Вера Коновалова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква «Б», звук [Б]. Цветик — семицветик»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с буквой «Б», звуком [Б, б’].
Задачи: Уточнять артикуляцию звуков [б - б ]. Учить определять место звука [Б] в словах. Закрепить понятие об образовании слогов, слов. Учить составлять предложения и распространять словами прыгательными. Развивать у детей связную речь, мышление.
Предварительная работа: Чтение с детьми сказки В. П. Катаева «Цветик – семицветик». Работа над звуками. Чтение слов по слогам. Составление предложений, работа с предложениями. Речевые игры и упражнения.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Буква „Б“, звук [Б], Цветик — семицветик“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Цветы. Все о цветах
- «Цветик-семицветик»
- «Цветик-семицветик». Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
Развивающая среда: Карточка с изображением буквы «Б», разрезанная на 8 частей. Предметные карточки, в названии которых есть звук [Б]. Цветы – макеты, у которых в середине – буква «Б», лепестки – гласные буквы. Карточки с заданием к игре «Помоги буквам встать на свои места». Заготовки цветов из бумаги для штриховки. Цветик – семицветик, изготовленный из цветной бумаги и картона.
Ход занятия:
Воспит-ль: - Посмотрите, дети, что за чудесный цветок я нашла сегодня утром! Сколько на нём лепестков? (7). Он попал к нам из сказки В. П. Катаева «Цветик – самоцветик». Это цветок волшебный. Если сказать слова, сорвав лепесток, то исполняются любые желания девочки Жени – героини этой сказки. Вы помните, что Женя загадывала?
/Дети перечисляют. /
- Послушайте:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по–моему вели!
-Ой! Ребята! Посмотрите, а лепестки – то непростые, на них задания написаны! И желания Жени исполнятся только тогда, когда мы выполним эти задания. Поможем Жене?
- Вот первый лепесток сорвём и поможем Жене вернуться домой с целыми баранками!
1 задание (жёлтый лепесток).
Воспит-ль: - У Жени рассыпались части картинки, которые лежат у вас на столах. Помогите собрать её в одно целое и узнаем, что же там изображено.
/Дети выполняют задание, соединяют все части в одно целое, получилась буква «Б»./
Воспит-ль: - Да это же буква! Кто из вас уже знаком с этой буквой?
/Ответы детей. /
/Характеристика звука [Б] : при произнесении звука губы сначала плотно закрыты, а потом быстро раскрываются – как маленький взрыв, произносится кратко. Если приложить руку к горлу и произнести звук, то мы услышим, что горлышко у нас дрожит (если горлышко дрожит, значит, звонкий звук бежит). Звук нельзя петь, произносим его с помощью губ, значит, это согласный звук и звонкий. На что похожа?
Воспит-ль: -
Буква Б проснётся рано.
Буква Б – бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров! (В. Степанов)
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком. (А. Шибаев)
Разыгралась буква Б и бараном блеет : Бэ-э. (А. Шибаев)
Давайте возьмем ручки и пропишем букву в воздухе.
Воспит-ль: - Ну, вот и исполнилось первое желание Жени. Она оказалась дома с баранками. Давайте сорвём второй лепесток и поможем Жене, чтобы исполнилось её второе желание: чтобы разбитая вазочка сделалась целой.
Лети, лети, лепесток
Через запад на восток.
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели!
2 задание (красный лепесток) :
- А на этом лепестке новое – второе задание. У нас на доске висят картинки. Посмотрите внимательно, найдите и назовите только те предметы на картинках, в названии которых есть звук [Б].
/Дети находят нужные картинки и определяют место звука в словах : в начале, в середине, в конце. /
- Вот и второе желание Жени исполнилось. Вазочка цела. Жене очень захотелось побывать на Северном полюсе.
/ Дети повторяют слова: «Лети, лети, лепесток…»/
3 задание (синий лепесток) :
Воспит-ль: - Этот лепесток предлагает поиграть в игру «Доскажи словечко». Я буду читать стихи, а вы вставляйте недостающее слово:
1) Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути.
Я и крикун, я и буян,
Я звонкий, круглый (барабан)
2) На ветке не птичка –
Зверёк – невеличка,
Мех тёплый, как грелка,
Кто же это?. (белка)
3) А водитель спозаранку
Крутит круглую (баранку)
4) У отца был мальчик странный.
Необычный – деревянный,
Но любил папаша сына.
Что за странный человечек деревянный
На земле и под водой ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный, кто же это… (Буратино)
5) Она весну встречает – сережки надевает.
Накинута на спинку зеленая косынка.
А платьице – в полоску. Ты узнаешь … (Березку)
6) «Спинка в веснушках. Ах, как неловко!»
И покраснела… (Божья коровка)
- Но девочке Жене очень холодно на Северном Полюсе. Она захотела вернуться! Надо скорее ей помочь!
/Дети повторяют слова, срывают лепесток. /
4 задание (зелёный лепесток) :
Воспит-ль: - Мы попали с вами на волшебную поляну! Сколько цветов! Тут есть один необычный цветок! Середина у этого цветка – буква «Б», а лепестки нам надо найти ведь они посмотрите, разбросаны по всей поляне. Давайте соединим середину цветка с лепестками и посмотрим, что у нас получится.
/ Дети читают: БА, БО, БУ, БЫ. / А сейчас мы поиграем в игру с этими слогами «Скажи наоборот».
- Теперь давайте придумаем слова с этими звуками.
Воспит-ль: - Я вижу, вы немного устали, помогая Жене! Предлагаю отдохнуть!
Физминутка:
Буратино потянулся.
Раз – нагнулся.
Два – нагнулся.
Руки в стороны развел.
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать.
/Дети декламируют стихотворение, выполняя движения. /
Воспит-ль: - Отрываем теперь следующий лепесток. Этот лепесток поможет Жене исполнить вот какое желание: Женя пожелала, чтобы у неё были все игрушки мира!
/Дети повторяют слова, отрывают лепесток. /
5 задание (оранжевый лепесток) :
- Оранжевый лепесток предлагает поиграть в игру «Придумай предложение со словом «Буратино».
Дети выполняют задание. / Давайте теперь скажем, какой у нас Буратино?
- Ребята! Пока мы с вами выполняли это задание, у Жени стало бесчисленное множество игрушек. Они прибавлялись с каждой минутой. Их было даже не пересчитать! Они заполнили всю квартиру, лестницы, этажи. И Женя захотела, чтобы игрушки поскорее убирались обратно. Надо сорвать лепесток и сказать…
/ Дети повторяют слова: «Лети, лети, лепесток…», срывают ещё один лепесток. /
6 задание (фиолетовый лепесток) :
Воспит-ль: - С этим лепестком к нам опять пришла игра «Помоги буквам встать на свои места».
/Детям раздаются карточки со словами. Но буквы в них перепутались. Под каждой буквой стоит цифра. Дети расставляют буквы по местам, начиная с цифры «1»./
- И вот у Жени остался последний лепесток. Вдруг Женя увидела превосходного мальчика, но он был так тяжело болен и не ходил, а только сидел. Жене захотелось, чтобы мальчик был здоров, и она сорвала последний лепесток, голубой. И Женя проговорила слова…
/ Дети повторяют слова: «Лети, лети, лепесток…»/
7 задание (голубой лепесток) :
Воспит-ль: - Женя очень хотела поиграть с мальчиком. Мы тоже поиграем, чтобы помочь этому желанию исполниться. Игра называется «Отвечай быстро». Я называю любое слово (прилагательное) а вы добавляете к моему слову подходящее (существительное) по смыслу слово. Но здесь есть сложность: в слове, которое вы добавляете, должен быть звук [Б] : например: деревянный…Буратино.
Рыжая….белка
Звонкий….барабан
Круглая….баранка
Белоствольная…. березка
Вкусный…банан
Добрая…. бабушка и др.
Воспит-ль: - Вот ребята, молодцы! Помогли Жене, все её желания исполнились. А у вас есть желания? /Ответы детей. / Для вас Женя приготовила сюрприз! Вот вам цветики, пока одноцветики. После занятия мы с вами раскрасим его, чтобы наш цветок стал цветиком – семицветиком. А пока в середине напишите букву, с которой мы сегодня познакомились. Какая это буква? /»Б»/.
Воспит-ль:
- Давайте ещё раз вспомним, какую букву и какой звук мы сегодня узнали? Какие задания выполняли? /Находить предметы с этим звуком, с буквой учились составлять слоги и слова. /
- Наше занятие подошло к концу. Всем спасибо за внимание.