Морозова Елена
Конспект занятия по окружающему миру для детей подготовительной группы «Путешествие в пустыню»
Конспект занятия по окружающему миру
«Путешествие в пустыню»
Цели: Знакомство с пустыней, ее растительным и животным миром. Освоение действия построения модели, отражающей взаимосвязь растений, животных и условий жизни на примере пустыни. Опытным путем определить, что песок быстро впитывает воду, а сильный ветер может поднимать сухой песок, образуя песчаные бури. Учить наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы, воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и любовь к природе.
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру для детей подготовительной группы „Путешествие в пустыню“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Пустыня
- Темочки
Оборудование: презентация, телевизор, ноутбук, пробирки с песком и водой, фен, тарелочки с песком, палочки, губки, брусочки.
Ход занятия:
-Сегодня я предлагаю с вами совершить необычное путешествие на воздушном шаре. Готовы? Полетели… (включаю видео полета на воздушном шаре)
- Ребята, а куда же мы приземлились. Посмотрите (на слайде пустыня)
-Сегодня мы будем говорить о пустыне.
- А почему пустыня так называется? (ответы детей). Там пусто, мало растительности, кругом песок.
- Какого цвета больше всего в пустыне (много желтого цвета, цвета песка)
- В пустыне куда ни глянь- один песок и небо, ярко светит солнце. Небо безоблачно, солнце палит беспощадно. Часто в пустыне бывают песчаные бури.
-Давайте проведем эксперимент, чтобы увидеть песчаную бурю в пробирке (демонстрационный опыт 1). Возьмем большую пробирку, насыплем в него немного песка и создадим «бурю», используя фен. От сильного ветра песчинки поднимаются высоко вверх.
- Как вы думаете, почему в такую бурю опасно находиться в пустыне? (песок может попасть в рот, нос, глаза).
- А после песчаных бурь образуются песчаные холмы- барханы (показ на слайде).
- Как вы думаете, бывают ли в пустыне дожди (да, но идут очень редко)
- Что же происходит, когда дождевая вода попадает на песок (предположения детей). Чтобы ответить на этот вопрос, пройдем в лабораторию и проведем еще один эксперимент.
Опыт 2. Налейте воду из пробирки в пробирку с песком. Что заметили? Куда уходит вода? (вода очень быстро просачивается через песчинки). Могут ли в песчаной пустыне остаться лужи после дождя? (ответы детей)
-Какие растения пустыни вы знаете? Давайте посмотрим. (слайды растения пустыни) Как думаете, как растения приспособились к высокой температуре и отсутствию воды? Какие будут корни у растений в пустыне? (длинные корни, чтобы добывать влагу) Например, у верблюжьей колючки корни могут достигать до 20 метров
- Почему у кактуса в пустыне толстый стебель? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем эксперимент.
Опыт 3 Возьмите в руки деревянный брусок и губку. Какие они на ощупь (брусок- твердый, плотный, губка- мягкая, пористая). Положите брусок и губки в разные блюдца с водой. Что можно заметить (брусок просто стал сырым, а губка впитывает в себя воду) На что похож стебли кактуса (на губку, впитывают и могут долго держать в себе воду)
- Ребята, а каких животных пустыни вы знаете (показ на слайдах) Несмотря на тяжелые условия пустыни, там живет много разных обитателей. А как животные приспособились к жаркому климату? Нужна шесть животным пустыни (у животных пустыни почти нет шерсти). А как животные могут спрятаться от жары? (многие ящерицы, змеи зарываются в песок, большинство животных ведет ночной образ жизни, а днем прячутся в норах, которые спасают их от палящего солнца) Так же большинство животных имеет желтый, светло-бурый, серый окрас, который делает их незаметными на фоне песка.
- На чем люди передвигаются по пустыне (на верблюдах) На экране- слайд, караван верблюдов.) Как верблюд приспособился к пустыне? Верблюды умеют прикрывать ноздри во время песчаных бурь, чтобы не вдыхать песок. Длинные ресницы защищают их глаза. Верблюды очень выносливые животные, долго могут обходиться без еды и воды.
- Обратите внимание на широкие ступни у верблюда (картинка-слайд)
- Как думаете, для чего они? Для того, чтобы ответить на это вопрос, проведем эксперимент.
Опыт 4. Возьмите палочку и ее острым концом «пошагайте» по песку. Что происходит (палочка проваливается в песок) А теперь поверните и другим основанием «походите» по песку. Сделайте вывод. Палочка с плоским основанием не тонет в песке. Точно также широкая плоская ступня верблюда дает ему свободно передвигаться по песку.
- Итак, мы сегодня много нового узнали о пустыне. Сейчас вместе составим картинку с условиями знаками.
- Что можем сказать о почве в пустыне (она бедная, один ребенок, подбирает соответствующий знак в программе Tux Paint)
- Сколько воды в пустыне (мало) следующий ребенок выбирает также соответствующий знак
- Сколько света (много света)
- Какая температура? (в пустыне жарко, высокая температура)
- Квадрат какого цвета подойдет для обозначения пустыни (желтого, под цвет песка)
- Сегодня наше путешествие завершается. Что запомнили о пустыне? (в пустыне жарко, мало воды, бедные почвы, много света)