Светлана Волкова
Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие в страну букв и звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить знания детей о звуковом и слоговом анализе и синтезе слов.
Задачи: - Закрепить знания детей о предложении и его графической схеме.
-Закрепить знания о буквах и звуках речи, их характеристиках.
- Привлекать к активности и речевой инициативе детей с ТНР,
- Закрепить логоритмические умения и навыки.
- Формировать связь музыки, речи и движений.
- Воспитывать умение оказывать помощь и поддержку друг другу в трудных ситуациях.
- Развивать навыки самоконтроля за речью.
Оборудование:
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Путешествие в страну букв и звуков“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
Костюмы Короля и Королевы, два трона, раздаточный материал: образы букв (гласны и согласные, слоговые дорожки, удочка, маркер, листы бумаги, картинки для звукового анализа слов, карточки с графическими схемами предложений, призы.
Участники и герои: команды детей «Молодцы» и «Удальцы»,ведущий- учитель – логопед, Король и Королева – воспитатели группы, музыкальное сопровождение – музыкальный руководитель.
Ход:
Ведущий: Вы ждете, когда я праздник начну?
Ну что ж, мы отправимся с вами с страну,
Где Королева живут и король,
А детям отводится главная роль.
(Звучит музыка, в зал входят две команды детей «Удальцы» и «Молодцы». Приветствие команд: - Мы сегодня вам покажем «класс», называйте «Молодцами» нас. – Нет, сегодня мы покажем «класс», называйте «Удальцами» нас.).
Ведущий: Вот мы и в сказочной стране. Обе команды становятся помощниками Короля и Королевы, которые должны будут выбрать лучшую команду.
Вот 2 трона. Но где же Король и Королева?
(Звучит музыка, в зал входит король, тянет за руку Королеву и ворчит).
Король: -Опять сбежала то меня Королева моя!
Королева (капризно) : - Захотела и покинула свой трон, наконец,
Надоели мне Король и дворец.
Король: (поет на мелодию из мультфильма «Бременские музыканты»). – Я к порядку приучу!
Королева: (поет) – я сидеть здесь не хочу!.
(Король усаживает Королеву на место, садится рядом, берет журнал и читает его).
Ведущий: Извините, уважаемый Король и Королева, вы так увлеклись друг другом, что не заметили нас, гостей вашей страны!
Королева: - Отложи-ка ты журнал!
Здесь детишек полон зал!
Король: Вы кто такие и откуда вы пожаловали к нам?
Ведущий: - Мы из детского сада «Жемчужинка», а дети хотят стать вашими помощниками. Вот две команды, выбирайте любую.
Король: Очень даже кстати,
Все разбросано вокруг!
Эй, команды! Помогите!
Нам все буквы соберите.
Почему все буквы разные : синие, зеленые, красные?
(Дети собирают по отдельности гласные, твердые и мягкие согласные).
1 ребенок:
- Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет –
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
2 ребенок:
- Все согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть…
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
3 ребенок:
- СССС- змеиный слышан свист,
ШШШШ- шуршит опавший лист,
ЖЖЖЖ –жуки в саду жужжат,
РРРРР- моторы тарахтят.
4 ребенок:
- Будем знать мы алфавит
–Всё вокруг заговорит!
Станем книжки мы читать,
Мир огромный узнавать.
Король: - А вот тут еще разбросаны игрушки, помогите их собрать.
Ведущий: - В этом королевстве такой порядок: каждая игрушка должна сидеть на своем месте. Вам, ребята, надо определить сколько слогов в названии каждой игрушки и выбрать для нее нужное место. (на дорожках выложены схемы 1-2-3-х сложных слов).
Королева: Если скучно вам игрушки собирать,
Можете сейчас вы потанцевать.
(Дети исполняют танец). В это время Королева выходит из зала.
Король: Ой,ой,ой!
Ведущий: Что у Вас случилось?
Король: Королева заблудилась.
Ребенок: - Заблудиться может каждый!
Даже очень, очень важный
Бизнесмен или ребенок,
Белка, мышка и котенок.
Вот и слово заблудилось:
Не в том месте очутилось,
Ты найди его скорей,
Успокой и пожалей!
Ведущий: - Не волнуйтесь, Король! Ваши помощники найдут слова, которые «заблудились». Ребята, перед вами дом, на первом этаже которого живут слова со звуком «С», а на втором этаже живут слова со звуком «З». Ваша задача найти на каждом этаже лишнее слово.
(одна команда «работает» со словами на первом этаже, другая команда на втором этаже). Король оценивает выполнение задания.
Ведущий: - Нашлись слова, нашлась и Королева.
(Королева возвращается и садится на трон рядом с Королем).
Король: - Красива ты, но капризна чуток, пойду отдохну от тебя на бережок.
Королева: - Удочку возьми, половишь, мой дружок!
(Король берет удочку и идет ловить рыбу, а Королева подговаривает детей).
- Не дадим ему спокойно посидеть!
Будем ему громко песни петь.
Дети поют песню «Любитель рыболов».
Король: Вы мне всю рыбу распугали. Они превратились в слова, а слова рассыпались на буквы и мне теперь их не собрать.
Ведущий: - У тебя же есть помощники, они тебе смогут помочь.
Ребенок: - Много с буквами хлопот.
Уж такой они народ…
Но, когда с умом, толково
Их построить в четкий ряд, -
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят!
Так поможем им, ребята,
Поскорее всё собрать,
Чтоб слова могли мы вместе
Очень быстро прочитать!
(Король достает с одного конверта «рассыпанное» слово для команды «Молодцы», с другого конверта для команды «Удальцы», дети выполняют задания, затем Король и Королева оценивают работу детей).
Ведущий: - Уважаемый, Король и Королева, а в вашей стране кто-нибудь умеет петь частушки?
Король: Нет.
Королева: Хотелось бы услышать!
Ведущий: Пожалуйста!
1 ребенок:
- Букву Д на дне пруда
Отыскали раки.
С той поры у них беда:
То и дело драки.
2 ребенок:
-Как-то взумали газели
С буквой Т затеять игры.
И за это чуть не съели
Их безжалостные тигры.
3 ребенок:
- Вот какая смехота:
Р свалилась на кота!
Кот не кот теперь, а крот
Роет он подземный ход.
4 ребенок:
- К в карман к монтеру прыг,
А в кармане – РОЛИКИ.
Из кармана в тот же миг
Выскочили кролики.
Король поет:
- Дали мне сегодня роль
КО приставил слева
Получился я Король
А рядом – Королева.
(Обнимаются).
Король: Ребята, частушки вы спели очень хорошо, но я прошу вас мне помочь. Мне прислали письмо, но зашифровано оно. Одни палочки и точки, непонятно ничего.
(Король достает из конверта два листка, на которых изображены схемы предложений. Задача команд, подобрать предложения к каждой схеме).
Ведущий: Соединили два-три слова –
И пословица готова!
- С книгой поведешься – ума наберешься.
- С книгой жить – век не тужить.
- Без букв и грамматики не выучишь и математики.
Ведущий: Пришло время выбирать лучшую команду. Кто же победил, «Молодцы» или «Удальцы»?
Король: Обе команды понравились и с заданиями трудными справились!
Королева: были все «Молодцы» удальцами, а все «Удальцы» молодцами.
Ведущий: Значит, обе команды победили?
Король и Королева: ДА!
(Награждают детей памятными призами).