Наталья Еляхина
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Зимушка-зима в гости к нам пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: продолжать учить детей определять позицию звука в слове, проводить звуковой анализ слов, дифференцировать гласные, твёрдые и мягкие согласные, делить слова на слоги. Учить составлять простые предложения с заданным словом,согласно схеме предложения. Упражнять детей в подборе слов-определений к слову "зима". Развивать у детей: память,внимание,речь. Воспитывать усидчивость,коммуникативные способности.
Материал:
-Демонстрационный: магнитная доска,картина с изображением зимы, домик для звуков, фишки для звукового анализа слова, схемы предложений, указка, магниты.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Зимушка-зима в гости к нам пришла“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
-Раздаточный: домики для звуков, фишки (красные,синие,зелёные) на подносах.
Ход занятия:
-Звучит сказочная музыка. Входит Зимушка-зима.
-Здравствуйте,ребята! Вот и я! Все вы знаете меня!
Я ребята, Зимушка-зима, в детский сад я к вам пришла!
Снежком я замела полянки, коньки вам принесла и санки.
Подружились вы со мной, с белой Зимушкой-зимой.
С вами я в снежки играла, всех на саночках катала,
Ни минуты не сидела, с вьюгой снежной песни пела,
Со снежинками кружилась, с Дед Морозом подружилась.
-Ребята, а вы знаете какой сейчас идёт зимний месяц? Правильно, декабрь. Как вы быстро ответили на мой вопрос. А пришла я к вам сегодня не случайно, мне сказали, что именно в этом детском саду, в подготовительной группе самые умные и старательные ребята, которые любят заниматься и готовятся к поступлению в школу. Это правда?
-Ответы детей.
-Пришла я к вам не с пустыми руками, а с интересными заданиями, играми и сюрпризами.
-Ребята, а вы любите меня - русскую Зимушку-зиму? Тогда скажите, какая я бываю?
1 задание. Лексико-грамматическое задание (подбор определений к слову "зима").
-Ответы детей.
-Да, правильно,ребята, я бываю холодная и тёплая, добрая и сердитая, ласковая и суровая, нежная и морозная.
-Ребята, вот вы знакомы со мной, знаете,как меня зовут. какая я бываю. Вот и я хочу с вами поближе познакомиться. Давайте сейчас каждый из вас назовёт своё имя.
-2 задание. Назвать звук, с которого начинается имя, и дать ему характеристику.
С каких звуков начинаются ваши имена?
-При необходимости дать образец выполнения задания. (Например,меня зовут Антон. Первый звук в моём имени звук-А-это гласный.)
-После этого задания Зимушка-зима предлагает встать всем детям, чьи имена начинаются на гласный звук-А. Потом, чьи имена на него заканчиваются.
В случае, если остались дети, которые не встали при выполнении задания,необходимо спросить, как их зовут, какой первый или последний звук в их именах.
-Ну вот мы с вами и познакомились. Ребята,а вы молодцы знаете гласные и согласные звуки.
3 задание. Общая характеристика звукам (гласным и согласным).
-Скажите мне, пожалуйста,какие звуки называют гласными?
-Назовите любой гласный звук?
-Каким цветом вы их обозначаете?
-Дети: Гласные - это звуки. которые можно протянуть, пропеть. А-У-И-О-Ы. Гласные обозначают красным цветом.
-Да,правильно,звуки,которые можно пропеть,громко прокричать,сказать тихо и произнесению которых во рту ничего не мешает, называют гласными. Гласные обозначают только красным цветом.
-Какие звуки называют согласными?
-Дети: Согласные звуки - это те, при произношении которых встречаем различные преграды. Согласные бывают твёрдые и мягкие.
-Зимушка-зима предлагает детям произнести сначала любые твердые согласные, а затем мягкие.
-Молодцы. ребята! Правильно, при произнесении согласных во рту встречаются преграды-препятствия. Это зубы, губы,язык. Согласные бывают твёрдые и мягкие. Они обозначаются синим и зелёным цветом.
-Давайте мы с вами закрепим наши знания стихами:
1).Воздух свободно идёт через рот.
Нету препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
2).А согласные согласны
Шелестеть,шептать,свистеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
-Молодцы,ребята,мы с вами вместе повторили,какие бывают звуки, поэтому вы сейчас легко справитесь с моим следующим заданием.
-Помогите мне,пожалуйста,произвести звуковой анализ слова "зима".
-4 задание. Звуковой анализ слова "зима".
-Давайте,сначала произнесём слово вместе,выделяя каждый звук.
-Выделяем первый звук - зззззима.
-Второй звук - зиииима.
-Третий звук - зиммма.
-Четвёртый - зимаааа.
-Сколько всего звуков в слове "зима"?
-Ребята,давайте сейчас каждый из вас самостоятельно разберёт слово "зима" на своих столах с помощью фишек.
-После того,как дети самостоятельно выполнят задание, Зимушка-зима вместе с детьми проверяет правильность выполнения звукового анализа слова.
-Вопросы к детям: Какой первый звук в слове? Произнеси его и дай характеристику? Каким цветом его обозначили? Почему, вы решили, что это мягкий согласный?
- Какой второй звук? Каким цветом его обозначили? Почему?
-Что вы можете сказать о третьем звуке?
-Какой четвёртый звук? Дайте ему характеристику?
-Сколько гласных звуков, сколько согласных?
-Молодцы,ребята! Вы не устали? Не хотите ли немножко отдохнуть?
-Физкультминутка на зимнюю тему.
-Ну вот, мы с вами и отдохнули. Ребята, вы выполняли звуковой анализ слова "зима" и сказали, что в слове "зима" два гласных звука, а это значит, что слово "зима" делиться на сколько слогов?
-Правильно ребята,молодцы!Вы знаете уже правило-сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. А как можно проверить это? Давайте вспомним, как мы делим слова на слоги?
-Дети: Можно прохлопать,протопать, поднести ладошку к подбородку и чётко произнести слово.
-Молодцы,ребята,правильно!
-5 задание. Деление слов на слоги.
-Давайте разделим на слоги слова:зима,зимушка,снежок,снеговик.
-Молодцы,ребята,вы хорошо умеете делить слова на слоги.
-А теперь попробуйте отгадать мою загадку:
-Пушистый ковёр,
Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце,при месяце
Серебром блестит.
-Правильно, это снег.
-Ребята, давайте придумаем предложение со словом - снег, согласно схеме.
-Ребята, сколько слов будет в ваших предложениях?
Дети: Два.
-Дети составляют предложения из двух слов: Снег идёт. Снег кружиться. Снег летает.
-Ребята. а теперь давайте предложения усложним, составим из трёх слов.
-Дети: Идёт белый снег. Кружиться лёгкий снег.
-Ребята, глядя на схему предложения,вспомните какие правила о предложении вы знаете?
-Дети: Каждое предложение начинается с большой буквы. В конце предложения ставится точка.
-Ребята,какие вы молодцы! Теперь я точно знаю, что в этом детском саду ребятки хорошо занимаются. Они знакомы со звуками,умеют делить слова на слоги,составлять предложения, быть внимательными и правильно выполнять все задания.
-Ребята, а вам понравилось наше занятие? Какое задание было самым сложным, интересным, лёгким? Кто, по-вашему мнению, хорошо сегодня работал? Кого нужно похвалить?
-Вот и пришло время сказать вам до свидания. Я ухожу,но скоро приду к вам опять и мы с вами будем вместе отмечать самый весёлый зимний праздник - Новый год.
-А в конце нашего занятия я хочу вас угостить моим любимым снежным печеньем (безе) и пожелать вам удачи. До встречи!