Дарья Денисова
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква Э»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква Э»
Цель: Продолжать знакомить детей с понятием «звук», «гласный звук». Познакомить детей со звуком и буквой[Э]
Задачи:
- учить давать характеристику звуку, выделять звук из потока гласных звуков, слогов, слов;
- развивать звуковой анализ и синтез;
- развивать фонематический слух;
- развивать память, внимание, связную речь, мелкую моторику рук;
Темочки:
- Буква Э и звук [Э]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: предметные картинки, счетные палочки, рабочие тетради, цветные фишки, символ буквы «Э»
Ход занятия
1. Игра с мячом «Назови первый звук в слове»
Повторение раннее изученных гласных звуков. Воспитатель называет слово и кидает мяч ребёнку. Дети называют первый звук, кидают мяч обратно. Кто правильно назвал садится за стол.
Слова: аист, улица, индюк, укроп, игла, апельсин, абрикос, индеец (число слов должно быть по количеству детей).
2. Знакомство со звуком [Э].
Отгадайте загадки, назовите первый звук в отгадке:[/i]
Живет без тела,
Говорит без языка.
Никто его не видит,
А всякий слышит. (Эхо)
У детей во рту само
Быстро тает (эскимо)
Роет землю он ковшом,
Сам большой и ковш большой (экскаватор)
Сегодня мы познакомимся с новым звуком. Это - звук [Э].
Характеристика звука [Э]: звук [Э] — гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха). Обозначать будем красным цветом.
Давайте проверим можно его петь. Э-Э-Э-Э (пропеть тихо; громко)
3. Упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Э]»: э, а, э, у, о, э, у, ы…
4. Давайте подумаем какие еще слова начинаются на звук [Э] (варианты ответов детей)
На доску прикрепляются картинки. Воспитатель называет слова, голосом выделяет первый звук: эскимо, экскаватор, эскалатор, эхо, электричество, электричка, эклер.
5. Найти лишнее слово в ряду (по наличию или отсутствию звука [Э]):
автобус, эхо, апельсин, арбуз;
электричка, эхо, Эдик, усы.
6. Звуковая схема слова «ЭСКИМО»
Физкультминутка «АУ!» (развитие слухового внимания)
Дети встают в круг, в середине стоит один из детей (например, Саша). Дети ходят по кругу и проговаривают слова: "Саша, потерялся ты в лесу, мы зовем тебя - АУ! - Ну - ка глазки закрывай, кто позвал тебя узнай" Ребенок (Саша) закрывает глаза, а один из детей (по выбору воспитателя) зовет его: "Саша, АУ!". Саша должен по голосу определить кто его позвал. Игра продолжается несколько раз.
Знакомство с буквой Э.
Буква Э открыла рот:
То ль зевает, то ль поет. (О. Гофман)
Выкладывание буквы из счетных палочек. Работа в тетрадях.
Итог занятия:
- Какой звук мы учились правильно произносить?
- Он какой? (гласный или согласный)
- Почему он гласный?
- Какие слова вы запомнили на звук [Э].