Дарья Денисова
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Буква Е и звуки, которые она обозначает»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте
«Буква Е — и звуки которые она обозначает.
Цель: знакомство с буквой «Е», с различиями и особенностями звука и буквы.
Задачи:
- упражнять в умении подбирать слова на заданный звук в различных позициях;
- закрепить знания о гласных, согласных звуках, твердых, мягких;
- выполнять звуковой анализ слов;
- расширять поле творческой мыслительной деятельности детей;
- формировать устную речь детей, прививать любовь к чтению
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „Буква Е и звуки, которые она обозначает“» размещена в разделах
- Буква Е и звук [Е]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: предметные картинки, буква «Е», цветные фишки, счетные палочки,цветные карандаши.
Ход занятия:
1. Орг. момент:
Отгадайте загадку:
Зимой и летом одним цветом.
(Ель).
Какие звуки в этом слове произносятся первыми? (Звуки [й, э]).
Произнося эти звуки, получается буква «Е».
2. Характеристика звука [йэ].
-Молодцы. Ребята, посмотрите как я произношу звук «Е».
Зубы сближены в улыбке, губы приближены к зубам, кончик языка находится за нижними резцами, воздушная струя идет через рот, голосовые связки напряжены, колеблются, в результате образуется голос и я произношу звук «Е».
-Попробуйте вы произнести звук «Е».
- Я сейчас прочту стихотворение, слушайте внимательно: в каких словах есть звук [йэ]
Громко топал слон ногами!
- Не хочу играть я с вами,
Я сегодня так сердит
Потерял я аппетит!
-Ребята, назовите слова, где звук [йэ]стоит в начале слова (ответы детей)
-А теперь назовите слова где звук [йэ] в середине слова (ответы детей)
-Назовите слова где звук [йэ] в конце слова (ответы детей)
Теперь, ребята, я покажу вам серию картинок, где звук [йэ] находится в разных позициях:
- в начале слова: ель, ел, ехать, Ева, енот;
-в середине: лещ, валенки, веник, леска;
-в конце: поле, море, горе;
Дети приводят свои примеры, вспоминают имена, в которых есть звук [йэ],
-Молодцы! Как вы думаете звук [йэ] гласный или согласный? (ответы детей)
-Какие еще гласные звуки вы знаете? (ответы детей)
-Почему они называются гласными? (ответы детей)
-Какие еще бывают звуки?
-Согласные
-Почему их называют согласными? (ответы детей)
-Твердые и мягкие звуки
-Как определить твердые и мягкие звуки. Приведите примеры, (ответы детей)
-Молодцы! А сейчас давайте отдохнем.
3. Физминутка
Буратино подтянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развёл –
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(соответствующие движения)
«Поезд едет, едет, едет
Мимо елей и берез.
Далеко уехал поезд
Еле слышан стук колес!»
(Движение руками имитирующее вращение колес)
4. Характеристика буквы «Е»
-Ребята, звук [йэ], обозначается буквой «Е».
Этой буквой обозначается мягкость согласных.
«Лена гребнем причесалась,
В нем три зубчика осталось».
-Обратите внимание буква «Е» состоит из трех палочек,
Самая длинная - сверху вниз, вверху - слева направо.
В середине и внизу - слева направо.
-Попробуем «прописать» букву «Е» в воздухе.
- А теперь выложим букву «Е» из счетных палочек.
Выполнение задания в рабочей тетради.
Каким цветом мы будем штриховать букву Е, е? Почему? (штрихуем красным
цветом,т. к. это гласный звук.)
5. Пальчиковая гимнастика «Как мы маме помогали».
Раз, два, три, четыре, (Ребенок сжимает и разжимает кулачки)
Мы посуду маме мыли: (Потереть одной ладошкой о другую)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку. (Ребенок загибает пальчики, начиная с большого)
Мы посуду маме мыли (Потереть одной ладошкой о другую)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился (Ребенок загибает пальчики, начиная с мизинца)
Носик чайника отбился (Ребенок сжимает и разжимает кулачки)
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Вот как маме помогали!
6. Составление звуковой схемы слов : Енот,, небо, ежик,ель.
(ответы детей)
7. Подведение итогов занятия.
1 Какой секрет про букву «Е» вы знаете? (она обозначает два звука в начале
слова)
2 Назовите слова которые начинаются на букву «Е», (енот, ежевика, ель)
3 Какую команду подает буква «Е», согласным звуком? (смягчает согласные
звуки)