Бурылина Елена
Конспект занятия по окружающему миру «Насекомые» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по окружающему миру «Насекомые»
Старшая группа.
Цель: расширять знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, строении тела, о пользе и вреде насекомых.
Задачи:
Образовательные:
1. расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках
2. уточнить знания о пользе и вреде насекомых для человека
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру „Насекомые“ в старшей группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие:
1. продолжать учить отгадывать загадки
2. активизировать и расширять словарный запас
3. развивать связную речь
Воспитательные:
1. прививать бережное отношение ко всему живому
2. воспитывать бережное отношение к природе
3. воспитывать соблюдение правил поведения в лесу и при встрече с насекомыми.
Материалы: иллюстрации и игрушки насекомых и их домиков, экознаки, магнитная доска, магнитные части тела божьей коровки, палочки, коллекция бабочек под стеклом, запись со звуками лета, шаблоны бабочек, фломастеры, пластмассовые цветы.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами встанем в круг и поздороваемся: «Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
(Звучит музыка «Звуки лета»)
Ребята, как вы думаете о каком времени года эта музыка (о лете)
А какие изменения происходят летом (дети называют признаки лета)
Я предлагаю вам сегодня отправиться на лесную полянку.
«Раз! Два! Раз! Два!
Марширует детвора.
Друг за другом! Ровный строй!
Будь внимательным, не стой!"
Ну, вот, мы с вами и оказались на лесной полянке. Посмотрите под кустом спрятался муравьишка, он какой то грустный. Давайте спросим, что у него случилось? (Показать игрушку муравья). Он рассказал мне, что когда он гулял по лесу поднялся сильный ветер, подхватил его и унес далеко от дома. Муравьишка очень расстроился и просит ему помочь найти его домик.
Воспитатель: Ребята, поможем муравьишке найти дорогу домой?
Отправляемся в путь…посмотрите, а вот и лесная полянка. Какие на ней красивые цветы. А какой аромат!
Дыхательная гимнастика «Цветы» (Выполняется глубокий вдох через нос и плавный выдох через рот. Губы как при произношении звука У)
Воспитатель: Кто же здесь живет? (Отгадывание загадки)
Красный жучок в черную точку
Сел отдохнуть на красивом цветочке.
Он с крошечной маленькой черной головкой.
Зовется жучок этот….(Божьей коровкой)
Давайте посмотрим, как она выглядит. (Маленькая, красная с черными точками)
Ребята, а божья коровка просит выполнить задание. Показать и назвать части тела насекомого.
Игра «Составь насекомое» (Дети составляют насекомое из отдельных частей на магнитной доске и называют их. Голова, брюшко, 6 лапок, усики, крылья)
(Рассказ воспитателя про божью коровку: она является хищницей, уничтожая вредную тлю. Красный цвет божьей коровки говорит птицам о том, что её кушать нельзя, она не съедобная)
Воспитатель: Божья коровка, а ты не знаешь где муравьишкин домик? (нет, не знаю, посмотрите на цветочке)
Ребята, отгадайте загадку
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)
Гимнастика для глаз: Бабочка полетела вверх, вниз, вправо, влево. Полетела, полетела и на цветок к нам села.
А как выглядит бабочка (Ответы детей)
Рассказ воспитателя про бабочку (Яркая окраска крыльев, похожая на цветок. Крылья бабочки покрыты мелкими чешуйками и если потрогать бабочку за крылья, то чешуйки будут стерты и она не сможет летать и погибнет. Бабочка появляется из гусеницы)
Демонстрация нескольких видов бабочек.
Воспитатель: Ребята, наша бабочка грустная. Она говорит, что у нее совсем нет подружек. Давайте ей поможем? (рисование узоров на крыльях бабочки-шаблоны белого цвета)
Посмотрите, какие красивые бабочки у нас получились, надо посадить их на цветы.
Бабочки, а вы не знаете где муравьишкин домик? (Нет, не знают. Просят посмотреть под травинкой.)
Кто же там живет? (Отгадывание загадки)
Он зеленый, попрыгучий,
Совершенно не колючий,
На лугу весь день стрекочет,
Удивить нас песней хочет.
(Кузнечик)
Воспитатель: Как выглядит кузнечик (Демонстрация иллюстрации кузнечика и игрушки)
Рассказ воспитателя про кузнечика (Он хищник, питается вредными насекомыми. Уши у кузнечика находятся на лапках)
А как передвигается кузнечик (Прыгает)
Давайте и мы вместе с ним попрыгаем.
Физкультминутка
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок
Будем прыгать высоко.
Сели травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко,
Прыгай на носках легко!
Кузнечик, а ты не знаешь, где домик муравьишки?
Он говорит, что надо идти к белому цветку.
Кто же там живет?
Отгадывание загадки.
С утра жужжу - цветы бужу!
Кружу-кружу и мед вожу!
(Пчела)
Воспитатель: Как выглядит пчела? (Рассматриваем окраску пчелы- коричневая с ярко желтыми полосками, прозрачные крылышки, есть жало)
Ребята, пчела просит рассказать какую пользу приносят насекомые (Пчелы дают мед, воск, божьи коровки и муравьи уничтожают вредителей, бабочки и пчелы опыляют растения, насекомые служат кормом для птиц).
Пчелка, а ты не знаешь, где муравьишкин домик?
Пчела сказала, что нужно посмотреть под зеленым листочком.
Кто же там живет?
Отгадывание загадки.
Теплым днем весною в мае,
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский (жук)
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, как выглядит майский жук. (Показ иллюстрации майского жука)
Дети: коричневые жесткие крылья, на голове усы похожие на рога, три пары лапок.
Воспитатель дополняет рассказ детей (показ изображения личинки майского жука).Личинка-это вредное насекомое, которое живет в земле несколько лет и поедает корни деревьев, тем самым очень вредит взрослым растениям.
А сам майский жук живет совсем не долго и питается молодыми листьями деревьев
Воспитатель: Ребята, а давайте спросим у майского жука, не знает ли он где муравьишкин домик. (Жук сказал, что поможет, но сначала нужно вспомнить, как называются домики некоторых насекомых.
Игра «Сопоставь насекомое с домиком»
(Пчелы живут в ульях или дупле, осы в осиных гнездах, шмели в земле в норках, муравьи - в муравейнике).
Воспитатель: Молодцы ребята! Жук сказал, что муравейник находится под дальним кустом. Смотрите-ка, а там еще один муравей и он тоже грустный.
Что случилось?
Муравей сказал, что их муравейник кто- то сломал! Как вы думаете, кто это может быть? (Ответы детей)
Давайте скорей построим для наших друзей муравейник (Дети складывают палочки, сосновые иголки и сажают муравьишек).
Муравьишка всех благодарит за помощь. Ну, а нам пора возвращаться в детский сад.
Возвращаемся в детский сад с речовкой.
Ребята, мы с вами побывали на лесной полянке, встретили различных насекомых. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, чтобы не навредить насекомым?
(Не разрушать муравейники, не рвать растения, цветы, не ломать ветки деревьев. Не ловить бабочек)- воспитатель показывает экознаки.
Ребята, где мы сегодня с вами побывали?
Кого встретили?
Как мы можем назвать их одним словом?
Что вам показалось самым сложным?
Что нового узнали?