Любовь Тепайкина
Мордовские подвижные игры с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект мастер –класса
Тема: Мордовские подвижные игры с детьми дошкольного возраста
Педагог-мастер: Тепайкина Любовь Васильевна
Дата проведения: 25.01.2018г
Место проведения : музыкальный зал
Продолжительность мастер- класса :45 мин
Цель мастер-класса: передача опыта проведения мордовских подвижных игр
участникам мастер-класса
Задачи:
Публикация «Мордовские подвижные игры с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
-обучающие: обогатить знания участников мастер-класса о мордовских подвижных
играх
- развивающими: развивать активность в подвижных играх;
-воспитательные: воспитывать умение соблюдать элементарные правила,
согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
Оборудование :игрушки (собака, заяц).
Раздаточный материал : маски (собака, волк).
Ход мастер-класса:
Воспитатель. Уважаемые коллеги!
С детьми 2-ой младшей группы региональный модуль программы «Мы в Мордовии
живем» предусматривает организацию и проведение с детьми мордовских подвижных
игр таких, как: «В зайчиков («Нумолнэсэ» - Эрз., «В белочек» («Урнэсэ» - Эрз., «В гусей
и волка» («Галасо ды верьгизсэ» - Эрз.).
Все эти игры - сюжетные. Основным их содержанием является воспроизведение действий
животных и птиц.
Основные задачи заключаются в следующем:
1) познакомить детей с мордовскими подвижными играми;
2) воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила,
согласовывать движения, ориентироваться в пространстве;
3) развивать активность детей и бег в подвижных играх.
Первая игра, в которую мы поиграем, называется «В зайчиков («Нумолнэсэ» - Эрз.).
Для пробуждения интереса к игре я использую игрушки: зайчика и собаку.
Воспитатель просит детей встать в круг, показывает зайчика:
Ребята, скажите, кто это?
Дети: Зайчик.
Воспитатель: Правильно. Те нумолнэ - так называют его на эрзянском языке.
Где живет зайчик?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Да, в наших мордовских лесах живет много зайцев
А что умеют делать зайчики?
Дети: Прыгать, бегать.
Воспитатель: Правильно
Показывает игрушку собаку.
А это кто?
Дети: Собака.
Воспитатель: Да. Те киска - так называют собаку на эрзянском языке.
Что она умеет делать?
Дети: Бегать, лаять
. Воспитатель : А как собака лает?
Дети: Гав-гав-гав!
Воспитатель: - Хотите поиграть «В зайчиков»?
Дети: Да!
Воспитатель: -Послушайте правила игры
Вы - зайчики, будете бегать по всей площадке врассыпную. Бегать нужно
осторожно, никого не толкать. Я буду собакой. Буду за вами бегать, ловить. Но,
чтобы собака не поймала зайчика, зайчики должны присесть (спрятаться под кустик).
А если собака дотронется рукой до зайчика, тот зайчик считается пойманным,
он выходит из игры.
Воспитатель надевает маску собаки. Дети играют. Воспитатель не прерывая игр
, подсказывает, как нужно действовать. После игры воспитатель подводит итог.
Воспитатель : А сейчас на роль собаки я выберу Илью. Он быстро бегает, активный
Воспитатель надевает на ребенка маску собаки. Игра повторяется. В конце игры
подводится итог.
Воспитатель: А теперь сделаем дыхательную гимнастику «Одуванчик».
Дети стоят в кругу, соединив пальчики друг с другом.
Вместе произносят:
Подуй на одуванчик,
На беленький цветочек.
Подуй, подуй сильнее
И станешь здоровее!
Воспитатель:
- Набираем носом воздух, подуем на кисти рук (1 мин.)
Воспитатель. Уважаемые коллеги!
А сейчас поиграем в мордовскую народную игру, которая называется «В гусей и
волка» (Галат ды верьгиз» - эрз.). Для пробуждения интереса к этой игре я
расскажу детям мини-сказку.
Воспитатель: Ребята! Жил-был под горой волк. Далеко от дома на лугу, паслись гуси.
Хозяйка позвала гусей домой. Но волк был голодный, побежал за ними, хотел поймать.
Быстро бегали гуси, ни один из них не попал волку в лапы. Итак, голодный волк
вернулся к себе в логово.
Скажите, кто быстрее бегает, волк или гуси?
Дети: Гуси.
Воспитатель Правильно! Хотите поиграть в эту игру?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Послушайте правила игры
- Под горой живет волк. (Воспитатель отводит ребенка на одну сторону площадки).
- Те верьгиз.
Волком будет Вадим. Воспитатель надевает маску волка.
Вы - гуси. Неть галат. Я - хозяйка.
- Гуси живут на другой стороне площадки. Гуси должны летать врассыпную, никого
не толкать. Волк может ловить гусей только после слов: «Как хотите, убегите, но
себя поберегите!». Пойманные гуси выходят из игры.
Игра начинается.
Воспитатель: Гуси, выходите в поле погулять, зеленую травку пощипать.
«Дети-гуси» летают, щиплют травку. Хозяйка зовет гусей домой. Идет
перекличка.
Хозяйка: Гуси-лебеди, домой!
Дети: Серый волк под горой!
Хозяйка: Серый волк костер разводит, вас жарить собирается. «Как хотите, убегите,
но себя поберегите!».
Гуси бегут домой, волк их ловит. Игра заканчивается.
Воспитатель в конце игры подводит итог :
- Ребята! Роль волка дети выполняли правильно, до детей дотрагивались рукой.
«Дети-гуси» бегали по площадке осторожно, никого не толкнули, не обидели.
-Молодцы!
- Встанем в круг. Сделаем дыхательную гимнастику «Воздушные шары».
- Поднимаем руки через стороны вверх (делаем вдох через нос, хлопок над головой –
«шарик лопнул», руки опускаем через стороны вниз, произнося «с – с - с» - «шарик
спустился» (1 мин.).
Воспитатель:
- А теперь, чтобы наша осанка была красивой, выполним упражнения.
1. Упражнение «Танец медвежат».
Цель: укреплять мышцы нижних конечностей и мышечного корсета позвоночника.
- Ребята! Представьте себе, что вы - маленькие медвежата, которые решили потанцевать.
И. п. : положите руки на пояс, выполняем полуприседы. Темп средний.
2. Упражнение «Мышка и мишка».
Цель: укреплять мышцы верхних и нижних конечностей; формировать правильную осанку
, улучшить координацию движений. Воспитатель:
- У Мишки дом огромный.
Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки - вдох.
Присесть, обхватить руками колени, опустить голову - выдох, произнести «ш-ш-ш» (1 мин.).
Мышка ходит
В гости к Мишке,
Он же к ней
Не попадет.
Итог.
Воспитатель Ребята! Скажите, что мы сегодня с вами делали?
Как назывались игры?
Какая игра тебе понравилась, Лиза?
А тебе, Леша?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы с вами еще не раз поиграем в мордовские подвижны
игры и разучим новые.
Проверка реализации поставленных задач о достижения цели осуществляется с
помощью : рефлексии, анализа, пожеланий.
Литература.
1. Анисимова Т. Г., Ульянова С. А. «Формирование правильной осанки», изд-во
«Учитель», 2008.
2 Бурляева О. В. и др. «Мы в Мордовии живем». Примерный региональный модуль
программы дошкольного образования»; С. 2011.