Марина Рябова
Конспект занятия по окружающему миру «Невидимые нити»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Тема Невидимые нити.
Цель
Систематизировать и расширить представление детей об экологических связях между живой и неживой природой, внутри живой природы, между природой и человеком.
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нитки. Поделки, рисование
- Темочки
Планируемы результаты Дети научатся находить связи в природе, между природой и человеком, выявлять роль человека в нарушении этих взаимосвязей или сохранении их; осознавать необходимость сохранения живой и неживой природы; научиться делать выводы из изученного материала.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
ЭТАП 1 Организационный момент.
Деятельность воспитателя
Воспитатель отмечает, что все дети - единое целое. Подарив товарищу улыбку, они отдали ему частичку тепла своей души. Детям предлагается почувствовать, как пошло тепло в их ладони.
Деятельность детей
Дети становятся в круг и говорят слова - приветствие, подавая друг другу руку и при этом улыбаясь. Когда это сделают все, образуется замкнутый круг.
ЭТАП 2 Актуализация знаний.
Деятельность воспитателя
-Вспомните, какую тему мы изучали на прошлом занятии?
-Отгадайте загадки и назовите группу, к которой относится это животное.
-Живёт спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет … .
-К какой группе животных относится черепаха?
- Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом — такая злюка!
Конечно, это… .
- К какой группе животных относится щука?
-Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно-
Укусит. Ясно?
-К какой группе животных относится змея?
-И в лесу мы и в болоте,
Нас везде всегда найдёте,
На поляне, на опушке,
Мы зелёные…
- К какой группе животных относится лягушка?
-У меня ходули –
Не страшит болото.
Лягушат найду ли
Вот моя забота.
-К какой группе относится цапля?
-Села на цветок.
В цветок – хоботок!
Нектару взяла.
Сзади игла.
-К какой группе относится пчела?
Деятельность детей
-Мы изучали тему: «Какие бывают животные».
-Черепаха.
-Пресмыкающееся.
-Щука.
-Рыбы.
-Змея.
-Пресмыкающееся.
-Лягушки.
-Земноводные.
-Цапля.
-Птицы.
-Пчела.
-Насекомое.
ЭТАП 3 Целеполагание.
Деятельность воспитателя
-Подумайте, как связаны между собой листья дерева, гусеница, птица?
-Проверим, верно ли вы ответили.
На экране появляются стрелки, показывающие связь между изображениями листьев дуба, гусеницы, птицы.
-А как связаны жёлуди, кабан, волк?
-Проверим, верно ли вы ответили.
На экране появляются стрелки, показывающие связь между изображениями жёлудей, кабана, волка.
-Предположите, о чём мы будем говорить на уроке.
На экране появляется тема урока: «Невидимые нити».
Деятельность детей
-Гусеница питается листьями деревьев, а птица питается гусеницами.
-Кабан ест жёлуди, а волк охотится на кабана.
- О том, как связаны растения и животные.
ЭТАП 4 Физкультминутка.
Организует проведение физкультминутки
Солнце глянуло в кроватку…
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться - три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
Выполняют упражнения согласно инструкции.
ЭТАП 5 Открытие нового знания.
Деятельность воспитателя.
-Читает рассказ «Невидимые нити»
-О каких связях так называемых невидимых нитях, говорится в рассказе?
-Придумайте название к рассказу.
-Восстановим события, происходившие в тексте, в виде словесной цепочки.
-Как вы думаете, чем всё закончилось?
-Кто виноват в этом? Деятельность детей.
Слушают чтение воспитателя
-О связи между растениями и животными, человеком и природой.
-«Лес и человек».
- Человек вырубил кустарники. Исчезли птицы, которые гнездились в них. Расплодились насекомые, которые стали есть листья и грызть корни деревьев. Деревья высохли.
Ушли животные, так как им негде стало прятаться и нечем питаться. Лес умер.
-Человек – лесничий.
ЭТАП 6 Первичное закрепление.
-Выполните задание
-Какие связи вы увидели?
- А сейчас вам предстоит выяснить,
какие существуют связи в природе.
-Посмотрите на текст на слайде.
Текст на слайде:
Солнце служит источником тепла и света для живых существ. Также живым существам необходимы воздух, вода.
- О какой группе связей идет речь?
Текст на слайде:
Стремительно летали, рассеивая воздух длинными крыльями, ласточки и стрижи. На лету они ловили насекомых: мух, комаров, мошек. Разгуливал важный грач. Он глотал все, что подбирал съедобное: улитку, жука, гусеницу, разные плоды и семена. Цапля, стоя у воды, ловила лягушек, небольших рыбок, водных насекомых.
-О какой группе связей идет речь?
Текст на слайде:
Человек с давних пор использует богатство земных кладовых. Одни - в строительстве, другие - для изготовления украшений.
-О какой группе связей идет речь?
Текст на слайде:
Растения не только основная пища, но и убежище для многих животных. В чаще леса скрываются от врагов и выводят свое потомство крупные звери – кабаны, лоси. Лес помогает существовать и размножаться многим животным.
- О какой группе связей идет речь?
-Вот такие связи в природе между растениями и животными, живой и неживой природой называются невидимыми. Они на первый взгляд не видны, но существуют, есть в природе повсюду. Все действительно связано друг с другом как бы нитью. Но эта нить рвется, когда в природе что-то нарушается. И очень часто человек сам нарушает эти связи.
-Что человек может сделать для того, чтобы «невидимые нити» сохранялись?
Примерный ответ:
Божья коровка питается тлёй, если не будет божьих коровок, то станет много тлей, которые погубят растения и урожай.
Пчела собирает нектар с цветов, если не будет цветов, то пчёлы тоже улетят, тогда у человека не будет мёда.
Синица поедает гусениц, если не будет синиц, гусеницы погубят много деревьев.
-Связь между неживой и живой природой.
-Связь между различными животными.
-Связь между природой и человеком.
-Связь между растениями и животными.
-Беречь природу.
ЭТАП 7 Рефлексия.
Действия воспитателя.
-Подведём итоги.
-О каких невидимых нитях говорили на занятии?
-Какой вывод мы сделали?
-Итак, наше занятие подошло к концу.
-Все сегодня работали хорошо.
Действия детей.
-О связи в природе между растениями и животными, живой и неживой природой.
-Нужно бережно и разумно относится к природе.