Лобжанидзе Русудана Резовна
Конспект занятия по математике в старшей группы «Сложение»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по математике в старшей группы «Сложение»
Цель: Формировать представление о сложении, как объединении групп предметов. Познакомить со знаком «+»; Закрепить знание свойств предметов.
Задачи:
1. сформировать представление о сложении как объединении групп предметов, о записи сложения с помощью знака +;
Публикация «Конспект занятия по математике в старшей группы „Сложение“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сложение и вычитание. Знаки «плюс» и «минус»
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
- Совершенствовать умение решать задачи на сложение;
2. тренировать умение выделять и называть свойства предметов, умение сравнивать предметы по свойствам;
- Совершенствовать знания о геометрических фигурах, форме, цвете предметов;
3. тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение,, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества, мелкую моторику рук. ;
.
Интеграция образовательных областей: познавательная, речевая, художественно – эстетическая, физическая, социально – коммуникативная.
:
Материалы к занятию
1. Игра «Разбитая ваза» (по 1 вазе на каждого ребенка). Все вазы одинаковы, разрезаны по-разному
2. Набор картинок, карточки со знаком «+ и =», геометрические фигуры: круги и треугольники
3. Модели трёх «мешков», изготавливаются из альбомного листа.
4Карточки-билеты для посадки в трамвай к заданию
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире, развивать речь.
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель: Ребята, когда я шла в садик встретила зайчика. Он был очень грустными. Он узнал, что я работаю в детском саду и он попросил меня забрать его к нам в группу. Вы знаете, он очень любознательный? Ребята а давите познакомимся с ним.
Дети знакомятся и узнают, что его зовут Степашка
Его друзья загадали ему загадку, но он не знает ответа и просить у вас помощи. Ну что поможем Степашке?
Дети: Поможем.
Воспитатель: читает загадку:
Числа плюсом прибавляем
И ответ потом считаем.
Если «плюс», то, без сомнения,
Это действие … («сложение»)
Воспитатель: Ребята, Степашка хочет узнать, что такое сложение. Я вам сейчас расскажу одну историю: «Мама попросила Степашку сходить с ней в магазин. Пока мама собиралась, Степашка со своими братьями затеяли игру в салочки.
- Как вы думаете, правильно они поступили затеяв игру дома в салочки?
- Почему?
Вовремя игры они уронили любимую мамину вазу и разбили ее.
Воспитатель предлагает детям исправить положение.
- Как это можно сделать? (Можно вазу склеить.)
2. Актуализация знаний
Игра «Разбитая ваза».
Дидактические задачи:
1. Актуализировать представление о целом и его частях, взаимосвязи между ними, умение составлять целое из частей;
2. Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, речь, коммуникативные качества.
Дети на столах находят разрезанные на две части изображения ваз (на каждого). Все части перемешаны.
Воспитатель рассказывает, что ваза разбилась на 2 части, и предлагает помочь Тане и Ване сложить вазу из двух частей. Каждый ребенок должен сложить одну вазу.
Воспитатель задаё т вопрос:
- На сколько частей была разбита ваза? (На 2 части.)
- Покажите одну часть, другую часть.
- Что вы сделали для того, чтобы ваза стала целой? (Мы сложили части.)
- Что больше – целая ваза или любая ее часть? (Целая ваза больше любой ее части.)
Работа с раздаточным материалом.
Воспитатель: У вас на столах модели мешков и геометрические фигуры (2 набора в каждом по 1 круг и по 3 треугольника карточки со знаками «+» и «=». Положите в 1-ый мешок 1 круг, а во второй 3 треугольника. На доске все действия дублируются.
- Проверьте, что лежит в 1-ом мешке? (1 круг)
- Что лежит во втором мешке? (3 треугольника)
- Сложите все эти фигуры в общий большой мешок. Что получилось? (1 круг и 3 треугольника)
Воспитатель : Что мы сделали с фигурками?
Дети: Собрали и сложили в общий большой мешок. Объединили их
Воспитатель: Верно, обе части первый и второй мешок мы объединили в одно целое, то есть сложили.
Воспитатель: Давайте еще раз вспомним что мы сделали.
- В первом мешке сложили один круг– это первая часть.
- Во втором мешке 3 треугольника (– это вторая часть.
- Что было потом? (все фигуры объединили, сложили). Мы сложили две части и получили целое. Чтобы показать сложение, не обязательно ссыпать все фигуры вместе, можно поставить между частями знак «+».
-Мы получили две суммы. Как вы думаете равны левая и правая часть суммы?. (слева 1 круг и 3 треугольника, и справа 1 круг и 3 треугольника Суммы равны).
-Какой знак мы можем поставить между ними? (знак «=»).
А теперь ребята вы устали давайте сделаем физкультминутку:
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнем,
А потом гулять пойдем.
Игра «Трамвай».
Дидактические задачи:
1. Закрепить представления о действии сложения и его записи с помощью знака +;
2. Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, воображение.
Ребята наверно родители Степашки волнуются, что его так долго нет. А давайте мы его отвезём домой.
- На чем можно ездить по городу?
Дети перечисляют городской транспорт. Выбираем, например, трамвай.
Для того чтобы сесть в нужный трамвай, каждый ребенок получает карточку, на которой нарисованы два мешка с лежащими в них геометрическими фигурами и стоящим между ними знаком +. В каждом мешке должно быть по одной фигуре.
Воспитатель раздает детям билеты.
На стульях, стоящих в разных местах группы, размещены карточки с нарисованными на них большими мешками с геометрическими фигурами. Каждый ребенок должен выполнить сложение и подойти к тому «трамваю», на которых находится соответствующий номер, то есть результат сложения.
Задание проверяется индивидуально у каждого ребенка. Карточки-билеты у детей забираются.
Приехали. Наша остановка. Вернулись в детский сад
Сели за столы
Работа в тетради.
Дидактические задачи:
1. Закрепить представления о действии сложения и его записи, тренировать умение складывать группы предметов и записывать это с помощью знака +;
2. Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, мелкую моторику рук.
№1. Дети садятся за столы. Воспитатель предлагает рассмотреть задание.
- В какой магазин заехали брат и сестра? (В булочную.)
- Что несла из булочной Таня? (3 баранки.)
Это целая покупка или ее часть? (Часть.)
Что нес Ваня? (Батон – это другая часть.)
Воспитатель предлагает детям выполнить сложение.
- Какой знак поставили между мешками для того, чтобы было понятно, что надо сложить бублики и батон? (Знак +.)
- Как вы будете выполнять сложение?
Дети вместе с воспитателем проговаривают: сначала в большом мешке нарисую первую часть, то есть 3 круга, потом – вторую часть, то есть 1 овал.
- Как проверить, правильно ли выполнили сложение? (Надо провести волшебные ниточки.)
- Какой знак нужно поставить между маленькими мешками и большим мешком? (Знак =.)
Правильность выполнения задания дети проверяют по образцу, который выставляет воспитатель.
Далее воспитатель рассказывает детям о том, что, придя из магазинов, Таня с Ваней сели на диван и стали вспоминать Африку, свою встречу с козликами, о том, как они их кормили этих братьев.
Итог занятия.
Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.
Воспитатель собирает детей около себя.
Вам понравилось занятие? (да)
Кому мы сегодня помогли?
Какое действие мы выполнили с геометрическими фигурами? (сложение
Какой знак показывает, что мы разные части объединили в целое? (знак +)
На каком транспорте мы поехали?
Спасибо, ребята, вы все молодцы!
Совать