Ольга Щербакова
Конспект занятия по математики в подготовительной группе «Точка. Линия. Прямая и кривая линии»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по математики в подготовительной группе Занятие №11
Тип занятия : открытие нового знания
Тема: «Точка. Линия. Прямая и кривая линии»
Цель:
- Сформировать представление о точке, прямой и кривой линиях, о том, что через одну точку можно провести сколько угодно прямых линий, а через две точки – только одну прямую и сколько угодно кривых линий.
Публикация «Конспект занятия по математики в подготовительной группе „Точка, Линия, Прямая и кривая линии“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Точка и линии
- Темочки
- Тренировать умение чертить прямые и кривые линии, пользоваться линейкой.
- Сформировать умение работать в группе, выполнение действий по алгоритму.
Материал :
Рисунок к игре «Запомни дорогу» на каждого ребёнка.
Ход занятия:
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в познавательную деятельность.
Воспитатель:
- Как вы думаете, можно ли маленьким детям куда – либо уходить одним?
- Почему вы считаете, что этого делать нельзя? (Ответы детей)
Воспитатель:
- Крошка енот жил на краю леса вместе с папой и мамой. Каждое утро родители отправлялись по делам, Крошке еноту строго – настрого запрещали уходить далеко от дома, чтобы не заблудился. Как - то раз Крошка енот услышал от болтливой сороки, что на берегу озера, которое находится за лесом, растёт вкусная трава, и решил, пока родителей нет дома, сходить за этой травой и принести её к обеду.
Воспитатель:
- Как вы думаете, правильно ли решил поступить Крошка енот?
- Предлагаю вам понаблюдать за малышом и, в случае необходимости, оказать ему помощь.
- Хотите?
Игра «Запомни дорогу»
Дидактические задачи: актуализировать способ ориентации по элементарному плану.
Ход игры:
На доске висит рисунок из демонстрационного материала.
Воспитатель:
- Ребята обратите внимание, что от дома до озера очень далеко.
- Увидела болтливая сорока, что Крошка енот один идёт, и спрашивает:
Сорока: Куда идёшь, малыш?
Крошка енот: За вкусной травой к дальнему озеру.
Сорока: А дорогу туда знаешь?
Крошка енот: Нет, не знаю.
Пожалела его сорока и говорит: Я полечу, а ты иди за мной, да запоминай дорогу! Обратно одному идти придётся, у меня дела в соседнем лесу. И запомни: идти обратно можно только той же дорогой, если пойдёшь другим путём – жди неприятностей.
Воспитатель:
- Крошка енот просит вас помочь ему.
- Хотите помочь Крошке еноту?
- Что нужно для того, чтобы запомнить дорогу? (надо внимательно смотреть, мимо чего идёшь, в каком месте в какую сторону поворачиваешь)
Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
- создать мотивационную ситуацию для формирования представления о точке и линии.
- сформировать под руководством воспитателя опыт фиксации затруднения понимания его причины, опыт целеполагания.
Воспитатель проводит пальцем кривую линию от домика до озера и прсит детей повторить это путь, но в обратную сторону. Как правило, дети не могут этого сделать.
Воспитатель:
- Смогли ли вы вместе с Крошкой енотом запомнить дорогу? (Нет)
- Почему не смогли? (Потому что в лесу нет ни тропинок, ни дорог, а вокруг очень много похожих деревьев, и мы не знаем, как в таком случае запомнит дорогу)
- Значит, что нам сейчас нужно узнать? (Нужно узнать способ, который поможет найти обратную дорогу)
Открытие нового знания.
Игра «Дорога»
Дидактические задачи:
- сформировать представления о точке, прямой и кривой линиях.
- закрепить способ преодоления затруднения «если чего – то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по образцу»
Воспитатель:
- Как это можно узнать? (Можно посмотреть в книге, можно придумать самостоятельно, а потом проверить себя по образцу)
- Попробуйте самостоятельно придумать способ.
Выслушиваются все ответы детей. Если дети не предложат решения, можно вспомнить сказку «Мальчик- с - пальчик»
Воспитатель:
- Что делал герой сказки для того, чтобы найти обратную дорогу домой (Бросал на дорогу камешки)
- Какого размера были эти камешки? (Они были очень маленькими, ведь Мальчик – с – пальчик положил их в карман, чтобы никто не заметил)
«Нарисуй дорожку от домика до озера точками»
Дети выполняют задание на листах – вкладках в учебнике – тетради.
Воспитатель:
- Как вы изобразите маленькие камешки?
Совместно с воспитателем дети приходят к выводу о том, что камешки они будут изображать точками.
Воспитатель:
- Как вы будите рисовать точку?
Уточняется, что точка рисуется концом карандаша, которым дотрагиваются до бумаги.
Воспитатель:
- Как вы думаете, камешки надо бросать близко друг от друга или далеко? (ответы детей)
- Почему вы думаете, что близко? (Ответы детей)
Дети самостоятельно рисуют точки.
Воспитатель:
- Что вы сейчас нарисовали?
Как правило, дети отвечаю, что они нарисовали точки. Воспитатель относит чей - либо рисунок подальше от детей.
Воспитатель:
- Что Миша изобразил на рисунке? (Дорожку)
Воспитатель:
- Миша изобразил дорожку точками. Он поставил точки так близко, что они слились в одну линию.
- Линия получается из множества точек, которые стоят рядом друг с другом.
- Как по - другому можно нарисовать линию? (Ответы детей)
- Линию можно изобразить карандашом или ручкой, проведя ими по бумаге.
Дети проводят линию, соединяя между собой нарисованные точки.
Воспитатель на рисунке, расположенном на доске, проводит прямую дорогу от домика до озера.
Воспитатель:
- Чем этот рисунок отличается от тех, которые сделаны вами?
Дети называют дорожки – прямая и кривая.
Воспитатель:
- Делаем вывод: линии могут быть прямыми и кривыми.
- Крошка енот благодарит вас за помощь. Теперь он найдёт обратную дорогу.
Итог:
Дидактические задачи:
- сформировать первичный опыт осмысления собственной деятельности, фиксирования достижения запланированного результата и условий, которые позволил его сделать.
- Кому вы сегодня помогли?
- Что полезного сделали?
- Какие знания дали вам возможность вывеси Крошку енота из леса, построить дороги, проложить тропинки.
Конспект занятия по математики в подготовительной группе Занятие №12
Тип занятия : открытие нового знания
Тема: «Луч. Отрезок»
Цель:
- Сформировать представления о луче, отрезке и способе их черчения с помощью линейки;
- Сформировать опыт действия по алгоритму и выражать в речи выполненные шаги.
Ход занятия:
Игра «Солнце»
Дидактические задачи:
- тренировать умение чертить прямую линию с помощью линейки;
- сформировать представление о луче;
- сформировать опыт действия по алгоритму и выражать в речи выполненные шаги.
«Дорисуй картину»
Воспитатель:
- Таня начала рисовать картину.
(рисунок солнца без лучей)
- Как вы думаете, какую погоду она хотела изобразить? (хорошую, солнечную)
- Закончила Таня свою работу? (нет)
- Почему вы так думаете? (Потому что у солнца нет лучей)
- Таня дорисовала картину так.
(рисунок солнца с «кривыми» лучами)
Воспитатель:
- Всё ли правильно нарисовала Таня? (нет)
- Что на картине неверно? (кривые лучи)
- Что нужно для того, чтобы нарисовать прямые лучи? (нужна линейка)
- Предлагаю вам правильно нарисовать солнечные лучи.
- Как вы будете рисовать лучи?
Дети рассказывают:
- Надо плотно прижать линейку к кругу – солнцу и провести линию. Воспитатель проделывает названные действия на доске.
(рисунок солнца с прямыми лучами)
После того как дети нарисуют солнечные лучи, воспитатель задаёт вопросы.
Воспитатель:
-Чем похожи лучи, которые вы нарисовали (они все прямые)
- Все ли лучи одинаковые по длине? (Нет. Длина у лучей разная.)
- Как вы думаете. Можно было бы нарисовать более длинные лучи? (Да)
- В какую сторону – к солнцу или от солнца вы рисовали лучи? (От солнца)
- Можно ли продолжить луч в другую сторону? (Нет)
- Покажите начало луча.
- Есть ли у луча конец? (Нет)
Воспитатель на доске делает рисунок, обращая внимание детей на обозначение начала луча (/ ….)
Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
- сформировать знания об отрезке, способе его рисования.
Воспитатель предлагает детям на листе бумаги нарисовать отрезок.
Возникает затруднение. так как дети не знают, что это такое.
Воспитатель:
- Смогли вы выполнить задание? (Нет)
- Почему не смогли (Потому что не знаем, что такое отрезок, и поэтому не умеем его чертить)
- Значит, что нам сегодня нужно узнать? (Надо узнать, что такое отрезок и научиться его чертить)
- Как это можно узнать? (Можно спросить у того, кто знает, можно посмотреть в книге, можно придумать самостоятельно, а затем проверить по образцу)
Воспитатель показывает нитку.
Воспитатель:
- На что похожа эта нитка? (На прямую)
Затем воспитатель прикрепляет на один конец нитки пластилиновый шарик.
- На что похожа эта нитка? (На луч)
- Где у этого луча начало? (Дети показывают на пластилиновый шарик)
Воспитатель прикрепляет на другой конец ещё пластилиновый шарик.
- Сколько концов получилось у этой прямой (Два)
Воспитатель:
- Часть прямой, у которой есть два конца, называется отрезком.
Воспитатель на доске под изображением луча рисует отрезок, обозначает его концы. (/. /)
Воспитатель:
- Сможете ли вы теперь выполнить задание и нарисовать отрезок?
Дети делают рисунок на своих листах.
Работа в учебнике – тетради «Игралочка – ступенька к школе» ч. 4(1)
Дидактические задачи:
- Закрепит представление об отрезке, способе его черчения с помощью линейки;
- Тренировать умение ориентироваться по элементарному плану, уточнить пространственные представления;
- Сформировать опыт действия по алгоритму, проговаривая его основные шаги.
Воспитатель:
- Ваня очень любит читать книги о пиратах. В одной из таких книг рассказывалось, что пираты похитили у принцессы её сокровища и спрятали их. В книжке был рисунок – план, по которому можно определить, где пираты зарыли сокровища.
Воспитатель:
- Рассмотрите план. Чтобы раскрыть место, где зарыт клад, надо нарисовать отрезки между точками 1и 2, 3 и 4. В том месте, где они пересекутся. И находится клад.
- Найдите точки 1и 2
- Нарисуйте отрезок между этими точками.
Как вы будете его рисовать? (Линейкой соединим точки 1 и 2, прижмём линейку к бумаге и нарисуем отрезок)
- Нарисуйте отрезок между точками 3 и 4.
- Теперь найдите точку в которой пересеклись отрезки и расскажите, где зарыт клад. (Справа от цветочной поляны, слева от озера, между цветочной поляной и озером, перед ёлкой)
Итог:
Дидактические задачи:
- сформировать первоначальный опыт осмысления собственной деятельности, фиксирования достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь.
- Чем вы помогли Тане?
- Какие новые знания вам помогли дорисовать солнце, выполнить задание, найти клад?
Конспект занятия по математики в подготовительной группе Занятие №13
Тип занятия : открытие нового знания
Тема: «Незамкнутые и замкнутые линии»
Цель:
- Сформировать представления о замкнутых и незамкнутых линиях, тренировать умение рисовать линии;
- Закрепить представления о смысле сложения и вычитания. Тренировать умение составлять задачи по картинкам и решить их, писать (печатать) цифры 1-3.
- Закрепить пространственные представления;
- Сформировать опыт работы в команде, понимания схемы и условных обозначений, выполнения действий по правилу.
Ход занятия.
Введение в ситуацию
Дидактические задачи:
- мотивировать детей на включение в познавательную деятельность.
Воспитатель:
- У кого из вас есть младшие братья и сестры?
- Играете ли вы сними?
- Какие книжки больше нравятся малышам – с картинками или без них?
- Знаете ли вы, как называется человек, который рисует картинки для гниг? (Художник – иллюстратор)
- Предлагаю вам стать художниками – иллюстраторами.
- Хотите нарисовать картинки для книг, т. е. проиллюстрировать их?
- Сможете это сделать?
Игра «Художники»
Дидактические задачи:
- тренировать умение рисовать линии;
- сформировать опыт работы в группе (команде).
Материал к игре :
По количеству детей: чистые листы, простые карандаши, линейки.
Воспитатель:
- Надо нарисовать иллюстрации к четырём книгам, поэтому надо разбиться на 4 команды.
- Одной группе художников нужно проиллюстрировать сказку о ласточках (показывает на одну группу детей). Нарисуйте туго натянутый провод, на котором любят сидеть ласточки.
- Другой группе художников надо нарисовать картинки к рассказу о весне. Нарисуйте тоненький весенний ручеёк.
- Третьей группе художников для сказки «Разные клолёса! (Сутеева, надо нарисовать колесо.
- Четвёртой группе художников для сказки «Пых» надо нарисовать огурец.
- Рисунки должны быть выполнены одной линией.
Команды начинают работу одновременно. После окончания все работы дети приносят на один стол и рассматривают их.
Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
- создать мотивационную ситуацию для оформления представления о замкнутых и не замкнутых линиях;
- сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.
Воспитатель:
- Молодцы, хорошо справились с работой. Выпуск книги – процесс длительный и для того. Чтобы иллюстрации за это время не потерялись, их нужно разложить по коробкам.
На стол кладётся два листа бумаги – «коробки».
Воспитатель:
- Разложите рисунки по двум коробкам, но так, чтобы в каждой коробке лежали чем – то похожие рисунки, т. е. все линии которые вы нарисовали, надо разделить по какому либо признаку на две части.
(Как правило, дети начинают делить линии на прямые и кривые, поскольку геометрические фигуры не ассоциируются у детей с линиями.)
Возникает затруднение, т. к. дети не знают, куда определить геометрические фигуры.
Воспитатель:
- Сумели ли вы разложить все рисунки по коробкам? (Нет)
- Почему не смогли? (Потому что не знаем, с помощью какой линии нарисованы круг и овал, и поэтому не знаем, куда их деть)
- Что нам сейчас нужно узнать? (Надо узнать, с помощью каких линий изображены геометрические фигуры)
Открытие нового знания
Дидактические задачи:
- сформировать представления о замкнутых и незамкнутых линиях;
- актуализировать способы получения информации.
Воспитатель:
- Что нужно сделать, если чего - то не знаешь, а хочешь узнать? (Можно спросить у того, кто знает, можно посмотреть в книге, можно попробовать самостоятельно догадаться).
- Попробуйте догадаться самостоятельно.
Воспитатель медленно рисует круг на доске. Нарисовав до середины, воспитатель задаё т вопрос:
- Что я сейчас рисую? (линию)
- Какую линию я сейчас рисую? (кривую)
Закончив рисовать круг, воспитатель задаё т вопрос:
- С помощью чего я сейчас изобразила круг? (с помощью кривой линии)
- Покажите у это линии начало и конец.
Дети показывают место, откуда начиналось рисование.
- Чем линия, которую я только что нарисовала, т. е. круг, отличается от такой линии (воспитатель рисует на доске кривую не замкнутую линию?
(Когда мы рисуем круг, то начинаем и заканчиваем рисовать линию в одной точке, а у кривой линии, нарисованной на доске, начало и конец находятся в разных точках.
Воспитатель:
- Предлагаю вам ещё раз разложить картинки по коробкам. (начало и конец линий находятся в одной точке и начало и конец линий в разных точках) Дети выполняют задание.
Воспитатель:
- На коробках надо написать названия линий, чтобы потом можно было легко их найти.
- Как бы вы назвали линию, у которой совпадают начало и конец?
Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель вводит новое слово – Замкнутая линия.
- Как называется линия, у которой начало и конец не совпадают? Незамкнутая линия.
Вывод:
- Линии, у которых начало и конец не совпадают, называются незамкнутые.
- Линии, у которых начало и конец находятся в одной точке, называются замкнутыми.
Дети открывают тетрадь по закладке и рассматривают образец.
Воспитатель:
- Кто из зверушек, изображенных на картинке, идёт по дорожке, изображённой замкнутой (незамкнутой) линией (ёжик (заяц)
Игра «Верёвочка»
Дидактические задачи:
- организовать двигательную активность;
- закрепить представление о замкнутой и незамкнутой линиях;
- сформировать опыт работы в команде.
Воспитатель:
- Слышали ли вы выражение «Сделал дело – гуляй смело»?
- Как вы его понимаете? (ответы детей)
- Предлагаю отдохнуть и поиграть в верёвочку.
Дети берут в руки длинную верёвку.
Воспитатель:
- Ребята, сделайте из верёвки круг.
Дети самостоятельно выполняют задание., соединив концы верёвки.
Воспитатель:
- Что обязательно нужно было сделать, чтобы выполнить задание? (Нужно было соединить концы верёвки)
- Какая лния у вас была с начала? (Незамкнутая)
- Какая линия у вас получилась потом? (Замкнутая)
- Чем отличаются эти линии?
После этого дети могут сделать из верёвки прямую линию, овал, кривую линию.
Работа в учебнике – тетради «Игралочка – ступенька к школе»ч. 4 (1)
Стр. 25.№1
Дидактические задачи:
- закрепить представления о замкнутой и незамкнутой линии, тренировать умение рисовать (чертить) линии;
- закрепить пространственные представления;
- уточнить представления о взаимосвязи части и целого, тренирвать умение составлять числовые равенства на сложение и вычитание, тренировать умение писать (печатать) цифры 1-3.
Воспитатель:
-Ребята, предлагаю вам помочь ёжику навести порядок в своей кладовке.
- Положите в синий пакет только грибы, т. е. проведите синим карандашом линию так, чтобы в нутрии оказались грибы, морковка была с наружи.
- Как называется линия, которую вы провели? (Кривая, замкнутая)
- Ёжик просит положить в жёлтый мешок морковку, т. е. провести жёлтым карандашом линию так, чтобы только морковка оказалась внутри, а грибы снаружи.
- Ёжик просит все плоды положить в красный мешок, т. е. провести линию красным карандашом так, чтобы внутри были и грибы и морковь.
- Чем похожи синяя, жёлтая и красная линии? (Эти линии кривые, замкнутые)
- Сколько всего плодов в кладовке у ёжика? (3 плода)
- На какие части вы их разделили (Одна часть – грибы, другая часть – морковь)
- Чему равны части (2 и 1)
- Какое равенство можно составить?
Сначала дети проговаривают, затем записывают равенство в тетради.
Для проверки выполнения задания воспитатель помещает на доску образец.
Итог:
Дидактические задачи:
- сформировать опыт осмысления собственной деятельности, фиксирования достижения запланированного результата и условий. Которые позволили его достичь.
- Что вы сегодня делали?
- Какие трудности у вас возникли?
- Как вы думаете, почему вам удалось разложить рисунки по коробкам
.