Галина Сергеевна Голова
Конспект занятия по окружающему миру «Природу чувствую душою»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по окружающему миру
Цель:
- приобщать детей к экологической культуре, содержащей в себе общечеловеческие ценности отношения к природе : эстетические, познавательные, нравственные, практически-оздоровительные.
Задачи:
Обучающие:
- закрепление знаний о весне, как времени года.
- Расширить знания о берёзе.
- Выяснить, что означает слово «берёза», в чём польза берёзы, ее значение для человека.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру „Природу чувствую душою“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
- развивать научные представления о деревьях (березе) весной путем созерцания, размышления, анализа и сравнения, опытов;
- умение выражать свои чувства и настроения, читать стихи, произведения народного творчества, в процессе игр;
- способствовать становлению потребности в общении с природой и заботиться о ней.
Воспитывающие:
- воспитывать гуманное и бережное отношение к окружающей природе;
- создавать созерцательный настрой, содействовать достижению у детей состояния «Осознавать себя частью природы»;
- способствовать становлению потребности в общении с природой и заботиться о ней;
- воспитывать любовь к Родине.
Словарная работа: знакомство с новыми словами: битулин, туесок, веретено, дёготь, лучина, угодье, обиходье, лапти, зимовор, протальник, пионер.
Предварительная работа: «посещение» детьми деревьев: ель, тополь, дуб, липа; разучивание загадок про весну, пословиц и поговорок; разучивание игры-потешки «Тень, тень, потетень»,хоровода «Ай, да, березка» ; проведение экспериментов с семенами «Чьи семена быстрее прорастут?»
Методы и приемы: игровой момент, художественное слово, показ, беседа, эксперимент, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение, итог.
Игровые технологии: Игра на координацию речи и движения «Тень, тень, потетень».
Оборудование: изделия из бересты, используемые в быту, старинном и современном (туесок, лучина, вязанка дров, березовый веник, ложка, веретено, деготь, семена березы для опыта.
В занятии участвует Лесовичок.
Ход занятия.
(Занятие проводится на участке детского сада.)
Педагог: Ребята, у нас сегодня необычное занятие, к нам пришли гости. Они спрашивают, почему мы проводим занятие на улице, весной, когда холодно? А мы ответим: «Наш девиз - …»
Дети: «На природу в любую погоду»
Педагог: Ребята, а какое сейчас время года?
Дети: Весна. Начало весны.
Педагог. Правильно, теперь отгадайте загадку.
Я раскрываю почки,
в зелёные листочки.
Деревья одеваю,
посевы поливаю,
Движения полна,
зовут меня.
Ответ (весна)
Педагог: Какой весенний месяц сейчас?
Дети: Март.
Педагог: Что вы можете сказать о марте, какие пословицы и поговорки знаете?
Дети:
- И в марте мороз на нос садится.
- В марте мороз скрипуч, да не живуч.
- В марте день с ночью меряется, равняется.
- Иногда и март морозом хвалится.
Педагог: Март - не весна, а предвесенье.
В марте столбик термометра всё чаще и чаще поднимается выше нуля. Ласково греет солнце. Но мартовское тепло обманчиво. Поэтому предупреждают: Пришёл марток - надевай двое порток.
В целом март называют - зимовор, протальник,
-Как вы думаете, почему?
(ответы детей)
Далее педагог предлагает детям подышать весной.
Дети дышат, а затем рассказывают, чем пахнет весенний воздух (снегом, сыростью, сырой землей.)
Так же детям предлагается послушать весну, но только звуки природы.
Педагог: В начале марта пока не слышно птичьих трелей, насекомые еще спят, но постепенно в природе все оживает – скоро из теплых краев вернутся к нам птицы, солнышко пригревает, появляются проталины, а на проталинах можно встретить синие подснежники, которые называют «синими глазами весны»
Педагог: Сегодня мы пойдем в гости к одному дереву, я загадаю загадку, и вы сразу узнаете его.
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке…
В белом сарафане. (Береза)
Педагог: Да, дети, так береза выглядит летом, а сегодня мы посмотрим, какая она весной.
(Дети вместе с педагогом подходят к березе, и здороваются с ней, дотрагиваются до ствола, прикасаются щекой, обнимают)
Педагог: Я не сомневаюсь, вы сразу узнаете, что у березы самое удивительное?
Дети: Кора.
Педагог. Чем она отличается?
Дети: Цветом.
Педагог. В коре березы есть особое вещество – битулин, которое и обеспечивает белый цвет, а через эти темные черточки и полосочки, береза дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням деревьев. Ствол березы в жару прохладный.
- Как вы думаете, почему самолеты и холодильники красят в белый цвет?
(ответы детей)
Педагог: Ранней весной, прежде всего, оживают деревья, почки листьев подготавливаются деревом еще с осени, всю зиму они были в одном положении, и были едва заметны. Но вот первое весеннее солнышко согрело соки деревьев и они от корней поднимаются к набухающим почкам.
Педагог: Береза – самое почитаемое дерево на Руси. Березку милую, родную издавна считают символом России. Россия и береза -эти два понятия неразделимы. Красавицей русских лесов называют люди березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями, и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. Ее все знают, это самое распространенное дерево. Символ и гордость русского народа. Про нее говорят – дерево пионер. Пионер – значит первый. Вот и береза всегда первой вырастает на лесных пожарищах, вырубках, заброшенных полях. Почему?
Педагог предлагает детям провести небольшой эксперимент. Насыпает им в ладошку семена березы (крылатки, предлагает подуть. Обращает внимание детей на то, что даже слабый ветер их разносит их далеко, т. к береза любит свет, не боится мороза и ветра, она первой прорастает на открытых просторах.
Еще береза – дерево – нянька. Она защищает другие деревья от ветра и зноя, дает прохладу и людям и зверям в лесу.
Педагог: А теперь ребята, поиграем около нашей березки в народную игру-потешку «Тень,тень потетень»
Появляется Лесовичок.
Лесовичок: Здравствуйте, ребята! В гости к нам пожаловали. Слышал, слышал, как вы о березе добро говорили, славили нашу красавицу – березу, и загадку слышал. А вот я вам наверно такую загадку загадаю, которую вы, наверно, не слышали
Стоит в поле дерево – древанское.
На этом дереве семь угодьев:
Первое угодье - в избе обиходье,
Другое угодье – в кругу вертиться.
Третье угодье – старому да малому потешка,
Четвертое угодье – по дорожке слет,
Пятое угодье – на церкву крыша,
Шестое угодье -во всю ночь свет,
Седьмое угодье – всему миру масло.
Лесовичок: Вы подумайте, как береза все это делает, а я вам подсказки приготовил.
( Лесовичок достает из сумки дары березы: туесок из бересты, вязанку дров, березовый сок, березовые почки и бересту (лекарства, березовый веник, лучину, ложки, веретено, деготь)
Лесовичок: И все из березы идет в дело. Из почек приготавливают лекарства, из ветвей делают метла и веники. Из бересты – она отделяется тонкими, как бумага слоями – народные мастера мастерят – туески, лукошки для сбора грибов и ягод. Березовые дрова – лучшее топливо в русской печке. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, древесный спирт, уксус.
Педагог: Посмотрите, ребята, на лица и глаза гостей. Теперь и гости, конечно, согласятся с нами, что береза одно из прекраснейших и полезнейших созданий природы. Чего - чего она только не дает людям!
Ребята, попробуйте выразить свои чувства и настроение теплыми и нежными словами, закончите предложение:
- Если бы в лесу не было березы, то (ответы детей)
- Молодые березы у старых могут поучиться…
- Человек у старых берез может поучиться…
- Чтобы почувствовать себя «Своим в мире природы, необходимо…
-Природу необходимо изучать для того…
Педагог: Порадовали, порадовали и меня и Лесовичка.
Вижу, что научились вы понимать природу, не чужие вы ей, а близкие, чувствуете себя ее частью, умеете наблюдать за ней, понимать, учится у нее, умейте в ней и с ней поиграть. А ученье дает пищу не только для ума, но и для души!
Весна приходит с ласкою,
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет.
В лесу под березкой подснежник расцветет.
А теперь в круг вставайте, березке песню запевайте.
Хоровод «Ай, да березка»
Лесовичок: Спасибо, ребята! Порадовали вы меня: знаете и любите деревья русского леса и степных рощ, понимаете законы природы. Вы стали своими среди пеньков и шишек. Ваш девиз: «На природу в любую погоду» Сюрпризный момент: Лесовичок поощряет детей за хорошую работу. Прощается с ребятами.
Педагог: Вот и у березки в гостях побывали. А на прощанье мы ей пожелаем…
Дети: Чистого неба, теплого солнца, зеленых листочков, веселых птичек, вокруг красивых цветочков и заботливых ребят вокруг.
Рефлексия: Ребята, вам понравилась наша прогулка? У кого мы в гостях побывали? Что нового вы сегодня узнали?
Педагог: Милая береза! Вот и весна пришла. Скоро она вступит в свои права, растает снег, зазеленеет трава, прилетят первые птички, совьют гнезда на твоих проснувшихся от сна ветках. Ну а нам с ребятками пора уходить. До свидания, береза! Без нас здесь не скучай, мы к тебе еще вернемся!