СВЕТЛАНА ПЕТРОВНА ЕРОШКИНА
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Откуда азбука пришла»
▼ Скачать
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему : «Откуда азбука пришла»
Цель: познакомить детей с историей возникновения азбуки.
Задачи: формировать познавательную активность детей;
вызвать восхищение величием подвига первоучителей;
воспитывать интерес к литературе, к истории России;
Оборудование: Картинки с иероглифами, Греческий алфавит, Глаголица, Кириллица. Портрет Мефодия и Кирилла.
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе „Откуда азбука пришла“» размещена в разделах
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, о чем мы говорили на прошлом занятии? (Ответы детей). Сегодня мы продолжим с вами знакомство со знаками и символами, и узнаем откуда к нам пришел алфавит.
В древности люди не умели писать, читать, не было алфавита, и им приходилось общаться разными способами. Вначале люди общались с помощью жестов и звуков. Представьте, что вы древние люди, и с помощью рук, мимики, жестов, звуков передайте следующие ситуации: «Хочу пить», «мне холодно», «болит зуб» и т. д. В древности люди использовали язык сигналов, знаков: например, камень у входа означал «Не входить!»; дым костров разной высоты предупреждал об опасности; сломанные ветви деревьев обозначали путь охотника и др. Давайте попробуем придумать свой язык сигналов для ситуаций: «Не надо ссориться!», «Давай дружить!» (дети выполняют). Древние люди общались с помощью различных предметов, но так можно общаться, если люди находятся рядом друг с другом. Как можно сообщить нужную новость, предупредить об опасности тех, кто находится далеко? (Высказывания детей.)
Ребята, вот послушайте легенду о персидском царе Дарии. Как-то он получил послание от скифов (был такой древний народ). Послание включало четыре предмета: птицу, мышь, лягушку и стрелу. На древнем языке мышь означает землю, лягушка – воду, птица – небо, а стрела – отказ от войны. Как же понимать это послание от скифов? Царь Дарий рассудил так: скифы в знак смирения принесли ему в дар землю, воду и небо. Однако один из мудрецов истолковал послание скифов по-другому: «Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачите в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Оказалось, что мудрец прав. Легенда показывает, что послания-предметы можно понять по-разному, и поэтому они неудобны в использовании. Со временем люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное. Тогда они эти предметы стали рисовать (наскальные рисунки; показ альбома). Так с помощью рисунка люди передавали информацию друг другу: как прошла охота, какой был улов и др. Славяне также использовали рисуночное письмо. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам-символам: например, слово «человек» передавали изображением человека. Эти знаки называются иероглифами – каждый обозначал слово и вырезался на дощечке или табличке (показ древнего письма, выполненного на глиняной табличке). Памятные дощечки называли бирками для записей, люди носили их с собой, на них делали зарубки, пометки, чтобы не забыть важную информацию.
Воспитатель: А, теперь давайте встанем и, немного отдохнём.
Физкультминутка.
Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз — наклон и два — наклон,
Зашумел листвою клён. (Ноги на ширине плеч, руки за голову, наклоны туловища влево и вправо.)
Воспитатель: В разных странах писали на разных материалах, папирусе, пергаменте, глиняных табличках. А на чем рисовали на Руси? Этот материал – дерево, символ России. Наши предки записывали все важные события, специально для этого готовили бересту, т. е. кору березы; для письма заостряли палочки, которые назывались писалами. Со временем накопилось много знаний, запомнить все сложно, нужно было их записывать. Вспомните, как люди передавали информацию друг другу? Как общались? (предметное письмо, иероглифы). Понятно ли было такое письмо? (Ответы.) Да, рисунки для всех слов трудно и по ним нелегко было учиться.
И вот тогда, братья Кирилл и Мефодий из далекого греческого города Салоники совершили великое дело – создали славянский алфавит и научили людей писать. Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит (показывает) и применили его к звукам славянского языка, поэтому многие наши буквы внешне похожи. Первая славянская азбука – глаголица, от слова «глагол», что означает «речь», «говор». Она имела те же буквы, но со сложным написанием (показ). Затем возникла кириллица. (Дети рассматривают буквы, узнают, что каждая имела имя и напоминала о словах, которые забывать нельзя.) Так славяне получили письменную азбуку – кириллицу, которую назвали память одного из ее создателей (Кирилла). Это славянская азбука, в ней 43 буквы, (19 гласных). Каждая имеет своё название, похожее на обычные слова: А - аз, Б – буки, В - веди, Г – глаголь, Д – добро, Ж – живете, З - земля и так далее. Славянские азбуки с легкостью мог выучить любой человек, поэтому они быстро распространились среди разных народов. В память об этом великом деле Святых братьев стоят памятники по всему миру (показ памятника)
На Руси стали открывать школы, где взрослые и дети обучались письму.
Вот так появилась азбука. На этом наше занятие заканчивается.
Итог: О чем мы сегодня с вами разговаривали? Кто создал алфавит? О каких азбуках вы узнали?