Наталья Исаева
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуковой анализ слов»
Программное содержание. Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Развитие способности соотносить слова, состоящие из 3–5 звуков, с заданными схемами. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки. Привитие сосредоточенности внимания.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звуковой анализ слов“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Материал. Демонстрационный: доска, указка, пятизвуковая схема, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, картинка с изображением поезда с тремя вагонами (в первом вагоне три окошка, во втором – четыре, в третьем – пять). Раздаточный: пятизвуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради.
Ход занятия
1. Дети сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а куда вы узнаете, отгадав загадку:
Течет, течет –
Не вытечет,
Бежит, бежит –
Не выбежит. (РЕЧКА)
2. Звуковой анализ слова "речка". Дети определяют ударный гласный звук и его место в слове. Затем переносят ударение на другой слог и произносят получившееся слово. Потом исправляют ошибку.
Воспитатель сообщает детям "секрет" : согласный звук ч - всегда мягкий, он не имеет твердой пары. Воспитатель чертит на доске схему слова, предлагает детям самостоятельно разобрать слово. Затем вызывает по одному ребенку и проверяет каждый звук.
1-ый звук р’- этот звук согласный, мягкий. Обозначаем его зеленой фишкой.
2 –ой звук э – этот звук гласный, потому что мы его произносим широко открыв рот, его можно петь и тянуть. Обозначаем красной фишкой.
3 –ий звук ч – он согласный, когда мы его произносим, нам мешают зубы. Звук «Ч» - всегда мягкий, обозначаем его зеленой фишкой.
4-ый звук в слове «речка» - «к». Он согласный, нам мешают зубы. Звук «к» - твердый, обозначаем синей фишкой.
5-ый звук в слове «печка» - «а». Этот звук гласный, когда мы его произносим, у нас широко открыт рот. Звук «а» можно тянуть и петь. Обозначаем его красной фишкой.
- Сколько звуков в слове? Сколько согласных звуков? Сколько согласных твердых звуков? Сколько согласных мягких звуков? Сколько гласных звуков? На какой звук падает ударение? (Обозначение ударного звука черной фишкой.) Сколько в слове «речка» кусочков (слогов)? Назовите 1-ый слог. 2-ой слог?
3. Игра "Живые звуки". Слово речка.
Игра с заданиями.
Вызвать звуки «ч», «э», «р’», «а», «к». Построить слово.
1-фй звук подпрыгнет.
2-ой звук споет свою песенку.
Звук «ч» хлопнет в ладоши
Звук «к» покружится
Звук «а» встанет на носочки.
Затем воспитатель предлагает детям убрать:
- 1-ый согласный мягкий звук
- твердый согласный звук
- звук «а»
- ударный гласный звук
- какой звук у вас остался на карточке?
4. Ребята, мы отправились на речку, чтоб познакомиться с ее обитателями
(Выставляется иллюстрация)
Игра «Угадай-ка».
В речке есть свои обитатели (выставляются картинки рака, карася, щуки).
Но все они поссорились, т. к. не могут определить: где чье слово написано. Воспитатель чертит схемы слов, предлагает детям соединить картинки со схемами, объяснить: почему так решили.
- Молодцы, вы сумели помирить всех жителей.
5. Физминутка
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Вышли на берег крут
И отправились домой.
- Но домой нам еще рано.
6. Игра "Погрузим продукты в поезд". Воспитатель предлагает "погрузить" в вагоны овощи и фрукты (лук, репа, дыня, слива, груша). При этом количество звуков в названиях овощей и фруктов должно соответствовать количеству окошек в вагоне.
По желанию детей игру можно продолжить, подбирая другие названия овощей и фруктов, состоящие из 3–5 звуков.
7. Работа в тетради.
Итог
-Мы сегодня с вами путешествовали по речке, определяли: какие звуки есть в слове «РЕЧКА», называли гласные, твердые и мягкие согласные звуки, называли слова с ударным гласным звуком «А».