Ольга Шаповалова
Конспект занятия по математике в старшей группе «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по математике в старшей группе
«В гостях у сказки»
Цель: познакомить детей с единицей измерения длины – метр, сантиметр.
Задачи:
Образовательные
- дать представление детям о метровой линейке, как единицы измерения больших величин.
- дать представление о старинных мерах измерения длины (пядь, локоть).
- упражнять в измерении длины предметов разными способами.
- закреплять умение работать с линейкой (сантиметровой, метровой).
Публикация «Конспект занятия по математике в старшей группе „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие:
Способствовать развитию логического мышления, целенаправленного внимания, рассудительной речи.
Развивать умение применять математические знания в новых обстоятельствах.
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес к математике.
Помочь детям взглянуть на знакомое содержание сказки по – новому.
Материал : карточки с точками, линейки, карандаши простые, ленты разной длины, ширины и цвета, метровая линейка, столы, ножницы, смайлики детям (грустный и веселый, тетради, бумажная кукла – принцесса, коробочка с угощением.
Ход:
Воспитатель обращает внимание детей на гостей, дети приветствуют их. Далее проводится организационный момент.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем на право,
А теперь пойдем на лево.
В центре круга соберемся,
Улыбнемся, подмигнем
И работать мы начнем.
Воспитатель. Ребята, вы любите слушать сказки? А вы хотели бы попасть в сказку и помочь нашим героям?
Дети. Да!
Воспитатель. Сегодня я вам расскажу одну сказку, эта сказка не простая, волшебная, с математическими вопросами и заданиями. А чтобы попасть в сказку нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова “ 1, 2, 3.4,5, вокруг себя покружись, и в сказке очутись.
Воспитатель. Открываем глаза. Итак, наша сказка начинается. В некотором царстве, в некотором государстве, жил был царь. И была у него дочь - красавица. Уехал как-то царь по своим делам, а дочка осталась дома одна. Вдруг откуда не возьмись, налетел колдун, схватил царевну и унес ее в другое царство - государство. Вернулся отец царь, а дочери нет, тогда попросил Ивана-царевича отыскать царевну. Пошел Иван-царевич на поиски, и повстречал Кощея Бессмертного. Пообещал помочь Кощей Царевичу, но нужно выполнить задания. Ну что же дети, поможем Ивану Царевичу ответить на вопросы Кощея Бессмертного?
Дети. Поможем!
Задание №1
Обратите внимание на стол, на нем лежат карточки, я предлагаю вам взять любую. На карточках изображено разное количество точек, посчитайте их и запомните. Я буду вам задавать вопросы, отвечать на которые необходимо подниманием карточки и говорим ответ вслух.
- сколько углов у треугольника? (3)
- сколько времени года вы знаете? (4)
- сколько лучей у звезды? (5)
- сколько лапок у божьей коровки? (6)
- сколько ушей у зайца? (2)
- сколько щупальцев у осьминога? (8)
- сколько козлят было у козы? (7)
- какая цифра стоит между цифрами 8 и 10 (9)
- сколько раз в году бывает день рождения? (1)
- сколько пальцев на двух руках? (10)
Воспитатель. Молодцы, отлично справились с заданием Кощея.
Кощей дал Царевичу волшебную палочку (линейка) и отправил к Бабе Яге. Воспитатель предлагает детям пройти за столы.
Иван Царевич показал волшебную палочку Яге (воспитатель показывает линейку)
Что это, ребята? (ответы детей).
Для чего она нужна? (ответы детей).
Да правильно, линейкой измеряют длину, ширину и высоту. А она ему сказала, что не умеет этим прибором измерять, а как она измеряет, сейчас расскажет.
Так вот, древнейшими мерами длины являются локоть, сажень и пядь. Локтем являлась длина от локтя до переднего сустава среднего пальца. Сажень простая — расстояние между размахом вытянутых рук человека от большого пальца одной руки до большого пальца другой, пядь — расстояние от конца большого пальца до конца указательного при наибольшем возможном их раздвижении. (воспитатель показывает, как измеряли локтем и пядью).
Задание №2
Воспитатель. Баба Яга передала две длинные ленты на всех, измерить их нужно пядью. Как вы думаете, это легко? (ответы детей)
Воспитатель. Ну, давайте, будем пробовать. (воспитатель начинает считать и сбивается, просит одного из детей посчитать, дети измеряют ленты и должны прийти к выводу, что это очень долго и неудобно).
Воспитатель. Такой меркой, как предложила Баба Яга измеряли очень давно, в наши дни используют вот такие линейки. На них отмечено много сантиметров. На этой линейке сразу сто сантиметров!
- Давайте, измерим, сколько же сантиметров длина наших лент (воспитатель помогает измерять).
- Какая лента самая длинная, каким она цветом?
- Какая лента широкая, каким она цветом?
Воспитатель. Ну и это еще не все, баба Яга подарит вам всем по ленточке, если вы отмерите ее себе, ленточка должна быть одной пяди (дети с помощью воспитателя отмеряют ленты, воспитатель отрезает ножницами). Дети садятся за столы.
Воспитатель. Ребята, вы довольны, никто не обижен, у вас у всех ленты одинаковые? (ответы детей)
Давайте, их измерим. Как можно измерить? (дети предлагают способы измерения) Измеряют предложенными способами (накладывания, прикладыванием, линейкой). Дети замечают разницу результатов; рассуждают, что у кого-то из них рука (ладонь) больше, у кого-то меньше.
Воспитатель. Какой мы сделаем вывод, что при измерении одинаковой длины даже одной условной меркой получаются разные результаты, мерка пядь не дает точного результата. Делают выводы, что точно можно измерить только линейкой. И с этим заданием мы справились. А я приглашаю вас на физминутку.
Физминутка.
Поработали, ребятки,
А теперь все на зарядку!
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы вместе с вами.
Влево, вправо повернитесь.
Наклонитесь, повернитесь.
Руки вверх и руки в бок.
И на месте прыг, да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем дети шаг,
И на месте стой! Вот так.
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно.
Дети садятся за столы.
Отправила баба Яга Иван Царевича к мальчику с пальчик (это вот такой, с вершок, показ: первая фаланга большого пальца). Он хоть и маленький, а очень любит заниматься, приготовил вам задания в тетради.
1. Из четырех отрезков нужно найти два одинаковых, измерив их с помощью линейки, записать математическими знаками.
2. Начертить с помощью линейки отрезки так, чтобы нижний отрезок был короче верхнего, запись выполнить с помощью знаков сравнения и цифр.
Молодцы, вы и с этим заданием справились. Иван Царевич загрустил, все задания выполнили, а принцессу так и не нашли. А мальчик с пальчик подмигнул ему и говорит.
- Вон видишь, гости сидят и на нас глядят.
Отвечает Иван Царевич: - Вижу.
- Так вот, пусть ребята отсчитают седьмого гостя и подойдут к нему, принцесса там. (дети отсчитывают, подходят к гостье - педагогу и получают принцессу - бумажную куклу с коробочкой, в которой угощение). Воспитатель заглядывает в коробочку и говорит детям, что покажет, что в ней после того, как они снова окажутся в группе.
Говорим слова: 1.2,3,4,5 вокруг себя покружись снова в группе очутись.
Ребята, расскажите, что делали на занятии, и что нового узнали.
Рефлексия.
Ребята, на столе лежат смайлики, веселые и грустные, если вам понравилось сегодня заниматься, то возьмите и поднимите вверх веселого смайлика, а если не понравилось, то грустного. Вот и подошло наше приключение к концу, спасибо всем.