дарья циклинская
Конспект занятия по ОО «Развитие речи» в старшей группе «Морские обитатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ОО «Развитие речи» в старшей группе
Цель занятия : активизировать лексических запас слов у детей.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по ОО „Развитие речи“ в старшей группе „Морские обитатели“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Оразовательная: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; учить употреблять предложно-падежные конструкции; учить подбирать признаки к предметам.
Развивающая : развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательная: воспитывать активность, навыки сотрудничества и взаимодействия.
Оборудование: мультимедийное оборудование, картинка батискафа, магнитные картинки: черепаха, морская звезда, краб, осьминог, кит, медуза, дельфин, картинки камней на магнитах, игрушечный фотоаппарат, мяч, игрушки черепахи и краба, аудиозапись со звуками моря.
Предварительная работа: разучивание физминутки «Черепаха».
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Воспитатель включает аудиозапись со звуками моря — плеск волн, прибой, дети сидят за столами.
Воспитатель:
- Ребята, прислушайтесь. Что вы, слышите?
Дети:
- Шум моря, волны плещутся о берег …
Воспитатель:
- А кто из вас видел море? Купался в нем?
- А вы хотели бы снова оказаться на морском берегу?
- Ребята, скажите, а на чем можно путешествовать по морю? (на корабле, на паруснике, на яхте, на лодочке.)
- А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно? (с помощью подводной лодки; нырнуть с аквалангом)
- Правильно, дети, а еще на дно морское можно опуститься с помощью батискафа (на экране появляется картинка батискафа). Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. Но для нашего путешествия сегодня, нам нужен хороший настрой.
Дети стоят кругом, прижимают свои ладошки к ладошкам соседа.
- Повторяйте за мной слова:
Мы ладошку к ладошке приложим,
И друг другу дружить предложим.
Будем петь, заниматься, играть,
Чтобы добрыми, умными, дружными стать.
Воспитатель: Молодцы.
II. Сообщение темы занятия.
Воспитатель: Итак, как я уже сказала, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в морское путешествие. Мы с вами опустимся на дно моря, потом погуляем по берегу, будем знакомиться с морскими обитателями. Садитесь в наш специальный аппарат для путешествия под водой - батискаф.
Стулья детей стоят друг за другом в два ряда. Дети садятся на стульчики.
III. Основная часть.
1. Отгадывание загадок.
Воспитатель: Смотрите-смотрите, кто-то быстро проплыл. Вы заметили, кто это был? Нет, я тоже не успела увидеть. Но у нас есть фотоаппарат, который все зафиксировал. Давайте посмотрим. Ох, да у него специальный режим. Если вы отгадаете загадки, только тогда выйдет фотография морского обитателя.
Дети отгадывают загадки, воспитатель на доску крепит магнитные картинки морских обитателей
– Он больше всех зверей на свете.
Такой один он на планете,
(Его поменьше даже слон,
Пускать фонтаны любит он,
В воде он плавает и спит.
Кто скажет первым? Это – (кит)
– Передние – ласты, а задние - лапы!
Есть панцирь овальный. Подобие шляпы!
Другого жилья, кроме моря, не зная,
Потомству даст жизнь, на песок выползая. (Черепаха)
– Вот так Чудо! Вот так Диво!
Зонтик жжётся как крапива.
Зонтик плавает в воде.
Если тронешь - быть беде! (Медуза)
– Глубоко на дне она
Словно на небе видна.
Но не светит и не греет,
Потому что не умеет. (Морская звезда)
– Известен он во многих странах:
Живёт в морях и океанах,
Ему не нужен тесный пруд,
Его второе имя - Спрут.
Он может камня вид принять –
Умеет быстро цвет менять.
У него есть восемь ног…
Головоногий … (Осьминог)
– Только мимо нас проплыли,
Поиграли и уплыли.
Среди волн мелькают спины,
Дети, кто это? (дельфины)
– Ползет в море паук -
Восемь ног, пара рук.
В руках клещи,
В глазах испуг. (Краб)
2. Упражнение с предлогами перед, за, между, под, над.
Воспитатель: Молодцы. Посмотрите ребята, как интересно выстроились морские обитатели. Скажите мне, кто находится перед дельфином? Кто находится за китом? Кто между черепахой и морской звездой? Кто под китом? Кто над крабом? Кто перед морской звездой? Кто за медузой? Кто между осьминогом и крабом? Кто под медузой? Кто над дельфином?
Ответы детей.
3. Игра «Назови ласково». Игра с мячом.
Воспитатель: Хорошо справились заданием. Дети, а вот один из морских обитателей может находиться еще и на суше. Как вы думаете это кто?
Дети: краб и черепаха.
Воспитатель: Правильно. Давайте с вами закончим наше путешествие по дну моря и погуляем по берегу и понаблюдаем за ними.
Дети встают вокруг педагога.
Воспитатель: Смотрите-ка, краб своей клешней нарисовал задание для нас. Так, он просит назвать каждого обитателя морского ласково. Для этого он оставил мячик. Я кидаю кому-нибудь из вас мячик и говорю морского обитателя. Вы называете его ласково и возвращаете мне мяч.
Выполняется игра.
4. Физминутка. Черепаха.
Воспитатель: Молодцы. А теперь пойдемте искать черепаху.
Дети ходят по группе и делают вид, что что-то ищут.
Воспитатель: Эх, далеко мы с вами ушли от моря. Давайте отдохнем, и будем возвращаться обратно.
До моря идти далеко,
До моря идти нелегко.
– Вот камень лежит у дороги,
Присядем и вытянем ноги.
И на камень мы
Кладем узелки.
– Хорошо бы на камне
Прилечь на часок.
Вдруг на ноги камень вскочил
И за лапки их ухватил.
И они закричали от страха:
Это – че! Это – ре! Это – паха! Это – чере! Паха!. Папаха! Дети шагают по кругу
Посмотрели на пол
Сели, вытянули ноги
Как будто кладем что-то рядом
Дети ложатся
Логопед трогает детей за ножку
Дети быстро встают, показывают как- будто испугались
Кричат хором
(К. Чуковский.)
5. Игра «Делим на слоги».
Воспитатель: Ох, и испугала нас черепаха. Но посмотрите, черепаха наша совсем грустная. Знаете почему? Она поделилась со мной своей бедой. В морской школе ей дали задание, с которым она справиться не может: не умеет делить слова на части (слоги).
Вот и молчит черепаха, вот и грустит черепаха.
Не сдвинется с места от страха.
Хотите помочь бедняге? Поделим слова черепахе!
На доске выкладывается тропинка из камней.
Воспитатель: Итак, черепаха дала мне список слов, которые нужно поделить. Я называю слово, один из вас подходит к тропинке из камней и шагает пальчиками столько раз, сколько слогов в слове.
Дети выполняют задание.
6. Упражнение «Какой? Какая?»
Воспитатель: Вот какие молодцы, и с этим заданием справились. Мы с вами познакомились с морскими обитателями. А теперь, давайте, скажем какие они бывают. Кит какой?
Дети: Большой, громкий.
Воспитатель: Черепаха какая?
Дети: Медленная, маленькая.
Воспитатель: Медуза какая?
Дети: Опасная, красивая, яркая.
Воспитатель: Морская звезда какая?
Дети: Красивая, маленькая, медленная.
Воспитатель: Осьминог какой?
Дети: Ловкий, быстрый.
Воспитатель: Дельфин какой?
Дети: Красивый, умный, быстрый.
Воспитатель: Краб какой?
Дети: Неторопливый, незаметный, маленький.
IV. Итог занятия.
Воспитатель:
- Вот наши приключения и подошли к концу. Мы сегодня с вами познакомились с некоторыми морскими обитателями. Напомните мне, какими?
Педагог обращает внимание детей на нарисованное панно морского дна. Раздает каждому ребенку конверт с разрезными картинками морских обитателей. Дети, каждый самостоятельно, собирает свою картинку и наклеивает ее нарисованное панно, соотнося его расположение, в зависимости от места обитания (на дне, в толще воды, на поверхности воды, на суше и т. д.)
- Ребята, посмотрите, как красиво у нас получилось. Вы все сегодня молодцы, справились со всеми сложными заданиями!
Литература:
1. Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие. — Ярославль: Академия развития, 2003.
2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет : практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2009.
3. Коноваленко В. В. Родственные слова. Лексико-грамматические упражнения и словарь для детей 6-8 лет. Выпуск 2; ГНОМ и Д - Москва, 2009. - 157 c.
4. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи; АСТ - Москва, 2012. - 208 c.
5. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста; Владос - Москва, 2010. - 288 c.