Пичугина Светлана Леонидовна
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
по обучению грамоте в старшей группе.
Тема «Звук ж»
Программное содержание :
1. Закреплять у детей умение правильно, отчетливо произносить согласный звук «ж», называть его акустические характеристики (согласный, звонкий, твердый).
2. Познакомить детей с термином «слог».
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „Звук [Ж]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2022
3. Формировать умение выполнять звуко-слоговой анализ (на примере двухсложного слова с ударением на первый слог «жа-ба»)
4. Упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
Материал: демонстрационный – игрушка-жук на резинке, большая синяя фишка, плоскостные цветы по количеству детей, иллюстрация с изображением жабы, 2 красные и 2 синие фишки, указка, картинки с изображением зимней одежды; раздаточный – карточки с 4-мя пустыми клеточками, по 2 красные и 2 синие фишки.
Ход занятия.
1. Воспитатель: «Встаньте, дети. встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг.
Жил на свете добрый жук, старый, добрый жук» (дети встают в круг)
Воспитатель вносит на резинке игрушку – жука.
«К нам в гости прилетел добрый жук. Подставьте ладошку, пусть он посидит у каждого из вас, поздороваемся с ним. А теперь покажите мне веселых жуков (спящих, летающих). Жук жужжит: жу-жу-жу, звук я новый вам скажу.
Сегодня мы будем слушать и произносить звук «ж».
2 Давайте все правильно споем песенку жука. Для этого нужно губы слегка округлить и немного выдвинуть вперед. Зубы сблизить. Приоткрыть рот и поднять широкий язык за верхние зубы, как я. А теперь зажужжите, как жуки. Приложите руку к горлу, почувствуйте, как оно дрожит.
3. Дети, как вы думаете, звук «ж» гласный или согласный? Правильно, согласный, песенку мешают петь зубы. Дети, звук «ж» всегда твердый. Какого цвета кружок надо взять для его обозначения? Да, синего. (воспитатель вносит большую синюю фишку). А как вы думаете, он глухой или звонкий? (звонкий).
4. Жужжал, жужжал жук (ж-ж-ж, скучно ему стало. Поможем петь ему новые песенки? Какая песенка у жука получится с гласным звуком «а»? (у,ы,о,э и т. д.).
Жуку очень понравились песенку. А теперь он хочет загадать вам загадки. Послушайте! «Не портной. а всю жизнь с иголками ходит. Кто это?» (жук)
Скажите это слово, выделяя звук «ж».
Слушайте дальше: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. Что это?» (ножницы) Произнесите это слово, чтоб звук «ж» был хорошо слышен.
Послушайте. жук хочет вам прочитать стихотворения, а вам надо назвать, в каких словах услышите звук «ж» :
«Еженька-ежок, не ходи на лужок,
Там ты стопчешь ножки, новые сапожки»
«Испугались медвежонка,
Еж с ежихой и ежонком»
«Жук жужжит: «Я шел и шел,
Желтый камешек нашел.
«Это желудь, ты не прав»-
Говорит ему жираф»
А теперь поиграем в игру «Доскажи словечко».
Лежебока ражий кот отлежал себе…»(живот)
Солнце светит очень ярко, бегемоту стало (жарко)
5. Произнесите за мной слова (произносит по слогам) «жа-ра», «ча-ща», «шу-ба». Гласные и согласные звуки в слове дружат, гласные помогают произносить слово целиком «жара, чаща, шуба», и по частям «жа-ра, ча-ща, шу-ба» (воспитатель произносит слово медленно, прикладывает руку тыльной стороной ладони к подбородку и произносит слово, показывая открывание рта на каждом слоге). Такие части слова будем называть «слогами». В слове всегда столько слогов, сколько гласных звуков в нем слышится.
«Ко-жа, ка-ша, жа-ло» (воспитатель хлопает вместе с детьми в ладошки, отбивая каждую часть слова)
6. Физкультурная минутка.
«Вокруг себя повернись и в жука превратись. Жуки свободно летают на полянке, а когда я подниму вот этот синий кружок, садятся на любой цветок и жужжат «Ж-ж-ж» (повторить 3 раза)
7. Воспитатель показывает картинку и говорит: «Жаба толстая сидит и по сторонам глядит. Кто изображен на картинке? (жаба). Что вы сейчас произнесли? (слово). Сколько слогов в этом слове? (два). Назовите первый слог (жа, второй слог (ба).». Воспитатель отмечает на схеме количество слогов в слове. Из чего состоит слово? (из звуков). Сколько звуков в слове «жаба»? (четыре) («прочитывается» слово на схеме с помощью указки).
Определим по очереди, какой звук гласный, какой согласный и обозначим нужным цветным кружком. (на каждое новое задание вызывается к доске ребенок, остальные дети работают на местах).
Назовите первый звук в слове «жаба» (ж). Какой он. гласный или согласный? (согласный) Почему? (песенку мешают петь зубы). Каким цветным кружочком обозначим этот звук (синим). Назовите второй звук в этом слове. (а). Какой он, гласный или согласный? (гласный) Почему? (Песенку петь ничего не мешает). Каким кружком обозначим этот гласный звук? (красным). (Далее проводится такая же работа с остальными двумя звуками).
Сколько гласных звуков в слове? (два). Назовите их. Сколько согласных звуков в слове? (два). Назовите их (ж, б)
8 Наступила зима. Стало холодно. Не может жук выйти на прогулку, потому что у него нет зимней одежды. Назовите предметы одежды, которых нет у жука (показ иллюстраций). Ответы детей: «У жука нет варежек. У жука нет валенок. У жука нет теплых носков. У жука нет перчаток»
Давайте подарим жуку теплую одежду.
(жук благодарит детей за подарки и «улетает»).
9. Подведение итога занятия.