Галина Демидова
Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы «Звук [М], буква М»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звук М, буква М».
Цели: Коррекционно - образовательные:
-познакомить со звуком М, способом его характеристики с опорой на артикуляцию и понятием «согласный звук»;
-учить выделять начальный согласный звук в слогах и словах;
-познакомить с буквой М (без установки на запоминание буквы);
-уточнение словаря по теме «Бытовая техника».
-Коррекционно - развивающие:
-развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
-развивать дыхание и голос;
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы „Звук [М], буква М“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
-закреплять понятия «звук», «буква», «твёрдый, мягкий звук»;
-развивать фонематический слух и восприятие;
--развитие пространственного восприятия и памяти, внимания.
-Коррекционно - воспитательные:
-воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь педагога;
-воспитывать желание помогать маме по хозяйству.
Оборудование: предметные картинки со звуком М в начале, в середине, в конце слова; схемы звуков и букв, схема для характеристики звуков, односюжетные картинки для составления предложений, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, рисунок - буква М, карточки-эмоции, су-джок массажёры, иллюстрации бытовой техники.
1. Организационный момент.
Служат всюду людям электроприборы:
Утром папа бреется бритвой очень скоро,
Утюгом горячим мама платье гладит,
В холодильник сохранить все продукты ставит,
Пылесосом чистит пол, и ковёр от пыли,
Помогает пылесос ей не тратить силы.
А стиральная машина всё бельё перестирает,
Сколько мылить, выжимать - электроника всё знает.
Сядет тот, кто назовёт электроприбор.
2. Развитие мелкой моторики
Соединяем пальчики левой и правой руки.
Что за шум на кухне этой?
Будем жарить мы котлеты
Мясорубку мы возьмем,
Быстро мясо провернем.
Миксером взбиваем дружно
Все, что нам для крема нужно.
Чтобы торт скорей испечь,
Включим мы электропечь.
Е. Игнатьева
3. Массаж ладоней массажёром Су-Джок.
Движения в соответствии с текстом.
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
4. Самомассаж.
«Я - хороший» Расположить ладони обеих рук на голове,ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, затем провести ладонями по волосам. Движения выполняются поглаживающие, медленно.
«Рисуем дорожки» Движения пальцами от середины лба к вискам.
«Рисуем яблочки» Круговые и спиралевидные движения от середины лба к вискам.
«Рисуем ёлочки» Движения по диагонали.
«Погреем щёчки» Растирающие движения по щекам в разных направлениях.
«Пальцевой душ» Набрать воздух под верхнюю губу и легко постукивать по ней кончиками пальцев, затем с нижней губой.
«Испечём блинчики» похлопать ладонями по щекам.
«Умыли личико» Лёгкие поглаживающие движения.
«Погреем ушки» «Послушаем тишину». Накрыть уши ладонями и подержать в таком положении 2-3 сек.
5. Мимические упражнения
Выразить эмоциональное состояние, связанное со случившимися событиями, показать: вы радуетесь покупке компьютера, огорчились из-за неисправности чайника.
6. Артикуляционные упражнения
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Включенный миксер. Круговые движения нижней челюстью.
(Подбородком нарисовать букву «о» при открытом и закрытом рте.)
Крутим ручку мясорубки. Максимально часто открывать рот при произнесении слога бы со сменой ударения: «Бы-бы-бы, бы-бы-бы, бы-бы-бы».
Упражнения для щек и губ
Гибкий шланг пылесоса. Опустить уголки рта. Возвратить в исходную позицию. Поднять уголки рта вверх.
Работающий пылесос. Вращать губы «хоботком» вверх, влево, вниз, вправо.
Фотограф смотрит в объектив фотоаппарата. Поднимать левую и правую щеки по очереди, одновременно прищуривая глаз.
Упражнения для языка
Гладим белье. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, а затем втянуть язык в рот до середины нёба. Производить движения кончиком языка по твердому нёбу.
Язычок- массажер. Производить круговые движения языком между зубами и губами сначала в правую, а затем в левую сторону.
7. Развитие речевого дыхания и голоса
Звуки работающих электромашин: пылесоса, холодильника, стиральной машины. «Дж-дж-дж-дж-дж-дж», «Дз-з-з-з-з-з».
Разговор Холодильника с Миксером: «Хла-хло-хлу» — «Вжи-вжа-вжо».
8. Объявление темы занятия.
Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком. Послушайте слова мясорубка, миксер, мультиварка, микроволновка, магнитофон.
С какого звука начинаются все эти слова? М.
Звуки мы слышим и произносим.
9. Акустико — артикуляционный образ звука.
Ребята, произнесите звук М – Какую преграду встречает воздух, выходя изо рта? (губы). Как вы думаете: согласный это звук или гласный? Почему? А теперь проверим звонкий он или глухой. (поставьте руку на горлышко) -звонкий- мы добавляем голос. У звука М, как и у многих других есть два братца -Миша и Матвей. -твёрдый и мягкий. Обозначать мы их будем фишками синего и зелёного цвета.
10. Связь звуков и буквы.
Логопед выставляет букву М, а дети говорят о том, на что она похожа.
Взялись за руки друзья
И сказали «Ты и я - это мы».
А между тем
Получилась буква М. А. Шибаев
А буквы мы пишем, видим и читаем
А теперь давайте покажем её с помощью рук.
11. Письмо в тетрадках
Ребята, откройте свои тетрадки. Что это у вас изображено: компьютер. Давайте мы научимся печатать нашу букву М.
12. Развитие фонематического слуха: опознание звука в ряду изолированных звуков, отдаленных по артикуляционному и акустическому подобию.
Логопед произносит ряд звуков : А, К, М,У, И,М, А,К, О,М, И, У,С,М, О, И, У,М - дети хлопают, когда слышат звук М.
13. Закрепление звука в словах.
Дети хлопают, когда слышат звук М в словах.
Д\ игра «Поймай звук».
Машина, сом, сок, метла, мороз, ком, стук, дом, маска, ласка, шум, шут.
14. Развитие общей моторики.
«Пластические этюды».
Образные перевоплощения
Передать движением, мимикой или иным способом функциональное назначение электроприборов и бытовых машин: наполненный продуктами и пустой холодильник, работающий пылесос, закипевший электрочайник, включенный телевизор, работающий миксер и др.
Действия с воображаемыми предметами
Представить и изобразить как вы помогаете маме: чистите ковер пылесосом, взбиваете яичные белки для торта миксером, стираете свои вещи, моете посуду.
15. Д/игра «Что подарим мы друзьям».
А вот и наши гости: Миша и Матвей. В какой домик мы поселим их? Почему?
У детей картинки, в названиях которых есть звуки М и Мь. Кому из мальчиков мы, что подарим? У меня тоже есть картинки: мяч, машинка. Кому вы их отдадите? А теперь давайте в тетрадках, на схеме отметим место звука М в слове мяч.
16. Закрепление звука в предложениях.
Составление предложений со словами: мяч, магнитофон по односюжетным картинкам.
17. Итог занятия
С каким звуком мы сегодня познакомились? (звук М)
Какой это звук? (согласный, звонкий)
Фишками, какого цвета будем их обозначать? (синего или зелёного)
Что вам больше запомнилось? А что показалось сложным?
18. Оценка работы детей.