Оксана Чигак
Конспект занятия «Звуки [Х] и [Х’]. Образ буквы» по обучению грамоте для детей группы общеразвивающей направленности 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать правильное произношение звуков [х], [х] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.
Задачи:
Обучающие :
• Развивать фонематический слух; учить детей правильно произносить звуки [х], [х] в речи, отличая их от других звуков русского языка.
• Выделять звуки [х], [х]. начале, в середине и в конце слова.
• Продолжать формировать умение производить самостоятельно полный звуко-слоговой анализ коротких слов, преобразовывать слова.
Темочки:
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
• Упражнять в составлении простых двух, трёхсловных предложений и выкладывании схем к ним.
• Познакомить с буквой Х, составлять слова из букв.
• Закреплять навык произношения звуков [х], [х] в стихотворениях и скороговорках.
Развивиающие:
• Развивать внимание, память, мышление, моторику.
Воспитательные:
- Формирование положительной самооценки своей деятельности у каждого ребенка, умение работать в команде.
- Воспитать волевые качества.
• Предупреждать переутомление детей.
Материал : буквы с цифрами, картинки Орехи и Хомяк, таблица «Характеристика согласных звуков», картинки для игры 4-лишний, картинки и схема для определения позиции звуков в слове, иллюстрации «Как пишется буква Х», «На что похожа буква Х», разрезная азбука, слоги для чтения.
Ход НОД
Организационный момент
На доске буквы с цифрами
М И У Н И К
2 4 1 3 6 5
Детям предлагается назвать эти буквы, звуки которые они обозначают, гласный или согласный звук и расставить буквы по местам (цифрам).
- Ребята, какое слово у нас получилось? (умники)
- А кто такие умники? (те, кто много знают и много умеют)
- Вот сегодня, на нашем занятии, я надеюсь вы тоже будете умниками.
Сообщение темы занятия.
Воспитатель загадывает загадку:
Любит бегать он по клетке
И кататься в колесе.
Очень любит рвать газетки,
Грызть зубами все везде.
Он вкусняшки прячет в щечки
И жует до самой ночи!
(Хомяк)
Выставляется картинка хомяка.
— Какой первый звук вы услышали в слове хомяк? (Звук [х]).
- Следующая загадка:
В домике скорлупке,
Живут они, как в избушке,
Бывают грецкими и лесными,
Кедровыми и не совсем большими!
Ответ: Орехи
- Какой звук – братца звука Х вы услыщали? (хь)
Сегодня мы будем слушать и произносить звук [х] и [х]. Звук [х] — братец звука [х]. Они очень похожи и в то же время разные. Сегодня мы научимся их различать.
Характеристика звуков
— Посмотрите в зеркало, как правильно произносится звук [х] :
— губки и зубки свободны;
— кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твёрдому нёбу, образуя щель для тёплого воздуха;
— горлышко «молчит».
Характеристика: [х] — согласный (язычок создаёт преграду воздуху, глухой, бывает твёрдым и мягким и обозначается синим и зелёным кружочком без звоночка.
Развитие фонематического восприятия.
Проговаривание чистоговорок
Ха-ха-ха, ха-ха-ха - есть у нас два петуха.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - всё дерутся петухи.
Ху-ху-ху, ху-ху-ху - клювы все у них в пуху.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - хватит драться, петухи!
Ха-ха-ха, ха-ха-ха - без хвостов два петуха.
Ха-ха-ха, ха-ха-ха - на обед у нас уха.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - дай попробовать ухи.
Хе-хе-хе, хе-хе-хе - соль одна в твоей ухе.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - не хочу такой ухи!
—Поиграем в игру «Поймай звук».
Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х
Ха, хо, пу, кы, хы, та, па, ха, ах, ом, ох, ап, эт, эх
Хлеб, молоко, батон, мох, ухо, утка, рыба, хвосты, тучи, посуда, хобот.
Упражнение «Пропой песенки».
Чтение и пропевание прямых и обратных слогов со звуком [х].
Игра «Замени первый звук» в слове на звук [х].
Салат – халат, голод – холод, сор – хор, год – ход, свалить – хвалить, гудеть – худеть, Глеб – хлеб.
Произнесение «Х» в словах.
— Хомячок Хома хочет загадать вам загадки. Он говорит, что в отгадках есть звук «Х». Проверим?
Мягкий, душистый, вкусный свежий, с хрустящей корочкой, (ХЛЕБ).
— В каком месте слова слышится звук [х]?
С красным гребнем, зерно клюёт, голосисто поёт. (ПЕТУХ).
Пёстрая крякуша, ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочкой. (УТКА)
Маленькая, чёрная, по комнате летит, звонко жужжит. (МУХА).
— Какая картинка здесь лишняя? (утка)
— Назовем эти картинки, какая из них лишняя? Почему?
Подсолнух, кисточка, халат, мухомор.
Художник, сухари, тарелка, холодильник.
- Хомка с вами хочет с вами провести физминутку
Физминутка.
Хомка — хомка, хомячок, полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
Определение позиции звуков Х и Хь в словах :
Слова: хорек, ухо, парикмахер, шахматы, бахилы, черепаха, хирург, горох.
Знакомство с буквой «Х».
- Прежде чем нам познакомиться с буквой которой обозначаются наши звуки Х и Хь, предлагаю вам вспомнить. Чем отличаются звуки от букв?
Выставляется картинка как пишется буква Х
— На что похожа буква «Х»?
- Из каких элементов состоит эта буква? (из двух палочек)
Буква «Х» из пальчиков: скрестить указательные пальцы левой и правой рук.
Печатание её пальцем на столе, на спине соседа.
Выкладывание из бросового материала буквы Х.
Звуковой анализ слов и составление слов из букв разрезной азбуки
Давайте покажем Хомке, как мы умеем выполнять звуковой анализ слов. Девочки выкладывают из кружочков, а потом из букв разрезной азбуки слова «мухи» и «мох», а мальчики слово «пух» и «Хома».
( Анализ слов: — Сколько звуков в слове? Сколько гласных? Сколько согласных? Звонких? Глухих? Твердых? Мягких)
Чтение прямых и обратных слогов с Х
Работа в тетради.
Итог занятия.
- С какими звуками мы сегодня познакомились?
- С Какой буквой? На что похожа буква Х?