Матвеева Татьяна
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Б] [Б’] и Буква «Б»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. «ЗВУК [Б] [Бь] И БУКВА «Б»
Цели:
1. Закрепление правильного чёткого произношения звуков Б (Б’).
2. Анализ артикуляции звука Б (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой).
2. Знакомство с буквой «Б».
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звук [Б] [Б’] и Буква „Б“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
3. Развитие фонематического восприятия (выделение звуков Б (Б’) из ряда звуков, слогов и слов, дифференциация твердых и мягких звуков Б-Б’, определения места звука в слове, понимание смыслоразличительной роли фонемы).
4. Развитие зрительной и слуховой памяти, словесно-логического мышления.
5. Воспитание у детей навыков сотрудничества на занятии, активности.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель обращает внимание детей на предмет, спрятанный под ярким кусочком ткани.
Воспитатель: Дети, у нас сегодня гость. Угадайте, кто это?
Загадка:
Я на дереве сижу,
За добычею слежу,
А увижу – полечу.
Обязательно схвачу.
Есть большая голова
Узнаёте? Я - … (Сова)
Сова узнала, что мы с вами интересно играем в школу и хочет побывать на наших занятиях. Пригласим?
2. Повторение гласных звуков.
Воспитатель: Сове интересно, знаете ли вы гласные звуки и умеете ли вы их выделять в словах? (Дети повторяют гласные (а, о, у, ы, э, и) показывают артикуляцию звуков).
Воспитатель: Возьмите по одной картинке, которые принесла сова, назовите слово и
выделите в нём гласный звук.
Дети берут по одной картинке с односложными словами, называют свою картинку и выделяют гласный звук в середине слова (слова типа мак, жук, сыр, дом, дым, кит).
Воспитатель: Сова очень вас хвалит и просит отгадать загадку, которая поможет вам догадаться какой же новый звук она вам принесла.
3. Знакомство с темой занятия.
Загадка:
Он тугой и толстокожий.
Стукни палочкой. - Бам, бам!
Загремит, смолчать не сможет.
Этот громкий. (Барабан)
Воспитатель: Как стучит барабан? (бам, бом, бум
( Барабан стучит: бам-бам-бам, бом-бом-бом, бум- бум-бум).
На доске написаны слова: банан, шуба, бык, бочка, батон, бусы, боты, банка.
Какой звук есть и в слове банан, шуба, бык, бочка, бусы, батон, боты, банка? (Звук Б)
Выставляется СИМВОЛ звука Б – БАРАБАН.
Воспитатель: Какой новый звук принесла сова? (Звук Б)
4. Артикуляционный разбор звуков [Б], [Б’]. Характеристика звуков
Воспитатель: Когда мы произносим звук Б, губы смыкаются и размыкаются.
Произнесите: Б! Б! Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук Б.
- Гласный или согласный звук Б?
- Звонкий или глухой этот звук? Почему?
- Звук Б может произносится твёрдо – Б, Б, Б, а может и мягко – БЬ, БЬ, БЬ.
Воспитатель (вместе с детьми) : Звук Б - согласный, звонкий.
Может быть твердым, может быть мягким.
5. Игра для развития фонематического слуха «Поймай звук». Дифференциация звуков [Б] [Б’].
· Воспитатель: Я буду произносить различные звуки, когда услышите звук [б] или [б’] хлопните в ладоши (б, т, к, с, м, бь, н, б).
· В слогах: Я буду произносить слоги, если услышите звук [б] или [б’] – поднимите символ звука : ба, ко, бя, бу, та, бю, бы, би, мо, бё, бо, та.
Молодцы, говорит вам сова!
· В словах (но уже с зелеными и синими фишками) : Если в слове звук Б звучит твердо поднимите синий кружок, если мягко – зелёный. Слушайте!
белка, баран, дудка, рябина, забор, бегемот, кит, кубики, кран, колобок, берёза, собака, булка, бегает, рыба, голуби, Буратино.
6. Определение места звука в слове (в начале, в конце, в середине).
банан, улыбаться, забияка, забава, бык, бочка, батон, зуб, куб.
7. Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел
Шевельнулся, потянулся
Взвился вверх и полетел
Солнце утром лишь проснётся
Бабочка кружит и вьётся Руки под голову – «спим»,
наклоны головы в сторону
руки вверх
маховые движения кистями поднятых рук
круговые движения сверху вниз
поворачиваем туловище влево и вправо
8. Знакомство с буквой.
Выставляются заглавная и маленькая буквы Б, б.
Б – большая бочка с краном,
Пьём из бочки утром рано.
Давайте, каждый из вас попробует написать самостоятельно букву «Б» на доске, по очереди
11. Речевая игра «Договори»
Ба-ба-ба, ба-ба-ба
- Мама, мама! Вон тру (ба)
Бу-бу-бу, бу-бу-бу
- Ты и мне купи тру. (бу)
Би-би-би-би, би-би-би
- Очень громко не тру (би)
Ба-ба-ба, ба-ба-ба
- Не нужна уже тру (ба)
Бегемот разинул рот - булки просит …бегемот.
16. Итог занятия.
Сове понравилось вместе с вами играть в школу! Сова вас очень благодарит за интересную игру в школу и хвалит всех детей за правильные ответы.
Просит вас «продолжить фразу» :
- Сегодня я узнал….
- Было интересно…
- Было трудно…
- Теперь я могу….
- Мне захотелось….