марина миловидова
Конспект опытно-исследовательской деятельности «Воздух — это интересно»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воздух - это интересно»
Цели:
Образовательные: С помощью исследовательской деятельности детей определить свойства воздуха и роль воздуха в жизни людей.
Развивающие: развивать познавательный интерес к проведению экспериментов; навыки самостоятельной деятельности.
Темочки:
- Воздух. Свойства воздуха
- Воздух. Свойства, экспериментирование. Конспекты
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Воспитательные: Воспитывать позитивное отношение к неживой природе. Желание исследовать её всеми доступными способами. Задачи:
Образовательные задачи:
Дать детям знания о свойствах воздуха :
• воздух прозрачный и невидимый;
• воздух легкий, он легче воды;
• ветер – это движение воздуха
Развивающие задачи:
Развивать:
• познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
• память, внимание, мышление, умение самостоятельно делать выводы;
• активизировать речь и обогащать словарь детей;
• коммуникативные навыки, умение сотрудничать;
• умственные умения: анализ, синтез, сравнение, классификация.
Воспитательные задачи:
Воспитывать:
• самостоятельность;
• аккуратность в работе;
• умение взаимодействовать в коллективе;
• умение проявлять терпимость к мнению товарища;
• умение не перебивать собеседника;
• нравственное отношение к природе.
Оборудование: Воздушные шары, полоски бумаги, емкость с водой, трубочки, пакеты, апельсиновая корка, долька чеснока, стакан с прикрепленной внутри бумагой.
На столах у детей: пластиковые прозрачные стаканчики с водой, с шариками из бумажных салфеток, трубочки, листы бумаги для изготовления веера, целлофановые пакеты (на каждого ребенка).
Ход занятия: (Группа оборудована в научную лабораторию для проведения опытов с воздухом.)
Воспитатель: Дети, вы находитесь в научной лаборатории. Давайте вспомним, чем занимаются в лабораториях. ( ответы детей: экспериментируют, проводят различные опыты)
Воспитатель: А вы знаете, как называют людей, которые делают опыты? Их называют исследователями. Хотите побывать в роли исследователей? ( ответы детей: да)
Воспитатель: Уважаемые исследователи! Я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. Вам предстоит показать свои знания о свойствах воздуха, показать опыты, сделать выводы. В нашей лаборатории есть всё необходимое для этого. Воспитатель: Ребята отгадайте загадку :
Через нос проходит в грудь И обратно держит путь. Он невидимый, но всё же Без него мы жить не можем. (Воздух)
Воспитатель: Что такое воздух? (ответы детей)) Воздух – это то, чем мы дышим, но для того, чтобы узнать какой воздух и для чего он нужен, мы будем с вами проводить эксперименты. Смотрите у нас на столе маленькая лаборатория. Ну что, приступим?
Опыт № 1.
Воспитатель: А для чего нам необходим воздух? ( ответы детей: для дыхания). Воспитатель: А теперь предлагаю убедиться в том, что мы действительно дышим воздухом. Давайте подышим. Через носик вдыхаем, через рот выдыхаем. А сейчас маленький эксперимент: закрыли ротики, крепко сжали губы, пальчиками зажали носики. Что происходит? Вы начали открывать ротики, потому, что без воздуха на нашей планете была бы невозможна жизнь. А кто ещё дышит кроме человека? (ответы детей). Все живые существа дышат так, как им удобно. Растения – листьями, рыбы – жабрами, червяки под землей дышат - кожей. Животные и люди дышат легкими. Давайте положим ладонь на живот и сделаем вдох. Живот стал больше, значит, воздух вошёл в него, а теперь выдох-воздух вышел, и живот уменьшился.
Опыт № 2. Воспитатель: можем ли мы увидеть воздух? (ответы детей). Нет, он невидим, но его можно обнаружить: проведем эксперимент.
- надуй воздушный шарик (показ) – Возьмите все по шарику. Надуйте его… он наполняется воздухом. А теперь отпустите. Что произошло с шариком? Почему он улетел?
- а теперь подуйте на полоску бумаги (показ);
- опыт с пакетом : возьмите по пакету – он пуст, а теперь надуйте его. Если сжимать пакет руками, то мы чувствуем, что воздух упругий.
Воспитатель: Хорошо, мы доказали, что воздух невидим.
Воспитатель: А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? ( ответы детей: мы должны его почувствовать).
Опыт № 3. Воздух бесцветный, но его можно почувствовать. Воспитатель: Можем ли мы его почувствовать? Подуйте на ладошку, что вы чувствуете? (холод). Давайте сделаем веер и помашем им около лица. Что вы чувствуете? (ответы детей) Ощущается прикосновение воздуха (ветер) Воспитатель: Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Сейчас вы увидите воздух – взять салфетку, положить на стол и легким взмахом веера приводится салфетка в движение, она упала на пол. Почему слетела салфетка? Между салфеткой и веером есть воздух, он и привел салфетку в движение. Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? ( ответы детей: ветер). А как вы думаете, можно ли воздух услышать? - Когда его можно услышать? (дует ветер). Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер. Давайте, послушаем, как дует ветер. (Запись шума ветра). А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.
Игра «Летает – не летает».
Отдохнули можно и дальше продолжать исследования. Воздух способен двигать предметы. Воспитатель: Давайте с вами проверим это.
Опыт №4. «Воздушные вихри» Для опыта нам понадобится стакан, маленькие шарики из бумажной салфетки и трубочка для коктейля. Чтобы создать «бурю», шарики положите в стакан, опустите туда трубочку, закройте ладонями поверхность стакана и подуйте. Бумажные шарики закружатся в воздушном вихре. Делаем вывод: Опыт показывает, что воздух, двигаясь, образует ветер, который может перемещать предметы.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, есть ли у воздуха запах?
Опыт №5. «Узнай по запаху» Вы сейчас чувствуете какой-нибудь запах? (ответы детей). А я вам докажу, что у воздуха нет запаха! Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах (апельсина, чеснока)
Воспитатель: Возьму корочку апельсина и помну её. Чем пахнет? Апельсином. А сейчас я раздавлю дольку чеснока. Чем пахнет? Чесноком.
Что вы чувствовали? Воспитатель: вы чувствовали запах того вещества, которое я вам давала понюхать. Имеет ли свой запах воздух? (нет) Вывод: Запах передаётся по воздуху.
Опыт №6. Воспитатель: есть ли у воздуха цвет? ( ответы детей: у– он бесцветен) Воспитатель: Какое ещё слово подходит для воздуха? ( ответы детей: он прозрачный, сквозь него видно всё окружающее нас). Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какой он на вкус? – безвкусный.
Молодцы! Вот сколько экспериментов мы сегодня с вами провели и выяснили, что воздух не имеет цвета, запаха и вкуса.
Опыт №7. Воздух есть внутри людей и это можно доказать! - возьмём трубочку и подуем в стакан с водой (показ, посмотрите, что происходит. Пузырьки поднимаются наверх. Это и есть воздух. Воспитатель: Откуда он взялся? Ребё нок: Он находился внутри нас! А теперь подуйте сильнее. Что у нас с вами получилось? – Чем больше воздуха, тем больше пузырей.
Опыт №8. Воспитатель: Что ещё о воздухе вы можете рассказать? Можно опустить бумагу в воду и не намочить её? (Нет) Воспитатель: А я докажу, что смогу не намочить бумагу. Нужно на дно стакана приклеить полоску бумаги, стакан перевернуть горлышком вниз и резко опустить в воду (показ). Потрогайте бумагу. Она сухая, а почему? - Воздух остался в стакане и не дал воде подняться и намочить бумагу.
И так подведём итог.
- воздух - невидимка. Воздух мы не видим, но без него не можем обойтись. Воздухом дышат люди, животные и растения.
- воздух прозрачен, потому что мы через него видим другие предметы. Вот, например, мы через воздух видим дверь, а что за дверью мы не видим.
- воздух бесцветен. Мы видим, что окно белого цвета, а пианино коричневого, а у воздуха цвета нет.
- воздух не имеет запаха. В каждом помещении пахнет по – разному. В аптеке, парикмахерской, столовой разные запахи, а воздух не имеет запаха.
Воспитатель:
Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо