светлана каменева
Конспект занятия по формированию знаний о народных промыслах в старшей группе «Город мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по народным промыслам в старшей группе.
Тема ООД: «Город мастеров».
Цель: Формирование у детей любви и уважения к народному искусству, народному промыслу.
Публикация «Конспект занятия по формированию знаний о народных промыслах в старшей группе „Город мастеров“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные задачи: актуализировать знания детей о разных видах народного декоративно-прикладного искусства; продолжать учить детей выделять характерные особенности городецкой, гжельской, хохломской росписи.
Развивающие задачи: развивать память, внимание, воображение, речевой слух, общую и мелкую моторику.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров; формировать эстетический вкус; формировать навык выполнения работы в соответствии с общим замыслом.
Оборудование: ноутбук, интерактивное оборудование, раздаточный и наглядный материал.
Методические приемы: Наглядный, словесный, игровой.
Предварительная работа: Беседы о народных художественных промыслах, рассматривание изделий декоративного промысла, иллюстраций, альбомов, открыток, видеофильмов, дидактические игры по разным видам народных промыслов, рассматривание таблиц с элементами росписей, выделение композиции узора, цветосочетания, создание изделий по народным промыслам, декоративное украшение изделий.
Приоритетная образовательная область: художественно-эстетическое развитие
Ход занятия:
Приветствие:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Появление почтового голубя с посылкой.
Открываем коробку в ней видеопослание из Города Мастеров от Марфы.
На видео красна девица Марфа рассказывает свою историю о том, что мастера разленились и бездельничают! Ярмарка опустела и никто не пополняет её. Просит детей о помощи.
Дети: Поможем, конечно.
Воспитатель: А как же мы сможем помочь?
Дети: ответы детей (можно изготовить игрушки самим для ярмарки Марфы)
Воспитатель: Дети, а на чём мы можем отправиться в город Мастеров? (ответы детей) Воспитатель находит в коробке посылке фрагмент ленточки от старинной детской забавы «Качели-карусели». Дети находят неподалёку качели. На ней дети вместе с воспитателем перемещаются в город Мастеров (под музыку, кружась дети держатся за ленточки.
По прибытию появляется Марфа. Встречает и приветствует с караваем в руках.
Марфа: Добро пожаловать в город Мастеров, я вас ждала! На Руси было принято встречать гостей караваем! А теперь приглашаю вас в путешествие по местам народных промыслов. У нас можно не только смотреть в нашем музеи, но и всё трогать)
1 зона: село Гжель. Стоит стол с посудой, выполненный росписью гжель. Марфа рассказывает о истории данного промысла. (Гжель – один из традиционных российских центров производства керамики, находящийся под Москвой. Происхождение слова «Гжель» связано со словом жечь, которое имеет прямое отношение к промыслу- изделие обязательно подвергают обжигу в печи при высокой температуры.) Слайд 1
На столе лежит глина и песок.
Воспитатель: дети, вы многое знаете уже об этом промысле. Как вы думаете из чего выполнены эти изделия? Слайд 2 Как добывают глину? Слайд 3,4 А вот и глина, из которой мастера изготавливают свои изделия, попробуйте слепить из неё что-нибудь. А теперь из песка. Какие мастера должны быть, чтобы вылепливать красивые и ровные изделия? (ответы детей) Какие цвета используют мастера в росписи? Какие узоры вы знаете? (Слайд 5)
( Эксперимент: попробуйте слепить любую фигуру из песка, а из глины)
Ребята, среди всех работ есть незаконченная. (глиняные тарелочки) Ох, уж мастера лентяи. Марфа снеси эту работу в мастерскую, пожалуйста.
2 зона: село Хохлома. Стоит стол с посудой в стиле хохломы. Лежит брусок дерева и столярные инструменты.
Рассказ Марфы об истории промысла (Хохлома - старинный русский народный промысел, родившейся в Нижнем Новгороде.). Слайд 6
Вопросы детям от воспитателя: из чего выполнена посуда? Слайд 7. Что ещё изготавливают хохломские мастера помимо посуды? Какие инструменты нужны для выполнения этих работ? Слайд 8 Дети пробуют дерево и рассматривают инструменты в музеи, оценивая сложность работы мастеров. Какую краску используют мастера? Какие узоры вам знакомы? (ответы детей) Слайд 9. Дети находят незаконченную работу мастеров, Марфа относит их в мастерскую.
3 зона: Дымковская слобода. Стоит стол с фигурками. Рассказ Марфы (Дымковская игрушка зародилась в слободе Дымково, отсюда и название. Изготавливают игрушки вручную.) Слайд 10
Вопросы воспитателя: какие именно игрушки данного промысла создают мастера? Какие цвета и узоры? (ответы детей) слайд11. А как вы считаете, мастерами могут быть только мужчины? Ребята, посмотрите на столе чайный сервиз, но без узора, ветер раздул их. Поможем разложить узоры и украсить чайный сервиз? (ответы детей)
Дидактическая игра «Укрась чайный сервиз». Правила на столе лежит чайный сервиз из фетра, рядом узоры, детям необходимо украсить по своему желанию.
Ребята и здесь незаконченная игрушка…
4 зона: село Городец. Так же стол с представленной росписью.
Рассказ Марфы об истории данного промысла. (На высоком берегу Волги стоит древний город Городец. Основал его князь Юрий Долгорукий. Жители Городца умелые плотники, резчики по дереву.) Слайд 12.
Вопросы: из чего выполнены изделия? Какие краски и орнаменты используют мастера? (ответы детей, слайды) Что именно изготавливают городецкие мастера из дерева? Слайд 13
Воспитатель: ребята, посмотрите какие красивые коробочки с изображением разных народных промыслов, которые вы знаете. А тут ещё и картинки. Как вы думаете, что это за игра и какие правила? (ответы детей)
Дидактическая игра «Разложи верно». Правила: на столе стоят маленькие коробки, обклеенные гжель, городецкая и хохлома. Вокруг коробок карточки с элементами разнообразной росписи. Дети должны правильно разложить картинки по соответствующим коробочкам.
Дети обнаруживают незаконченную доску мастеров, Марфа относит в мастерскую.
5 зона: село Филимоново. Стол с игрушками и свистульками.
Рассказ Марфы об истории. (История филимоновской игрушки зародилось в деревне Филимоново. В этом гончарном промысле, мастера работали семьей. Мужчины изготавливали посуду, а женщины занимались лепкой и росписью, дети помогали.) Слайд 14
Вопросы: Ребята, вспомните этапы создания глиняной игрушки? (1,2,3) Слайд 15, 16
особенности выполнения росписи данного промысла, цвета, узоры какие используются? (ответы детей) Слайд 17
Незаконченная игрушка здесь тоже нашлась…
Воспитатель: дети, на столе лежат не только глиняные игрушки, а что-то еще? (ответы) Дети в старину играли в такие игры, давайте и мы попробуем.
На столе лежат деревянные игры, поймай шарик, свистульки. Детям предлагается попробовать поиграть, как раньше играли дети в старину.
По пройденной каждой зоне Марфа раздаёт по два лоскутка ткани в соответствии промысла.
Марфа устала и утомилась от путешествий и предлагает поиграть в подвижную игру под музыку «Горелки с платком». Слайд 18 (с платочками, которые Марфа подарила детям за каждое село)
Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.
Все хором.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, тот и встает с ним впереди колонны, а опоздавший водит, т. е горит.
(на каждой зоне, дети так же находили незаконченные работы мастеров : в селе Гжель две глиняные тарелочки, село Хохлома две деревянные доски, село Городец две деревянные доски, Дымково – две игрушки, в Филимоново – две свистульки. Марфа сносила их в Мастерскую.)
Интерактивная игра на закрепление «Найди узор (орнамент)».
На экране появляется та или иная посуда или игрушка, ниже вариантов узоров или орнаментов (4-5 вариантов, ребенок должен выбрать подходящую и правильную картинку. (10 слайдов, на каждого присутствующего ребёнка) Выберите один лишний элемент узора, относящийся к другой росписи (филимоновская)
2 слайд: Какая игрушка лишняя? Почему?
3 слайд: Найдите подходящую часть элемента юбки для барышни?
4 слайд: Найдите лишнюю игрушку?
5 слайд: Найдите лишний элемент росписи?
6 слайд: Найдите фрагмент городецкой росписи.
7 слайд: Найдите лишний предмет.
8 слайд: Найдите лишний элемент.
9 слайд: Найдите лишнюю роспись.
10 слайд: Молодцы, ребята!
Продуктивная деятельность.
Воспитатель: Дорогие ребята, вот мы и добрались до нашей мастерской.
Вы можете выбрать по желанию любую понравившуюся работу и закончить её. Мы превращаемся в настоящих мастеров. Не забываем и правилах безопасности, надеваем фартуки.
Дети выполняют работу под музыку. Слайд 19 По необходимости воспитатель с Марфой помогают детям.
По окончании работы, устраиваем ярмарку, (слайд 20) но у нас нет красивой витрины.
Марфа: ребята, витрина для Ярмарки с лишком скучная и не яркая. Как же можно её украсить, прежде чем выставим ваши прекрасные работы?
Дети вспоминают про подаренные Марфой платочки и решают соединить их между с собой (пришита липучка, получается скатерть, на неё и выставляются работы! Дети выкрикивают заклички!
Появляются мастера, благодарят ребят, дарят подарки и обещают больше не лениться и всегда трудиться!
Дети говорят 2-3 пословицы о труде и лене.
Прощаются с Марфой и возвращаются в детский сад!