Евгения Мартынова
Конспект занятия по обучению грамоте с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий (сказкотерапия, песочная терапия).
Цель: знакомство с буквой Ж.
Задачи.
Образовательные:
-закрепление навыков фонематического анализа и синтеза;
-знакомство с буквой Ж, правилом написания сочетания жи;
-освоение послогового способа чтения.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
-развитие слухового внимания, фонематического слуха;
-закрепление навыка правильного произношения звука «Ж» в словах, предложениях, чистоговорках.
Воспитательные:
-воспитание сочувствия, сопереживания ближнему, стремление помочь;
-воспитание усидчивости, умения доводить начатое до конца.
Оборудование: ИКТ, схемы слов, фишки, контейнер с песком, мелкие игрушки (жук, жираф, ежик, лягушка, зажим, машинка, ножичек, ложечка, карточки с гласными буквами, рабочие тетради детей.
Ход занятия.
1. Организационный момент:
- Ребята, доброе утро! Я сегодня хочу взять вас в волшебную страну, но для этого надо быть хоть немного волшебниками. У меня есть способ. Давайте для этого встанем в круг, возьмемся за руки. В известной нам песенке поется: «Тот, кто честен, добр и смел, тот и есть волшебник». Давайте по кругу скажем своему соседу справа доброе, теплое слово и ласково сожмем ладошку. Я начну: доброта.
Я поделилась с Мирославой волшебством, и вы пронесли его по кругу. Теперь вы все чуть-чуть волшебники и можете превратиться в любое животное или предмет. Надо только произнести волшебные слова:
«Раз, два, повернись и в пчелу превратись!» ( Дети изображают пчелок и жужжат: Ж-Ж-Ж)
«Раз, два, повернись и в плотника с пилой превратись!» ( Дети изображают работающего пилой плотника и проговаривают: вжик-вжик)
«Раз, два, повернись и в байкера превратись!» (Дети изображают байкера на мотоцикле, крутят ручку газа и проговаривают: жим-жим-жим)
- Ребята, вы услышали, какой звук мы чаще произносили (звук «Ж»).
2. Артикуляционная гимнастика.
Поскольку мы работаем со звуками, значит, нам надо подготовить наши язычки. (Выполняем упражнения «Заборчик», «Чашечка», «Грибок»)
Присаживайтесь на ковер и послушайте сказку: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был звук «Ж». Произнесите этот звук. Ротик – «колесиком», зубки – «заборчиком», язычок – «чашечкой».
3. Характеристика звука:
- Скажите, звук «Ж» согласный или гласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий? (дети дают характеристику звука, пробуют произнести звук мягко – получается неправильный звук). Ребята, запомните, звук Ж может быть только твердым.
4. Фонетическая разминка, развитие мелкой моторики:
- В том царстве, где жил звук «Ж», произошло несчастье – налетел ураган, подхватил звук Ж, и унес далеко-далеко от дома. И не только наш звук, но и все сокровища, которые здесь были, и унес их высоко в небо. С тех пор плывут по небу тучи, одни – несут клад, другие – град. Когда услышите слово «клад» - подпрыгивайте и ловите его. А когда услышите слово «град», приседайте, ручки поднимайте домиком, прячьтесь.
Физминутка.
- КЛАД, ГРАД, ГРАД, КЛАД, ГРАД
- А сейчас слова «клад» и «град» спрячутся внутри других слов, а вы будьте внимательней, не ошибитесь.
- ВИНОГРАД, СКЛАД, КЛАДОВКА, НАГРАДА, СКЛАДКИ, ПРЕГРАДА, УКЛАД, ОГРАДА, ЗАКЛАДКА.
5. Песочная терапия.
- Молодцы! Вы и клад собрали, и от града спаслись. А вот некоторым предметам и даже животным не так повезло – они упали на землю, и их накрыло песком. Что же делать? (Надо спасти их) Вам нужно их достать и назвать. (Доставая игрушку, ребенок говорит, есть ли в названии звук Ж и в каком месте он расположен. Внимание: слово ло[ш]ка и ложечка)
- Всех спасли? Молодцы! А как же звук Ж? Он оказался далеко от дома. Что же делать? (Надо помочь вернуться домой)
6. Развитие фонетико – фонематических процессов. Закрепление произношения звука «Ж» в словах и в чистоговорке.
- Посмотрите на экран, скажите, что вы видите на картинке? (Это зимний лес). Какая погода тут? (Холод, мороз, стужа). Звук Ж совсем замерз. А вы? Потрите свои ручки, плечики, щечки, чтоб согреться.
- Звуку «Ж» надо помочь перебраться сквозь стужу. Для этого отправьте ему на помощь гласные звуки.
К звуку «Ж» добавляем звук «А», какой слог получился?
(ЖА) и т. д.
- У нас получилось волшебное заклинание
ЖЫ – ЖО – ЖУ – ЖА – и исчезла стужа.
Проговорим это заклинание. (На слайде выходит солнышко)
- Стужа расступилась, стало гораздо теплее и легче идти. А что дальше? О, мы подошли к воротам города (Ворота со стражей на слайде)
- Чтобы пойти дальше, нам необходимо слово «ворота» разделить на слоги. Сколько слогов? Скажите, а есть ли в слове ворота звук «Ж»? А в слове стража? Где он живет: в начале, в середине, или в конце? Сколько слогов?
Вы справились с заданием и ворота открылись. (На слайде открытые ворота)
- Давайте скорее войдем в город. Но тут нам встречаются разные животные. Я вам раздам схемы слова и кружочки, обозначающие звук «Ж». Животные будут появляться на экране, а вы должны назвать его и определить, где в названии живет звук «Ж». А еще вы должны изобразить это животное.
( картинки: жираф (вытянули шеи, жук (пальчики побежали по ковру, ежи (свернуться клубком, выставить пальцы как иголки, жаба (поскакать на месте, морж (ползти на животе, мышка (звука Ж нет, ничего не делаем, божья коровка)
7. Гимнастика для глаз.
Божья коровка полетела, она позади вас, теперь летит перед вами, вверх, вниз, вверх, вниз. Шалунишка решила с вами поиграть: полетела вправо, влево, вправо, влево, по кругу и улетела в окно далеко-далеко.
8. Работа с буквой Ж:
- Молодцы, ребята, вы помогли звуку Ж вернуться домой. Ребята, мы уже знаем, что звуки мы произносим и слышим, а буквы читаем, видим, пишем. Буква – это изображение звука, это фотография звука. Хотите увидеть букву Ж? Посмотрите на экран: вот она - буква Ж. Скажите, на что она похожа? Верно на жука. Повесим картинку с буквой Ж в домик согласных звуков. А куда же повесим? (В синий домик, т. к. звук Ж всегда твердый)
9. Работа в тетрадях:
Пишем буквы Ж, ж. слоги жа, жо, жу, жи (объяснить, что звук Ж – твердый, поэтому слышим ЖЫ, но всегда будем писать ЖИ, слова жаба, жара, жил, жили.
10. Звуковой анализ слова ЖУК.
11. Итог:
- Ребята, идите ко мне, встаньте в круг. Скажите, с каким звуком вы познакомились? Напомните мне, какой звук Ж? Буква Ж благодарит вас за помощь и надеется, что вы никогда ее не забудете (на слайде буква Ж машет). А я очень надеюсь, что вы и впредь будете такими добрыми, такими чуткими, как сейчас, и всегда будете спешить на помощь друг другу. Положите ладошки на мои. Скажем заклинание: «Дружба – это чудо!»
В качестве домашнего задания на закрепление буквы Ж: «Помоги божьей коровке добраться до цветка». По полю из разных букв нужно проложить маршрут от божьей коровки до цветка по буквам Ж, передвигаясь лишь по вертикали или по горизонтали.