МААМ-картинки

Конспект занятия по окружающему миру «Природу чувствую душою»

Галина Сергеевна Голова
Конспект занятия по окружающему миру «Природу чувствую душою»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по окружающему миру

Цель:

- приобщать детей к экологической культуре, содержащей в себе общечеловеческие ценности отношения к природе : эстетические, познавательные, нравственные, практически-оздоровительные.

Задачи:

Обучающие:

- закрепление знаний о весне, как времени года.

- Расширить знания о берёзе.

- Выяснить, что означает слово «берёза», в чём польза берёзы, ее значение для человека.

Развивающие:

Публикация «Конспект занятия по окружающему миру „Природу чувствую душою“» размещена в разделах

- развивать научные представления о деревьях (березе) весной путем созерцания, размышления, анализа и сравнения, опытов;

- умение выражать свои чувства и настроения, читать стихи, произведения народного творчества, в процессе игр;

- способствовать становлению потребности в общении с природой и заботиться о ней.

Воспитывающие:

- воспитывать гуманное и бережное отношение к окружающей природе;

- создавать созерцательный настрой, содействовать достижению у детей состояния «Осознавать себя частью природы»;

- способствовать становлению потребности в общении с природой и заботиться о ней;

- воспитывать любовь к Родине.

Словарная работа: знакомство с новыми словами: битулин, туесок, веретено, дёготь, лучина, угодье, обиходье, лапти, зимовор, протальник, пионер.

Предварительная работа: «посещение» детьми деревьев: ель, тополь, дуб, липа; разучивание загадок про весну, пословиц и поговорок; разучивание игры-потешки «Тень, тень, потетень»,хоровода «Ай, да, березка» ; проведение экспериментов с семенами «Чьи семена быстрее прорастут?»

Методы и приемы: игровой момент, художественное слово, показ, беседа, эксперимент, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение, итог.

Игровые технологии: Игра на координацию речи и движения «Тень, тень, потетень».

Оборудование: изделия из бересты, используемые в быту, старинном и современном (туесок, лучина, вязанка дров, березовый веник, ложка, веретено, деготь, семена березы для опыта.

В занятии участвует Лесовичок.

Ход занятия.

(Занятие проводится на участке детского сада.)

Педагог: Ребята, у нас сегодня необычное занятие, к нам пришли гости. Они спрашивают, почему мы проводим занятие на улице, весной, когда холодно? А мы ответим: «Наш девиз - …»

Дети: «На природу в любую погоду»

Педагог: Ребята, а какое сейчас время года?

Дети: Весна. Начало весны.

Педагог. Правильно, теперь отгадайте загадку.

Я раскрываю почки,

в зелёные листочки.

Деревья одеваю,

посевы поливаю,

Движения полна,

зовут меня.

Ответ (весна)

Педагог: Какой весенний месяц сейчас?

Дети: Март.

Педагог: Что вы можете сказать о марте, какие пословицы и поговорки знаете?

Дети:

- И в марте мороз на нос садится.

- В марте мороз скрипуч, да не живуч.

- В марте день с ночью меряется, равняется.

- Иногда и март морозом хвалится.

Педагог: Март - не весна, а предвесенье.

В марте столбик термометра всё чаще и чаще поднимается выше нуля. Ласково греет солнце. Но мартовское тепло обманчиво. Поэтому предупреждают: Пришёл марток - надевай двое порток.

В целом март называют - зимовор, протальник,

-Как вы думаете, почему?

(ответы детей)

Далее педагог предлагает детям подышать весной.

Дети дышат, а затем рассказывают, чем пахнет весенний воздух (снегом, сыростью, сырой землей.)

Так же детям предлагается послушать весну, но только звуки природы.

Педагог: В начале марта пока не слышно птичьих трелей, насекомые еще спят, но постепенно в природе все оживает – скоро из теплых краев вернутся к нам птицы, солнышко пригревает, появляются проталины, а на проталинах можно встретить синие подснежники, которые называют «синими глазами весны»

Педагог: Сегодня мы пойдем в гости к одному дереву, я загадаю загадку, и вы сразу узнаете его.

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке…

В белом сарафане. (Береза)

Педагог: Да, дети, так береза выглядит летом, а сегодня мы посмотрим, какая она весной.

(Дети вместе с педагогом подходят к березе, и здороваются с ней, дотрагиваются до ствола, прикасаются щекой, обнимают)

Педагог: Я не сомневаюсь, вы сразу узнаете, что у березы самое удивительное?

Дети: Кора.

Педагог. Чем она отличается?

Дети: Цветом.

Педагог. В коре березы есть особое вещество – битулин, которое и обеспечивает белый цвет, а через эти темные черточки и полосочки, береза дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням деревьев. Ствол березы в жару прохладный.

- Как вы думаете, почему самолеты и холодильники красят в белый цвет?

(ответы детей)

Педагог: Ранней весной, прежде всего, оживают деревья, почки листьев подготавливаются деревом еще с осени, всю зиму они были в одном положении, и были едва заметны. Но вот первое весеннее солнышко согрело соки деревьев и они от корней поднимаются к набухающим почкам.

Педагог: Береза – самое почитаемое дерево на Руси. Березку милую, родную издавна считают символом России. Россия и береза -эти два понятия неразделимы. Красавицей русских лесов называют люди березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями, и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. Ее все знают, это самое распространенное дерево. Символ и гордость русского народа. Про нее говорят – дерево пионер. Пионер – значит первый. Вот и береза всегда первой вырастает на лесных пожарищах, вырубках, заброшенных полях. Почему?

Педагог предлагает детям провести небольшой эксперимент. Насыпает им в ладошку семена березы (крылатки, предлагает подуть. Обращает внимание детей на то, что даже слабый ветер их разносит их далеко, т. к береза любит свет, не боится мороза и ветра, она первой прорастает на открытых просторах.

Еще береза – дерево – нянька. Она защищает другие деревья от ветра и зноя, дает прохладу и людям и зверям в лесу.

Педагог: А теперь ребята, поиграем около нашей березки в народную игру-потешку «Тень,тень потетень»

Появляется Лесовичок.

Лесовичок: Здравствуйте, ребята! В гости к нам пожаловали. Слышал, слышал, как вы о березе добро говорили, славили нашу красавицу – березу, и загадку слышал. А вот я вам наверно такую загадку загадаю, которую вы, наверно, не слышали

Стоит в поле дерево – древанское.

На этом дереве семь угодьев:

Первое угодье - в избе обиходье,

Другое угодье – в кругу вертиться.

Третье угодье – старому да малому потешка,

Четвертое угодье – по дорожке слет,

Пятое угодье – на церкву крыша,

Шестое угодье -во всю ночь свет,

Седьмое угодье – всему миру масло.

Лесовичок: Вы подумайте, как береза все это делает, а я вам подсказки приготовил.

( Лесовичок достает из сумки дары березы: туесок из бересты, вязанку дров, березовый сок, березовые почки и бересту (лекарства, березовый веник, лучину, ложки, веретено, деготь)

Лесовичок: И все из березы идет в дело. Из почек приготавливают лекарства, из ветвей делают метла и веники. Из бересты – она отделяется тонкими, как бумага слоями – народные мастера мастерят – туески, лукошки для сбора грибов и ягод. Березовые дрова – лучшее топливо в русской печке. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, древесный спирт, уксус.

Педагог: Посмотрите, ребята, на лица и глаза гостей. Теперь и гости, конечно, согласятся с нами, что береза одно из прекраснейших и полезнейших созданий природы. Чего - чего она только не дает людям!

Ребята, попробуйте выразить свои чувства и настроение теплыми и нежными словами, закончите предложение:

- Если бы в лесу не было березы, то (ответы детей)

- Молодые березы у старых могут поучиться…

- Человек у старых берез может поучиться…

- Чтобы почувствовать себя «Своим в мире природы, необходимо…

-Природу необходимо изучать для того…

Педагог: Порадовали, порадовали и меня и Лесовичка.

Вижу, что научились вы понимать природу, не чужие вы ей, а близкие, чувствуете себя ее частью, умеете наблюдать за ней, понимать, учится у нее, умейте в ней и с ней поиграть. А ученье дает пищу не только для ума, но и для души!

Весна приходит с ласкою,

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет.

В лесу под березкой подснежник расцветет.

А теперь в круг вставайте, березке песню запевайте.

Хоровод «Ай, да березка»

Лесовичок: Спасибо, ребята! Порадовали вы меня: знаете и любите деревья русского леса и степных рощ, понимаете законы природы. Вы стали своими среди пеньков и шишек. Ваш девиз: «На природу в любую погоду» Сюрпризный момент: Лесовичок поощряет детей за хорошую работу. Прощается с ребятами.

Педагог: Вот и у березки в гостях побывали. А на прощанье мы ей пожелаем…

Дети: Чистого неба, теплого солнца, зеленых листочков, веселых птичек, вокруг красивых цветочков и заботливых ребят вокруг.

Рефлексия: Ребята, вам понравилась наша прогулка? У кого мы в гостях побывали? Что нового вы сегодня узнали?

Педагог: Милая береза! Вот и весна пришла. Скоро она вступит в свои права, растает снег, зазеленеет трава, прилетят первые птички, совьют гнезда на твоих проснувшихся от сна ветках. Ну а нам с ребятками пора уходить. До свидания, береза! Без нас здесь не скучай, мы к тебе еще вернемся!

Публикации по теме:

Конспект занятия по окружающему миру в средней групе «Покормите птиц зимой!»Конспект занятия по окружающему миру в средней групе «Покормите птиц зимой!» Цель: сформировать у детей представление о зимующих птицах; вызвать интерес  к образу жизни зимующих птиц; прививать бережное отношение.

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру для детей 4–5 лет «Цветы на поляне» Цель: расширить знания детей о первоцветах, выполнить коллективно-творческую работу «Цветы на поляне». Задачи: - Образовательные: дать элементарные.

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда»Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда» Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда». Елена Владимирова. Цель: Закрепление у детей обобщающего.

Конспект занятия по окружающему миру «Дружная семья» в младшей группеКонспект занятия по окружающему миру «Дружная семья» в младшей группе Тема: «Дружная семья» Задачи: знакомить детей с понятием «семья», развивать навыки общения, общую моторику, координацию движений; формировать.

Конспект занятия по окружающему миру «Одуванчики». Вторая младшая группаКонспект занятия по окружающему миру «Одуванчики». Вторая младшая группа Цели и задачи: -формировать интерес у детей к познавательной деятельности по теме: «Цветы»; -развивать наблюдательность, формировать умения.

Конспект занятия по окружающему миру «Петушок с семьёй» в младшей группе Тема: «Петушок с семьёй» Задачи: учить детей слушать сказку в инсценированном варианте; знакомить с домашними птицами, с внешним видом.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Домашние животные зимой» Тема: Домашние животные зимой. Цель: Закрепить представления о домашних животных. Задачи: Образовательные -Обогащать словарь по теме,.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Комнатные растения» Ознакомление с окружающим миром по теме : «Комнатные растения» Цель: Закрепление представлений о комнатных растениях, ухода за ними. Задачи:.

Конспект занятия по окружающему миру «Высадка рассады цветов на клумбу»Конспект занятия по окружающему миру «Высадка рассады цветов на клумбу» Конспект занятия по окружающему миру «Высадка рассады цветов на клумбу». Цель: познакомить детей со способом выращивания растений, уточнить.

Конспект занятия в средней группе по окружающему миру «Вулканы»Конспект занятия в средней группе по окружающему миру «Вулканы» Занятие для детей 4-5 лет на тему:"Вулканы" «Сегодня человечество вошло в эпоху глобальных климатических перемен и проблему изменения климата.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по окружающему миру «Природу чувствую душою»
Опубликовано: 28 декабря 2019 в 21:23
+29Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по окружающему миру «Природу чувствую душою»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Сергеевна Голова (УИ 1895532) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД