).
Дидактическая игра : «Соль необходима для того, чтобы…»
Воспитатель: А теперь подойдите к столу. Вспомните, пожалуйста, для чего же нужна соль человеку. Выберите карточки, которые подойдут, и расскажите о назначении соли. (Дети выбирают карточки). Вот видите, соль — это действительно полезное вещество. Как вы считаете, много соли это вредной? (ответы детей). Верно, излишек соли, как и сахара, может быть вредным. Если в суп добавить слишком много соли, он станет неаппетитным, поэтому всё должно быть в разумных пределах.
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам стать учеными! А кто такие ученые? (это люди, которые проводят исследования и эксперименты, работают в научных учреждениях). И сегодня мы с вами примерим на себя эту роль, проведем эксперименты и опыты. Наденьте, пожалуйста, шапочки и халаты. А что же мы будем сегодня исследовать? Правильно, мы будем изучать соль и её качества. Но быть похожими на ученых недостаточно — необходимо также знать правила поведения в лаборатории! Подойдите к столу, и перед вами вы найдете карточки с правилами. Пожалуйста, разложите картинки так, чтобы одни показывали, что можно делать в лаборатории, а другие — что нельзя! (крики, трогать, нюхать, пробовать, шалить, общаться, помогать друг другу, размышлять, задавать вопросы). Карточки с действиями "пробовать", "нюхать", "трогать" окажутся между этими двумя группами, ведь не все вещества во время экспериментов разрешается трогать, нюхать или пробовать.
Хорошо теперь мы можем приступить к экспериментам! Результат экспериментов будем заносить в таблицу, чтобы отправить фиксикам в письме.
Опыт № 1 : «Наблюдение за солью».
Возьмите стакан с солью и обратите внимание на её цвет. Какой он? (белый). Попробуйте заглянуть сквозь соль – что видно? Разве не очевидно, что соль… (непрозрачная).
Заключение: соль белого оттенка и обладает непрозрачной структурой.
Опыт №2 : «Сыпучая и хрустящая соль».
Пересыпьте соль в тарелку. Как ведёт себя соль? (сыпется). Значит, она какая? (сыпучая). Теперь надавите на неё ложкой. Какие звуки вы слышите? (характерный хруст). Это напоминает хруст снега зимой. Как вы думаете, почему соль щелкает? (поскольку кристаллики соли трутся друг о друга).
Заключение: соль обладает сыпучими свойствами и, подобно снегу, состоит из кристаллов, что и вызывает хруст при нажатии.
Опыт №3 : «Запах и вкус соли».
Возьмите немного соли на ложечку и понюхайте. У соли есть аромат? (нет). А какой вкус у соли? (соленый).
Заключение: соль имеет определённый вкус, но лишена запаха.
Опыт №4 : «Растворимость соли в воде».
Перед вами стаканы с жидкостью. Давайте попробуем и выясним, что это за жидкость (дети пробуют воду). Какой у неё вкус? (нейтральный). Теперь добавим в стакан ложку соли и тщательно перемешаем. Что произошло? (соль растворилась). Какой вкус у воды теперь? (солёный). Какой она была ранее? (пресной, без вкуса).
Заключение: соль растворяется в воде, придавая ей солёный вкус.
Опыт №5 : «Соленая вода удерживает предметы на поверхности».
На столе лежат две картофелины и стоят две банки с водой. Предлагаю одному из вас помочь мне провести следующий опыт (вызывает ребенка). Насыпь, пожалуйста, три столовые ложки соли в одну из банок и размешай. Теперь осторожно опустим картошку в банки и понаблюдаем. Что происходит? (в одной банке картофелина тонет, а в другой - плавает). Неужели эта картошечка волшебная? Давайте поменяем их местами (воспитатель переносит картошку). Обратите внимание, теперь она утонула. Как вы думаете, почему одна картофелина не тонет, а другая – да? (дети подводят вывод, что соль помогает предметам оставаться на поверхности). Те, кто бывал на море, заметили, что в соленой воде плавать легче, чем в пресной. Следовательно, соленая вода что делает?
Заключение: соленая вода способствует тому, чтобы предметы оставались на поверхности.
Опыт №6 : «Соль и лед».
На столе у нас лежат кусочки льда. Ребята, мы говорили о том, как зимой посыпают дороги солью, чтобы справиться с гололедицей. Давайте выясним, как именно соль помогает. У вас на блюдцах кусочки льда: один оставьте, а другой посыпьте солью и прислушайтесь к звукам (соль начинает трещать). А теперь немного поиграем. Если вы услышите продукт, который солят, присаживайтесь; если нет – стойте.
Игра : «Солят – не солят».
Варенье -
Чай -
Борщ +
Компот -
Кисель -
Вареная картошка +
Мармелад -
Шоколад -
Котлеты +
Винегрет +
Мороженое -
Воспитатель: Теперь посмотрим, что стало с льдом, который мы посыпали солью? Он почти растаял, а другой кусочек ещё цел.
Заключение: соль ускоряет процесс таяния льда. Именно поэтому её используют для посыпки дорог зимой.
Воспитатель: предлагаю занести результаты наблюдений в таблицу, чтобы потом отправить их фиксикам. Согласны? (дети заносят результаты опытов в таблицу).
А сейчас отгадайте загадки и попробуйте нарисовать отгадку на тарелочке с солью.
А чтобы наши пальчики красиво рисовали, мы для них сделаем разминку.
Пальчиковая гимнастика (по выбору педагога).
Загадки.
1. Утром рано я проснусь, посмотрю и засмеюсь. Ведь в моё оконце, ярко светит (солнце)
2. Ветер тучу позовет, туча по небу плывет. И поверх садов и рощ моросит холодный… (дождь)
3. Стало хмуро за окном, дождик просится к нам в дом. В доме сухо, а снаружи появились всюду… (лужи)
4. Если с неба дождь стеной Ты скорей его открой и останешься сухой (зонт).
5. Падают с ветки золотые монетки (листья).
Заключительная часть. 2 минуты.
Ребята, кем вы сегодня были? Что исследовали? Какими свойствами обладает соль? Теперь можно отправлять письмо фиксикам. Я думаю, они очень обрадуются.