Мария Ярославцева
Конспект занятия в старшей группе по опытно-экспериментальной деятельности «Необыкновенный мир магнитов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Задачи:
1. Познакомить с понятием «магнит» и его свойствами.
2. Формировать умения, преобретать знания, полученные при проведении практических опытов, делать выводы, обобщения.
3. Воспитывать навыки сотрудничества и взаимопомощи.
4. Обогащать словарь детей: притягивать, примагничивать, магнитные силы, магнитное поле.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по опытно-экспериментальной деятельности „Необыкновенный мир магнитов“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: магниты на каждого ребенка; предметы из железа; предметы из бумаги, пластмассы, дерева, аллюминия, ткани, меха, проволока из железной меди и аллюминевой, резины, кожи и т. д. ; 2 подноса; банка с водой; рыбки с магнитиками; картонные коробки с нарисованной дорогой; маленькие машинки гоночные, железные; 2 палочки с магнитами; бабочка из бумаги; панно из бумаги с нарисованными цветами; подковообразные магниты 2 шт. или полосовые магниты; картинки, где используются магниты.
Ход занятия:
Сегодня на занятии мы отправимся в удивительный мир магнитов и познакомимся с их свойствами.
Магнит – это камень, у которого есть необыкновенная способность притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям. Эти камни нашли древние греки и стали их называть магнитами. Давайте сегодня вместе с вами поближе познакомимся с магнитом и его свойствами. У каждого из вас есть магниты, возьмите их в руки и скажите какой магнит на ощупь? (твердый, холодный, гладкий, тяжелый). Какого цвета магнит? (темно – серый, серый). Какой формы бывают магниты? (круглой, прямоугольной, дугообразной, подковообразной, цилиндрической, полосовой). Ребята, скажите, все ли предметы притягивают магниты? Давайте проведем опыт.
Опыт №1.
На столе разложены различные предметы. Подносим поочередно магнит ко всем предметам – каждый ребенок выбирает себе предмет и своим магнитом проверяет, притягивается предмет к магниту или нет. Предметы, которые не притягиваются, кладем на один поднос, которые притягиваются – на другой.
Вывод: некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а не металлические не испытывают его притяжения – это дерево, пластмасса, бумага, кожа, ткань, мех и т. д.
Назовите одним словом предметы, которые притягивает магнит? (железные)
Продолжаем испытывать волшебство магнита дальше.
Посмотрим, как магнит действует через другие материалы.
Опыт №2. «Рыбалка» или «Ключик».
Посмотрите, перед вами стоит большая банка с водой. В ней плавают рыбки, к которым прикреплены маленькие магнитики. Сейчас мы начнем ловить наших рыбок. Прикладываем магнитик к банке на уровне рыбки, когда рыбка «клюет» медленно двигаем магнитом по стенке банки вверх.
«Ключик»- Я нечаянно уронила в банку с водой железный ключик от группы и не знаю, как его достать. Как мы можем его достать, не замочив рукава? (с помощью магнита).
Вывод: магнит действует сквозь стекло и воду.
Продолжаем наши опыты.
Опыт №3 игра «Гонки», «Бабочка».
Понадобятся картонные коробки, на которых нарисована трасса для машинок, маленькие железные машинки и магнитики. Для другого опыта лист бумаги с нарисованными цветами и бабочка из бумаги, к которой снизу прикреплена скрепка.
Одна группа будет выполнять опыт с бумагой, другая с картоном.
-положить бабочку на лист бумаги, провести ее так, чтобы она перелетела с одного цветка на другой.
-поставить машинки на «старт», установить магниты под коробкой на уровне «старта» и двигать магниты по трассе. Также можно провести машинку по пластмассовой и деревянной доске.
Вывод: магнит действует через бумагу и картон, пластмассу и дерево.
Опыт № 4 «Сила магнитов».
Познакомить его способом сравнения силы магнита. Показать большой подковообразный и полосовой магниты. Предложить детям определить, какой магнит сильнее – большой подковообразный или полосовой. Есть два способа сравнения силы магнитов :
- по расстоянию – сильнее тот магнит, который притягивает стальной предмет на большом расстоянии, сравнивая расстояние между магнитом и тем местом, где находится притянутая им скрепка.
- по количеству скрепок - сильнее тот магнит, который удерживает у своего полюса цепочку с большим количеством стальных скрепок. (Сравнивается количество в цепочках «выросших» у полюсов магнитов) или же по густоте железных опилок, прилипших к магниту.
Вывод: 1- одинаковые стальные скрепки один из магнитов притягивает с большого расстояния, чем другой; 2- один магнит удерживает у своего полюса целую цепочку с большим количеством скрепок, чем другой (или более густую «бороду» железных опилок).
Подсчитав количество скрепок у полюсов разных магнитов и сравнив их, дети приходят к выводу, что силу магнита можно измерить количеством скрепок, удерживаемых в цепочке около его полюса. Таким образом, скрепка в этом случае является «меркой» для измерения силы магнита.
Опыт № 5.
Посмотрите еще один опыт с магнитами. Подношу полосовой магнит к железным опилкам на подносе, а потом - круглый, сравниваем рисунки между двумя магнитами. Чем отличаются рисунки опилок на подносе? (форма, размер, количество).
Вывод: сила круглого магнита больше, чем полосового, так как он больше размером.
Опыт № 6.
Обратите внимание на окраску магнита. В какие цвета он окрашен? (синий и красный). Приложите магниты друг к другу красными концами, синими концами, что происходит с ними? (магниты отталкиваются). Поднесите магниты друг к другу разными полюсами – магниты притягиваются. Почему? У каждого магнита есть два полюса, южный – красного цвета и северный – синего цвета.
Вывод: разноокрашенные концы магнита притягиваются, а одинаковые – отталкиваются.
Игра «Управляем автомобилем».
Попробуем побыть водителями автомобиля. Один маленький магнит с разными полюсами прикрепляем к машинке, другим магнитом двигаем машинку. Когда сближаем одинаковые полюса - машинка едет вперед, когда разные полюса – назад. Пусть каждый из вас попробует управлять машинкой.
Вывод: разные полюса магнитов притягиваются, одинаковы – отталкиваются.
Опыт №7.»Цепочка из скрепок».
Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась, к скрепке подношу вторую, она тоже притянулась, теперь - третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно, цепочка не разорвалась.
Вывод: вокруг магнита есть магнитное поле. Скрепки, находясь рядом с магнитом, намагнитились и стали магнитами тоже. Цепочка из скрепок сохраняется недолго, она распадается. Почему так бывает? Подумайте?
Скрепки обладают магнитными свойствами незначительное время.
Ну, вот дети, сегодня мы с вами познакомились с удивительным камнем – магнитом. Давайте повторим свойства магнита :
- под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами;
- волшебная сила магнита действует сильнее, если магнит большого размера;
- магниты не только притягивают предметы, но и сами притягиваются друг к другу разными полюсами, а одинаково окрашенными концами – отталкиваются.
Свойства магнита широко используют в жизни человека. Как вы думаете, где используют магнит вообще?
Дома - в наушниках, компасе, в телефонной трубке, держатель по периметру холодильника на дверце, на банковской карте, магнитные замки;
В производстве - автомобилях, в вентиляторах, для подъема тяжестей и т. д. Люди делают из природного магнита украшения : серьги, бусы, браслеты. Считают, что он обладает лечебными свойствами, успокаивает и придает силы. (Дети рассматривают картинки).
Дети, вы сегодня, молодцы. Чтобы наше занятие запомнилось, я хочу подарить вам маленькие детские магнитики, с которыми вы тоже сможете поиграть дома или просто прикрепить его на холодильник, а для игры в садике получите игру, где присутствует наш добрый друг- магнит.