Ангелина Александровна Джола
Конспект занятия по математике в старшей группе «Счёт в пределах 10»
▼ Скачать
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Форма: игра-занятие.
Вид: формирование элементарных математических представлений.
Тема: «Космические инженеры»
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная.
Формы организации: групповая, фронтальная.
Публикация «Конспект занятия по математике в старшей группе „Счёт в пределах 10“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 10. Состав числа десять, счёт до десяти
- Темочки
Цель: развитие у детей познавательных интересов и умения решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту, через совместную познавательно-исследовательскую деятельность.
Планируемый результат:
• Дети мотивированы на совместную деятельность; демонстрируют желание помогать игровому персонажу.
• Дети применяют навыки счета в пределах 10; понимают отношения рядом стоящих чисел: 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10; демонстрируют ловкость.
• Дети демонстрируют умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).
• Расслабились, отдохнули. Приготовились к дальнейшей образовательной деятельности.
• Дети составляют геометрических фигур силуэты по расчлененным образцам; демонстрируют желание работать в команде и слушать друг друга.
• Дети проявляют умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.
• Демонстрируют умение формулировать вывод ОД и анализ процесса собственной деятельности.
• Сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах.
Задачи:
Воспитательная: воспитывать желание помогать игровому персонажу; воспитывать желание работать в команде и слушать друг друга.
Развивающая: совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношения рядом стоящих чисел: 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10; развивать крупную моторику и ловкость; продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских); развивать логику, мелкую моторику и воображение.
Обучающая: учить детей составлять из геометрических фигур силуэты по расчлененным образцам; учить ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.
Принципы дошкольного образования:
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;
• содействие и сотрудничество детей и взрослых;
• признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• возрастная адекватность дошкольного образования.
Принципы воспитания: принцип самостоятельности, активности.
Принципы обучения: принцип наглядности, принцип доступности, принцип систематичности и последовательности, научности, деятельности.
Методы воспитания: поощрение, мотивация на совместную деятельность, создание положительного эмоционального фона, создание ситуации успеха.
Методы обучения: беседа, инструкция, упражнение, чтение художественного слова, объяснение, демонстрация, стимулирование занимательным содержанием.
Оборудование: ИКТ, мяч, пластмассовые геометрические фигуры, карточки с изображением предметов, конверт с танграмом и схемами, лист бумаги, карандаш, иллюстрация с лабиринтом.
Предварительная работа: беседа с детьми о празднике 12 апреля – “День космонавтики”; рассматривание предметных картинок с изображением первых космонавтов, спутников Земли, космических станций; первоначальное знакомство с солнечной системой; продуктивная деятельность: рисование, аппликация на тему «космос»; беседа о профессии «инженер»; сюжетно-ролевая игра «Космонавты»; лего-конструирование «Космический корабль».
1. Мотивация на совместную деятельность
Задачи: собрать внимание детей и смотивировать их на совместную деятельность; воспитывать желание помогать игровому персонажу.
Воспитатель предлагает детям пройти на ковёр и встать в круг. Воспитатель обращает внимание на экран телевизора, где изображены космонавты.
- Ребята, посмотрите кто это? (Космонавты)
Воспитатель читает письмо.
- Здравствуйте, ребята. Мы – отважные космонавты. Мы отправились в экспедицию на планету Марс, но наши ракеты потерпели крушение, и теперь мы не можем вернуться домой на Землю. Спасите нас, пожалуйста.
- Ну что, ребята, спасём космонавтов? (ответы детей)
- Ребята, а кто строит космические корабли? (инженеры) Я вам предлагаю стать настоящими инженерами и построить спасательные ракеты, вы согласны? (ответы детей)
2. Основная часть
2.1 Дидактическое упражнение «Отсчёт» и «Соседи числа»
Задачи: совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношения рядом стоящих чисел: 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10; развивать крупную моторику и ловкость.
Воспитатель мотивирует детей на дальнейшую деятельность.
-Ребята, для того, чтобы стать инженерами нам нужно потренировать свой ум, ведь инженеры должны знать много чисел.
Игра проводится с мячом. Воспитатель называет число, передавая мяч ребенку, а дети считают от названного числа до 10.
-Хорошо, с этим упражнением вы справились, а справитесь ли вы с другим?
Воспитатель называет число, а дети его соседей (на один больше и на один меньше). Воспитатель поощряет детей.
2.2 Дидактическое упражнение «Геометрические эмблемы»
Задачи: продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).
Воспитатель обращает внимание на конверт, в котором лежат квадраты, круги и треугольники.
- Ребята, космонавты просят вас поделиться на 3 команды. Для этого они придумали для вас эмблемы.
Воспитатель достаёт из конверта геометрические фигуры.
- Посмотрите, какой формы эти эмблемы? (ответы детей)
Воспитатель раздаёт геометрические фигуры детям.
- Ребята, инженеры не только умные, но и внимательные. Теперь, вам предстоит найти карточки с предметами, форма которых соответствует вашей эмблеме. Каждый находит только один предмет. На счёт один, два, три – найди!
Воспитатель канролирует деятельность детей.
- Молодцы, вы доказали что вы умные и внимательные! Из вас получились настоящие инженеры!
Физминутка
Задачи: способствовать снятию мышечного напряжения, подготовке к дальнейшей образовательной деятельности.
Воспитатель организует физминутку в игровой форме.
- Ну что, устали? (ответы детей) Для инженера очень важен отдых! Давайте отдохнём? (ответы детей)
Всё готово для полёта, (поднять руки вперёд, затем вверх.)
Ждут ракеты всех ребят. (соединить пальцы над головой, изображая ракету.)
Мало времени для взлёта, (марш на месте.)
Космонавты встали в ряд. (встать прыжком – ноги врозь, руки на пояс.)
Поклонились вправо, (влево, наклоны в стороны.)
Отдадим земной поклон. (наклоны вперёд.)
Вот ракета полетела. (прыжки на двух ногах)
Опустел наш космодром. (присесть на корточки, затем подняться.)
2.3 Дидактическое упражнение «Космодром»
Задачи: учить детей составлять из геометрических фигур силуэты по расчлененным образцам; развивать логику, мелкую моторику и воображение; воспитывать желание работать в команде и слушать друг друга.
Воспитатель обращает внимание детей на «космодромы» (столы, на которых изображены геометрические фигуры, соответствующие эмблемам.
-Ребята, нам предстоит отправиться на космодромы, что бы там построить ракеты. Сколько вы их видите? (3) Вам предстоит найти свой космодром. На них изображены ваши эмблемы.
Воспитатель контролирует деятельность детей.
Воспитатель обращает внимание детей на конверты, в которых находится танграм и схема.
-Молодцы. И так, перед вами лежат конверты, в которых находятся схемы и детали ракеты. Вам предстоит своей командой собрать по одной ракете.
Воспитатель контролирует деятельность детей, в случае затруднения – помогает.
2.4 Дидактическое упражнение «Отправляем ракеты»
Задачи: учить ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.
Воспитатель обращает внимание на листы и цветные карандаши, которые приготовлены заранее.
-Молодцы. Вы справились с конструированием ракет. Теперь, нам надо их как то отправить на Марс. Как мы можем это сделать? (ответы детей)
-Посмотрите, перед вами лежат экраны управления. На них мы закодируем ракеты, и тогда они самостоятельно отправятся спасать космонавтов. Вам нужно внимательно слушать команды.
-Нарисуйте круг в центре листа/треугольник в левом нижнем углу/квадрат в правом верхнем углу/овал в левом верхнем углу/прямоугольник в правом нижнем углу.
-Молодцы, вы действительно настоящие инженеры.
3. Подведение итогов
Задачи: помочь детям сформулировать вывод ОД и проанализировать процесс собственной деятельности
Воспитатель приглашает детей пройти на ковёр и встать в круг.
-Ребята, вам понравилось быть инженерами? А что мы делали? Кому было трудно – потопайте, а кому просто – похлопайте. Какие были трудности? Что вам понравилось больше всего? (ответы детей)
4. Открытость
Задачи: ориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах
- Ребята, мне на телефон только что пришёл сигнал от космонавтов. Они уже приближаются к Земле, но к ним на встречу летит метеорит. Давайте поможем им облететь его? (ответы детей)
Воспитатель раздаёт логический лабиринт.