Татьяна Солдатова
Конспект занятия по рисованию «Мордовские и русские рушники»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ОО «Художественно- эстетическое развитие» (рисование)
Цель: познакомить детей с историей мордовского полотенца.
Задачи: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – печать. Учить выделять элементы мордовского орнамента, понимать закономерности сочетания форм, цвета, расположения узора и технику выполнения. Учить передавать колорит мордовского орнамента. Развивать связную речь, умение говорить правильно, формировать словарный запас. Воспитывать нравственно-патриотические чувства, чувства дружбы и доброжелательности к другим народам; интерес к мордовской народной культуре, стремление научиться создавать изделия, радующие окружающих.
Публикация «Конспект занятия по рисованию „Мордовские и русские рушники“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
Методы: вопросо-ответная беседа, рассказ воспитателя «Мордовское полотенце», рассматривание полотенец, д/и «Назови элементы мордовского орнамента», показ воспитателем способа печатания, пальчиковая гимнастика, самостоятельная работа детей, итог занятия.
Материал: демонстрационный - фотографии с изображением полотенец, обрядов, связанные с полотенцем, мордовских узоров; полотенца – эрзянские, мокшанские, икона; мордовские - посуда, игрушки, предметы быта для украшения группы. Образцы, выполненные в технике печатания, д/и «Назови элементы мордовского орнамента». На столах для детей – заготовки «полотенец», гуашь (красная, чёрная, зелёная, жёлтая, синяя); печати – ромб, полоска, треугольник; кисти - тонкая, толстая; вода, салфетки.
Предварительная работа: изготовление печатей из поролоновой губки; с детьми подготовить заготовки - «полотенце» для рисования. Рассматривание открыток, альбомов, иллюстраций мордовской народной одежды, орнамента. Разучивание названий элементов мордовского орнамента. Рисование орнаментов. Обговаривание процесса работы. Пополнение словарного запаса.
Словарная работа: нардамо, утирка, рушник.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Воспитатель: Давайте поздороваемся с гостями, улыбнёмся им. Здравствуйте, уважаемые гости! Шумбратадо, оят ялгат!
Дети: Шумбрат!
Вопросо-ответная беседа:
- В какой стране мы живём? (В России)
- В какой республике мы живём? (В Республике Мордовия)
- Назовите столицу России. (Москва)
- Назовите столицу Республики Мордовия. (Саранск)
- Какие народы проживают в Мордовии? (Мордва, русские, татары и др.)
- На какие языковые группы делятся мордва? (Эрзя, мокша, шокша)
II. Основная часть занятия.
Рассказ воспитателя «Мордовское полотенце».
Воспитатель: Мы с вами живём в Мордовии. Здесь живут дружно разные народы: русские, мордва, татары, украинцы и другие народы.
Мордва и русские на этой территории проживают очень давно. И их быт, культура и обычаи тесно переплелись. Из огромного количества предметов, окружающих человека, выделились общие: колокольчик, свеча, икона, обручальное кольцо, полотенца.
Полотенца на протяжении столетий являются обязательным как в повседневной жизни, так и в проведении праздников, обрядов, ритуалов.
У мордвы - это нардамо (повторить с детьми); у русских – утирка; у украинцев – рушник.
В повседневной жизни полотенца являются необходимостью – вытирать лицо, тело, руки.
Чтобы обозначить торжественность события, были ещё и праздничные полотенца:
- свадебные – полотенца длинные, с яркой вышивкой у свата и дружки жениха;
- рушники – полотенца для встречи дорогих гостей хлебом-солью, с ритуальной вышивкой;
- для украшения икон, иконостаса в доме и церкви;
- крестильные, пасхальные и многие другие полотенца.
Ещё полотенце у мордвы играло лечебно-ритуальную роль. На рушник перед свечой читали заговор:
Вай, нардамо патинем, (Ой, родненькое полотенце)
Вай, нардамо тиринем, (Ой, родненькое, миленькое)
Саик ормам чамастон, (Возьми болячки с лица)
Саик ормам рунгостон, (Убери коросту с тела)
Чуди ведьсэ шлик нардык, (Бегущей водой омой)
Мазыйкс рунгом монь теик. (Меня красивой сделай)
Рассматривание полотенец. Вышитые полотенца очень яркие, сочные. Для вышивания используются шерстяные, шёлковые нитки, мулине. Стили узоров для полотенец тоже переплелись: геометрические узоры, фигурки животных и людей, растительный орнамент.
У эрзи в узорах преобладают геометрические формы: треугольник, квадрат, конус, круг, спираль. У мокши – наряду с геометрическим узором был растительный орнамент, фигурки животных, людей.
Рушник-это символ связи человека с его родом. В нашей семье есть рушник из льна, который ткала и вышивала мама моей бабушки, он появился в нашей семье с начала прошлого века. Вышивка-один из древнейших видов народного художественного творчества. В вышивке передается красота природы, ощущение и переживания условными знаками и узорными мотивами. Это прямые и волнистые линии, кресты, квадраты, треугольники, ромбы, круги. Наши предки были язычниками, они поклонялись природным богам. При помощи вышивки они изображали явления природы, землю, солнце, воду, животных, растения. Знаков-символов у наших предков было много, они несли смысл оберегов. На полотенцах вышивки размещались на концах, с обеих сторон. Часто в орнаменте изображали птиц и животных. Лебедь-девушка, курочка-хозяйка, голубь-верность, семья. Конь-мужество, знак Солнца. Вышивать учили с детства. У разных народов вырабатывалась своя техника вышивки. Она была связана с природными условиями района
Воспитатель: На чём можно встретить мордовский орнамент?
Дети: На одежде, посуде, игрушках, на зданиях, на мебели, на предметах быта.
И в настоящее время в любой сельской избе можно увидеть расшитые полотенца. Ими украшают иконы, зеркала, стены и даже фотографии.
Современные фабрики выпускают яркие полотенца с геометрическим узором, что связывает древние культурные обычаи с современностью. Это полотенца тканные, с печатным рисунком и вышитые вручную.
Д/и «Назови элементы мордовского орнамента».
Воспитатель: Дети, подойдите к столу, выберите карточку и расскажите, из каких элементов состоит этот орнамент.
Дети по очереди выставляют карточки на доске и называют элементы: крест, квадрат с продлёнными сторонами и углами, С-образнай элемент, треугольник, ромб, круги, полувосьмиконечная звезда, точка, круг, растительный орнамент (завиток).
Воспитатель: А теперь давайте пройдём в нашу мастерскую. Садитесь за свои места. Для начала мы разомнём наши пальчики. (Можно предложить провести гимнастику ребёнку)
Пальчиковая гимнастика.
Те сурнесь – авине, (Этот пальчик – мамочка)
Те сурнесь – тетине, (Этот пальчик – папочка)
Те сурнесь – бабине, (Этот пальчик – бабушка)
Те сурнесь – дедыне, (Этот пальчик – дедушка)
Те сурнесь – мон…Ванине. (Этот пальчик – я…Ванечка)
Дети под слова разминают каждый пальчик, сначала на одной реке, затем на другой. Гимнастика проводится 2 раза.
Воспитатель: Сегодня вы будете украшать мордовским орнаментом полотенце, которое мы с вами приготовили, техникой –
печать
. Сначала внимательно послушайте и посмотрите как рисовать этим способом.
Воспитатель показывает способ рисования печатью. На печать кисточкой нанести краску (можно краску налить в блюдечко и промакивать печать) и приложить её к листку, немного прижать. Печатные элементы можно дополнить или подправить тонкой кистью.
Воспитатель: Рисунок должен быть симметричным и одинаковым по обоим концам полотенца. Работать надо аккуратно, не набирать много воды на кисть, краску брать на кончике кисти (работа с тонкой кистью, пользоваться салфеткой.
Дети под звуки мордовской народной музыки приступают к работе. Если это необходимо, воспитатель индивидуально помогает детям.
По окончании работы дети выставляют свои полотенца на доску.
III. Итог занятия.
Воспитатель: Какие красивые, яркие полотенца у вас получились! Молодцы! Какая работа вам больше всего понравилась? Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, мы с вами много говорили о Мордовии, о обычаях мордвы. Что больше всего вам запомнилось? (Ответы детей)
Дети прощаются с гостями.
Дети: Вастомазанок! До свидания!