Ирина Марковцева
Конспект занятия по окружающему миру с использованием исследовательской технологии. «У кого какая шубка»
▼ Скачать + Заказать документы
(для детей младшего дошкольного возраста)
Цель: Обобщить представления детей о диких животных. Дать детям представление об "одежде" зверей, которая помогает перенести им холодную зиму, защищает и маскирует от врагов. Познакомить характерными признаками животных, со свойствами меха. Воспитывать любознательность, познавательный интерес и доброжелательное отношение к животным,.
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое и физическое развитие.
Обучающие задачи:
• развивать внимание, логическое мышление, память;
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру с использованием исследовательской технологии, „У кого какая шубка“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
• способствовать развитию речи, слухового, тактильного и зрительного восприятия;
• развивать умение отгадывать загадки и отвечать на вопросы педагога;
• способствовать формированию познавательного интереса через исследовательскую деятельность;
• дать детям представление об «одежде» зверей, которая помогает перенести холодную зиму, защищает и маскирует от врагов
• познакомить с характерными признаками животных и свойствами меха;
• учить подбирать качественные прилагательные к слову мех.
Развивающие задачи:
• уточнить понятие «дикие животные»;
• обогатить опыт тактильных ощущений;
• активизировать словарь;
• закреплять умение внимательно слушать воспитателя.
Воспитательные задачи:
• воспитывать интерес к животным, доброжелательное отношение и желание помогать им
• воспитывать отзывчивость, любознательность, чувство взаимовыручки.
Формы организации коллективной деятельности: работа по подгруппам, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей.
Методы и приёмы: Игровой, метод наглядности, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы, словарная работа для активизации словаря; индивидуальная работа.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, портативная колонка, аудио запись плача, сундучок с меховыми воротниками; игрушки: белка, лиса, волк и заяц; носовой платок, презентация слайдов по теме, дидактическая игра: «Где чья шубка».
Раздаточные материал ы для индивидуальной работы: зубочистки, меховые воротники разного цвета и трафареты диких животных на каждого ребенка.
Предварительная работа:
• беседы о диких животных;
• чтение русских народных сказок: «Зимовье зверей», «Лиса и заяц»;
• просмотр мультфильма «Как ёжик шубку менял»;
• хороводная игра: «Тень, тень потитень»
• рассматривание иллюстрационного материала по теме;
• загадывание загадок о диких животных, о зиме;
• подбор слайдов для презентации;
•инсценировка: «Чья шубка лучше?»
• изготовление дидактической игры: «Где, чья шубка».
Структура занятия:
I. Вводная часть – 2 минуты.
а) приветствие детей;
б) загадка о зиме;
в) сюрпризный момент и постановка проблемы.
II. Основная часть - 10 минут.
а) зачитывание истории «Однажды в лесу»
б) физическая минутка;
в) отгадывание загадок про животных;
г) исследовательская деятельность;
д) дидактическая игра «Где чья, шубка»;
III. Заключительная часть - 3 минуты.
а) просмотр видеофильма: «Для чего зверям тёплые шубы?»
б) обобщение воспитателя.
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках полукругом вокруг воспитателя.
В: - Ребята, послушайте загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила!
О каком времени года говорится в загадке? Слайд 1.
Д: - о зиме
В: - Правильно. Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Ребята, что нам помогает не замерзнуть зимой, расскажите мне, в чём вы пришли сегодня в детский сад? (спрашивать индивидуально выбранного ребёнка).
Дети рассказывают, в какой одежде они пришли, какого цвета и т. д.
Раздаётся звук плача. Воспитатель находит игрушечного волка.
В: - Ребята, Волчонок рассказал мне, что когда шел к нам в детский сад, видел, что все дети одеты в разноцветные курточки, шапки и рукавички, а у него, совсем нет ни какой одежды, и он боится, что может замерзнуть зимой в лесу. Ребята, как вы думаете, как животные зимуют в лесу? Нужна ли им одежда?
Д: - Нет.
В: - А что их согревает? Отгадайте загадку: Что зверей согреет всех,
Ну конечно это…
Д: - Мех.
В: - Правильно, мех, меховые шубки. Так что не бойся волчонок, не замерзнешь ты зимой! Не верит! (с сожалением в голосе) Ребята, поможем волчонку во всем разобраться?
Д: - Да.
Воспитатель: предлагает волчонку вытереть слёзы носовым платком и садит его на видное место.
В: - Тогда слушайте, сейчас, я вам расскажу интересную историю, которая произошла в лесу жарким летом. Слайд 2.
Собрались звери на полянке, стали жаловаться на зной и жару. Услыхала их ворона на ветке и стала смеяться над ними: «Да снимите вы с себя шубы, тогда и не будет вам жарко». Задумались звери, может, дельные совет ворона даёт, может и правда снять шубы жаркие. Тут белка первая заговорила: «Я не могу шубку снять – она меня от колючих веток спасает». Медведь сказал: «А моя шуба помогает мне в малиннике от комаров и мошек сберечься». Зайчик тоже проговорил: «А моя серая шубка на земле не видна, охотник меня не замечает». Никто не захотел свою шубку снимать – нужны они зверям, защищают их. Но вот пролетело лето, прошла осень, наступила холодная зима. Не увидишь комаров и мошек, и земля стала не серая, а белая, снегом покрытая. Только и теперь звери в шубках ходят, не желают их снимать».
В: - Ребята, подумайте, почему? Шубки такие же остались или изменились? А хотите проверить, действительно ли меховые шубки так помогают зверям?
Д: - Да
В: - А как же мы можем это проверить?
Ответы детей:
В: Да, нужно исследовать мех, но для этого нам понадобится настоящий мех. Где же его взять?
Д: В лесу, у животных и т. д.
В: Тогда мы сейчас с вами отправимся в лес. Готовы? Тогда в путь.
Физ. минутка.
В лес отправимся гулять,
Будем весело шагать. (Дети маршируют.)
По тропиночке пойдем (Ходят «змейкой»)
Друг за дружкою гуськом, (Ходят «гуськом»)
На носочки встали,
И к лесу побежали. (Бегут на носочках.)
Ноги выше поднимаем,
Мы на кочки наступаем. (Ходят высоким шагом.)
Мы на кочки наступаем.
Очень весело шагаем. (Дети маршируют на месте.)
В: Вот мы и пришли. Но чтобы звери нам дали свой мех, надо отгадать про них загадки
В: - Про кого сочинили загадку: «Летом серый, зимой белый!»
Д: - Про зайца.
Слайд 3.
В: - Правильно, молодцы! Осенью заяц меняет шубку серую летнюю на белоснежную, тёплую и пушистую. Ему никакой мороз не страшен, да и снегу его ни охотник, ни волк, ни лиса не заметят. «Бел, потому и цел» - говорит народная пословица.
Следующая загадка: Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый - краса! А зовут ее.
Д: - Лиса.
Слайд 4.
В: - Все лису называют хитрой. Охотится в сумерках и подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами.
В: - Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу, в дупле на старом дубе орешки я грызу.
Д: - Белка.
Слайд 5.
В: - Молодцы ребята!
В: - Кто зимой холодной ходит злой, голодный.
Д: - Волк.
Слайд 6.
В: - Ну конечно это волк. Все загадки отгадали, молодцы! Белочка мне сказала, что свой мех они сложили в сундучок. Давайте найдём сундучок и заглянем в него.
Дети, посмотрите какой замечательный мех! Как его много! (Воспитатель раздает детям меховые воротники). Рассмотрите их, потрогайте, погладьте рукой, приложите мех к щеке. Скажите мне, какой мех на ощупь?
Дидактическая игра: «Мех какой?» Дети подбирают определения: мех пушистый, мягкий, приятный, лохматый, мохнатый и т. д.
Исследовательская деятельность:
В: Давайте проверим, действительно ли мех защищает животных от укусов насекомых и острых веточек? (Воспитатель предлагает взять зубочистки и поколоть аккуратно себя в руку, потом проделать тоже самое, но уже через мех, спрашивает об ощущениях, после чего дети делают выводы).
А теперь давайте проверим, защитит ли мех от ветра и холода? Предлагает сначала подуть себе на ладошку, а за тем тоже самое проделать через мех, описать свои ощущения и сделать выводы.
После этого воспитатель предлагает сравнить мех по цвету, предположить, чей у кого мех. Дети называют цвет, сравнивают мех с изображением животных и отвечают.
Воспитатель хвалит, детей, которые справились с заданием, помогает тем, кто затруднился: «Какие вы молодцы ребята! Скажите одинаковые ли шубки по цвету? Как вы думаете, почему?»
Ответы детей:
В: Конечно, ребята шубки помогают зверям защищаться от врагов и быть не заметными в их естественной среде обитания.
Дидактическая игра: «Помоги зверятам найти свою шубку»
Воспитатель предлагает подойти к столам, где находятся трафареты диких животных. Ребята, посмотрите, все животные растеряли свои шубки, возьмите каждый себе по животному и помогите, ему найти свою шубку. Дети находят фрагмент изображения с нужным рисунком и накладывают на него свой трафарет. Воспитатель хвалит, детей, которые справились с заданием, предлагает им помочь тем, кто не справился.
После игры воспитатель предлагает пройти на свои стульчики и вместе с волчонком посмотреть фильм.
Просмотр видеофильма: «Для чего зверям теплая шуба».
Подведение итогов
В: - Ребята, каких животных мы с вами повстречали в лесу? Что их согревает зимой? Зачем же им меховые шубки летом? Что п происходит с шубкой у животных осенью и весной?
Ответы детей:…
В: Замерзнет ли наш Волчонок зимой? Почему? Обращается к волчонку, ну что теперь ты нам веришь?
Волчонок: Да спасибо вам ребятки, теперь я знаю, что не замерзну зимой, я очень полюбил свою шубку и буду её беречь, потому, что она бережёт меня!
Спасибо за внимание!