Евгения Нутикова
Конспект занятия по обучению грамоте для детей 5–6 лет «Звук [У]. Путешествие в красный замок»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Звук [у]»
Путешествие в красный замок.
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
— познакомить детей со звуком [у], способом его характеристики с опорой на артикуляцию и понятием «гласный звук»;
— учить выделять звук [у] из ряда гласных, слогов, из начала и конца слова в ударной позиции;
Коррекционно-развивающие:
— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
— развивать дыхание и голос;
— закреплять понятие «слово;
— развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.
Темочки:
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте, логопедия. Конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
Коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога.
Оборудование:
зеркало на каждого ребёнка, красный замок, предметные картинки со звуком [у] в начале слова (ударная позиция): улей, утка, ухо, улица, и т. д. ; схема для характеристики звуков, красная фишка (кружочек, схема слова для определения места звука в слове.
Ход занятия
1. Oргмомент.
Выделение на слух звука [у] из слов: уууумный, уууутро, уууугoл, уууулица, уууумница.
Логопед: Какой первый звук вы слышали в этих словах? (Ответы детей).
2. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы с вами познакомимся со звуком [у] и паровозиком, который любил его произносить. Мы с вами отправимся в Страну звуков. Наши путешествия будут интересными, иногда трудными, мы с вами узнаем много нового.
3. Развитие мелкой моторики. «Апельсин»
Мы делили апельсин. Изображают апельсин — пальчики в кулаке.
Много нас. Руки согнуты в локтях, шевелят пальцами.
А он — один. Пальцы сжаты в кулачки, кроме указательного.
Эта долька — для ежа! Эта долька — для чижа! Эта долька — для утят! Эта долька — для котят! Эта долька — для бобра! А для волка — кожура! Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинцев.
Он сердит на нас — Беда! Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.
Разбегайтесь кто куда.
Пальцы разжаты, напряжены и расставлены в стороны.
И. Демьянов
4. Массаж лица.
Дети выполняют массаж лица перед зеркалом совместно с логопедом. Сначала проводится поглаживание, а затем логопед знакомит детей с постукивающими движениями.
Вышли пальчики гулять, От середины лба к вискам.
Стали яблоки срывать. Вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам.
Что за чудная картинка: По мышцам щек от крыльев носа к вискам.
Стала полною корзинка. Oт середины подбородка к ушам.
Заканчивается массаж поглаживающими движениями.
5. Развитие артикуляционной моторики.
- «Oкошко». Удержать рот открытым под счет до пяти.
- «Окошко закрывается и открывается» — спокойное открывание и закрывание рта.
- «Улыбка» — «Трубочка.
- «Лопаточка.
- «Иголочка.
- «Накажем непослушный язычок». Шлепать губами по языку с произнесением: пя-пя-пя-пя.
6. Характеристика звука [у] по артикуляционным и акустическим признакам.
Выставляется картинка — поезд.
Логопед: Ребята! Посмотрите на картинку и произнесите любимый звук паровозика. (Уу-у)
Посмотрите в зеркале, в каком положении находятся губы (вытянуты трубочкой, язык (спокойно лежит на дне рта — «домика», зубы (сближены, но не сомкнуты, воздушная струя теплая и спокойно выходит изо рта, не встречая преграды.
Давайте все вместе споём звук [у]. Представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и поем звук у-у-у. Ниточка длинная или короткая? (Длинная.) Намотайте ниточку на клубок. Вот какой большой клубок получился! Звук [у] мы можем петь, тянуть. Нет никакой преграды для воздушной струи. Звук [у] называется гласным, от слов глас, голос.
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос поёт.
Звук получается гласный.
Гласные звуки живут в Красном замке (на доске выставляется красный замок). Звук [у] — гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета.
7. Произнесение звука [у].
Хоровое и индивидуальное произнесение звука [у] на длительном выдохе громко («паровоз даёт долгий сигнал», на прерывистом выдохе тихо («паровоз даёт короткий сигнал»).
Нажмите пальчиком на кружочек, «оживите» его. Дети нажимают на кружочек и произносят звук [у].
8. Развитие фонематического слуха.
Паровоз отправляется в путешествие. Послушайте ряд звуков (слогов).
Если услышите звук у, ответьте долгим сигналом паровоза.
а) Выделение звука [у] из ряда гласных: А, У, И, А, О, И, У, О, И, У
б) Игра «Запомни — повтори». Дети вслед за логопедом повторяют слоговые ряды:
Выделение звука [у] из состава слогов УА, УО, УИ, УМ, УН, УП. Логопед произносит слоги, выделяя голосом звук [у], и просит детей назвать первый звук. Если дети затрудняются, то возможно повторное произнесение и называние звука самим логопедом.
9. Физкультминутка – игра «Паровоз»
Дети медленно и ритмично двигаются. Ходьба с продвижением вперёд, согнутыми руками делая движения вперёд-назад – имитируя движения оси.
Вот поезд наш едет, колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-Чу-Чу-Чу-Чу!
Бежит паровоз –
Далеко-далеко
Ребят он повёз.
10. Выделение звука [у]:
Дети обозначают место звука [у] на схеме слова красным кружочком.
а) Выделение первого звука в слове.
На доску выставляются картинки, названия которых начинаются со звука [у] (ударная позиция): улица, уши, улей, утка, удочка. Логопед называет картинки, выделяя звук [у], и напоминает, что название картинок — это слова, а дети называют первый звук в этих словах. После этого можно попросить детей назвать свое слово, которое начинается со звука У.
Обозначьте место звука [у] на схеме. Слева на ней нанесена метка, обозначающая начало слова.
Давайте с вами договоримся: если будем слышать звук в начале слова, наши пальцы будут ловить его слева, если звук будет звучать в середине слова, пальцы поймают его перед глазами, если звук зазвучит в конце слова — значит, он «попадает» в вашу ладошку справа.
б) Выделение последнего звука в слове.
Кого везёт поезд? (Сову, белку, лису). Выставляются картинки. Выдели голосом последний звук в каждом слове. Обозначь место звука [у] на схеме.
11. Итог занятия.
Какой звук у паровозика самый любимый? (Звук У.) Какой это звук? (Гласный.) Фишкой какого цвета будем его обозначать? (Красного.) Вспомните слова со звуком [у].