Ирина Царева
Конспект занятия по обучению грамоте «Деление слов на слоги» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте.
Тема: «Деление слов на слоги».
Цель:
- Дать понятие о слоге.
- Учить делить слова на слоги.
- Различать одно -, двух -, и трехсложные слова.
- Совершенствовать артикуляционный аппарат детей.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Деление слов на слоги“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
- Развивать словарный запас, мышление, речь.
- Развивать умение слышать и слушать произносимые слова.
Оборудование : Предметные картинки, игрушки, карточки - схемы.
Ход занятия.
Воспитатель: Добрый день ребята!
Ну-ка, все - встали в круг,
За руки все взялись вдруг,
Будем рядом стоять – на вопросы отвечать.
Начинаем заниматься, будем весь урок стараться,
Повторять, не зевать, всё запоминать.
Воспитатель: Рассказывает, что обозначают эти схемы?
(Воспитатель показывает разные схемы).
Воспитатель: Как мы обозначаем слова - названия предметов? (одной прямой линией).
Воспитатель: Как мы обозначаем слова - названия действий? (двумя прямыми линиями).
Воспитатель: Как мы обозначаем слова - признаки предметов? (волнистой линией).
Воспитатель: На какие вопросы отвечают слова - названия предметов, слова - названия действий, слова - признаки предметов?
Игра: «Сосчитай сколько слов в предложении».
Воспитатель произносит предложение из двух - четырёх слов, а ребёнок определяет на слух количество слов в предложении.
Например : Мишка спит. (2 - слова).
Работа у доски.
Выкладывание предложений, воспринятых на слух.
Воспитатель произносит предложение полностью. Вместе с ребёнком определяет на слух количество слов в предложении. Второй раз проговаривает предложение не полностью, а диктует по словам, как диктант. Ребёнок записывает схематически предложение на доске.
Создание проблемной ситуации.
Воспитатель: Мишутка и Зайка решили провести соревнование по бегу. Они приглашают вас «поболеть» за спортсменов. А что значит болеть за спортсменов?
Воспитатель: Кто из вас был на соревнованиях?
Где они проходят?
Как называют тех кто «болеет» за спортсменов? Что они делают?
Воспитатель: Вы будете болельщиками. Девочки будут болеть - за Зайку, а мальчики - за Мишутку. Помните, что болельщики громко, по частям, скандируют имя бегуна.
Воспитатель: Итак, на старт вышел Зайка. Девочки как вы скажите имя этого бегуна? (Зай - ка).
Воспитатель: На старт вышел Мишутка. Мальчики, как вы скажите имя этого бегуна? (Ми - шут - ка).
Воспитатель: На старт, внимание, марш! (два ребёнка с игрушечными героями исполняют роли бегунов).
Воспитатель: Мы поздравляем Мишутку и Зайку с отличным результатом.
Воспитатель: Когда вы кричали имена спортсменов, как звучало слово? (по частям).
Воспитатель: Медленно проговорите слово рыба. Простучите его карандашом по столу. Прохлопайте это слово. Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?
Воспитатель объясняет детям, что в слове ры - ба две части.
Воспитатель: Называет первую часть, затем вторую. Когда мы произносим слово не полностью, а делим его на части - это значит, что мы делим его на слоги (показ).
Воспитатель: В слове может быть два, три, четыре и больше слогов. А есть и такие слова, в которых только один слог. Поэтому вы, наверное, заметили, что слова бывают длиннее и короче. Это зависит от того, сколько в нём слогов. Вот послушайте, я произнесу слова из одного слога : дом, рак, сом, кот и т. д.
Воспитатель: При произнесении этих слов рот открывается только один раз. А теперь послушайте и скажите, на сколько слогов я делю эти слова (воспитатель произносит - двух, трёхсложные слова).
Воспитатель: Давайте поиграем в игру.
Игра: «Раздели слова на слоги».
Воспитатель: Попробуйте сами сначала шепотом, а затем вслух произнести по слогам слова - названия предметов, которые я вам покажу на рисунках.
Физминутка.
«Слога - попрыгунчики».
Воспитатель: Я называю слова, а вы должны, проговаривая слова по слогам, столько же раз прыгнуть.
Моделирование слогового состава слов.
Воспитатель: Когда мы графически записывали предложение, то каждое слово обозначали чёрточкой. Чтобы показать, сколько в словах слогов, можно изобразить прямоугольники, разделённые на столько частей, сколько слогов в слове.
(Воспитатель отмечает самых внимательных детей).
Игра: «Считалка».
Воспитатель: Вы, дети, всегда говорите предложениями, слова в предложениях произносите слитно. Но иногда, в игре, вы произносите слова по слогам. Например, когда проговариваете считалки. Сейчас станьте в круг и послушайте, как я буду по слогам произносить считалку.
Че – ре – па – ха хвост под –жа –ла
И за зай – цем по –бе – жа – ла.
О –ка – за – лась впе – ре – ди
Кто не ве-рит вы- хо -ди!
Воспитатель предлагает детям припомнить другие известные им считалки и произнести их по слогам. Воспитатель предлагает выбрать нужный слоговой ритм для считалки, чтобы каждое слово делилось на слоги.
Воспитатель: А сейчас поиграем. Я буду показывать вам картинки, а вы будите им находить домики - схемы.
Воспитатель: Посмотрите на картинку. Что вы видите? Назовите. Определим количество слогов.
Воспитатель: Чтобы определить количество слогов в слове, есть ещё один способ. Вы располагаете кисть руки чуть ниже подбородка. Деля слово на слоги, вы следите за тем, сколько раз подбородок коснулся вашей руки.
- Каким способом вы делили слова на слоги?
- Сколько слогов может быть в слове?
Итог.
Воспитатель: И так ребята наше занятие подходит к концу.
Что нового вы узнали на занятии?
Чему научились?
Для чего нужно уметь делить слова на слоги?
Попробуйте дома разделить на слоги имена родителей, клички животных.
Всем спасибо за участие в занятии.
Занятие окончено.