Олеся Быкова
Конспект занятия по формированию представлений о Байкале «Голубая жемчужина Сибири»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе.
«Голубая жемчужина Сибири»
Цель: побуждать интерес к природе родного края.
Задачи:
1. Систематизировать и закрепить знания детей о природе нашей области и ее богатствах; дать представления об озере Байкал.
2. Обратить внимание детей на красоту родного края, вызвать желание бережно относиться к природе.
3. Воспитывать любовь к родному краю.
Публикация «Конспект занятия по формированию представлений о Байкале „Голубая жемчужина Сибири“» размещена в разделах
- Байкал, озеро
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Оборудование: Карта Иркутской области, аудио-, видеозаписи про Байкал.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами, отправимся в путешествие по нашей области. Вспомните, пожалуйста, как она называется?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, молодцы, Иркутская область! Ребята, а где в нашей области, вам больше всего нравится отдыхать?
Ответы детей.
Воспитатель: Как много ребят в нашей группе любят отдыхать на Байкале! Я тоже очень люблю проводить свой отпуск, на берегу этого озера. Ребята, озеро Байкал называют «голубой жемчужиной Сибири», хотите узнать, почему его так называют?
Ответы детей.
Воспитатель: Тогда, я предлагаю вам отправиться в путешествие к священному озеру, но для начала давайте, найдем его на карте, чтобы не заблудиться!
Знакомство с картой Иркутской области (карта висит на доске).
Воспитатель: Молодцы, все нашли озеро Байкал на карте. На карте озеро выглядит как молодой месяц, так он виден из космоса. Байкал – одно из древнейших озёр планеты. Часто Байкал в песнях и сказках называют «Батюшкой», и мы представляем себе озеро этаким старцем. На самом деле, на Байкале нет никаких признаков старения. И хотя его возраст 25 миллионов лет, он ещё молод. Со всех сторон озеро окружают горы и нагорья с многообразием растительности – тайгой. Обратите внимание, озеро находится на юге нашей области, и не так уж и далеко от нашего города. А как, ребята называется город в котором, мы живем?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, совершенно верно – Иркутск. Познакомившись с картой, мы теперь можем отправляться в путешествие, все готовы?
Ответы детей.
Воспитатель: Внимание, внимание объявляется посадка на рейсовый автобус № 1, следующий из Иркутска, в поселок Листвянка.
Дети усаживаются на стульчики, которые выставлены на ковре, как сидения автобуса, один из детей играет роль водителя. Включается аудио запись «Мы едем, едем, едем в далекие края…»
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окошко, какая красота перед нами (на проекторе включается презентация с пейзажами озера Байкал!
Воспитатель:
А что это такое –
Такое голубое,
Холодное как льдинка,
Прозрачно, как стекло?
Быть может это небо?
За солнце зацепилось
По скалам покатилось
И на землю стекло?
А что это такое –
Такое золотое,
Блестящее как зеркало,
Слепящее глаза?
Быть может, это солнце
Легло поспать под скалы,
Оно лежит устало
Закрыв свои глаза.
А что это такое –
Всё время в не покое.
Быть может это туча
Застряла среди скал?
А это и не солнце, А озеро … (Байкал, все вместе)
М. Сергеев
Воспитатель: Ну, вот ребята, мы с вами уже находимся на берегу озера Байкал, в поселке Листвянка, никто не устал за время пути?
Ответы детей.
Воспитатель: Тогда давайте продолжим наше с вами путешествие и отправимся в лимнологический музей, где узнаем много нового и интересного о растениях и животных озера Байкал.
Дети усаживаются на ковре, включается компьютерная презентация о флоре и фауне Байкала, которая сопровождается рассказом воспитателя.
Воспитатель: А сейчас ребята, я предлагаю вам отправиться в нерпинарий и посмотреть представление, которое приготовили для вас байкальские нерпы. Отправляемся?
Ответы детей.
Включается видеозапись «Шоу байкальских нерп».
Воспитатель: Давайте, похлопаем таким замечательным артистам! Понравилось вам представление?
Ответы детей.
Воспитатель: Пора дальше продолжать наше путешествие, сейчас мы с вами отправимся на причал, который называется «Рогатка», как вы думаете зачем?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы с вами продолжим наше путешествие на пароме, по кристально чистым водам Байкала, в порт который называется Байкал. Внимание, внимание, объявляется посадка на паром, следующему по направлению Листвянка – порт Байкала.
Дети рассаживаются на ковре. Включается аудиозапись шум волн, включается компьютерная презентация с фотографиями байкальских волн, Шаман-камня.
Воспитатель: Ребята, посмотрите направо, это всем известный Шаман-камень, помните, мы с вами читали легенду, когда красавица Ангара, решила сбежать к своему жениху Енисею, батюшка Байкал, очень рассердился и бросил вслед беглянке, этот самый камень.
Воспитатель: Внимание, внимание паром подходит к причалу порта Байкал, при выходе из парома будьте осторожны! Ну, вот ребята, мы с вами на месте, смотрите, что это там? (на экране появляется фотография КБЖД).
Ответы детей.
Воспитатель: Совершенно верно, молодцы, это железная дорога. Давайте подойдем поближе.
Физкультминутка.
По дорожке, по дорожке,
Скачем мы на правой ножке (Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке,
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)
Мы сильны, ловки, здоровы
К путешествию готовы. (Ходьба на месте.)
Воспитатель: Ребята, перед нами Кругобайкальская железная дорога, раньше ее называли "Золотой пряжкой стального пояса России", пряжкой - потому что она соединила разорванную Байкалом Транссибирскую магистраль, а золотой - потому что на ее строительство ушло очень много денег. А еще ее так называли, потому, что нигде в России, нет такой живописной дороги. И я предлагаю, вам отправиться в путь, на поезде который называется «Мотаня», а прозвали его так, потому что он мотается от станции порт Байкал до станции Слюдянка, туда и обратно.
Воспитатель: Внимание, внимание поезд «Мотаня» отправляется от станции «порт Байкал», просьба пассажиров занять свои места. (Дети усаживаются на стульчики).
И вот расступаются горы,
Уходят гряда за грядой,
Зелёный глазок семафора —
Над синей Байкальской водой.
Дежурный, давай отправление!
Пусть ветер свистит и поёт —
Нам по сердцу скорость движенья,
Сквозного движения вперёд.
Ю. Левитанский
Включается аудиозапись В. Шаинского «Голубой вагон», видеозапись КБЖД.
Воспитатель: Внимание, внимание поезд «Мотаня», прибывает на станцию «Слюдянка». Вот мы и приехали с вами в поселок Слюдянка, и снова рядом с нами великий и могучий батюшка Байкал! Но про поселок Слюдянка, мы с вами узнаем в наше следующее путешествие, а сейчас нам пора отправляться обратно в детский сад. Мы сегодня проделали с вами огромный путь, и вы, наверное, устали, поэтому, я предлагаю вам выбрать транспорт, который сможет нас быстро доставить обратно.
Ответы детей.
Воспитатель: А я предлагаю вам отправиться обратно на вертолете, чтобы еще раз насладиться красотой Байкала, с высоты птичьего полета.
Дети садятся на ковре, изображая полет на вертолете. Включается видеозапись пейзажи Байкала.
Воспитатель:
Лесистых гор полуовалы,
Касанья голубых лекал,
И скалы срезанные валом,
И небо, павшее в Байкал.
И сам он величав и вечен,
В гранитной раме вырезной.
И весь - до донышка - просвечен,
И весь до капельки родной.
И Ангары полет строптивый,
И ветра крик, и гул турбин,
И птицы - сосны над обрывом,
И длинный ветер Баргузин -
Все это, без чего не в силах,
Быть далью даль и ширью ширь,
И ты не мыслима Россия,
И ты не мыслима, Сибирь.
Но эти царственные воды,
но горы в сизой полумгле –
Байкал – священный дар природы,
Да будет вечен на земле.
А. Твардовский
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось ребята? Теперь вы поняли, почему озеро Байкал называют «голубой жемчужиной Сибири»?
Ответы детей.