Жаркова Галина Александровна
Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе «Знакомство с цифрой 4»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область
Цель: Познакомить детей с составом числа 4
Задачи:
1. Учить составлять число 4 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.
2. Закреплять навыки порядкового счета в пределах 10.
3. Развивать умение анализировать форму геометрических фигур и их отдельных частей.
4. Закреплять умение последовательно определять и называть дни недели.
5. Развивать мыслительные операции: внимание, память, логическое мышление.
Публикация «Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе „Знакомство с цифрой 4“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 4. Состав числа четыре, счёт до четырех
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Материал :
Демонстрационный: Магнитная доска, 6 кругов, отличные по цвету от модели дома; портрет Буратино.
Раздаточный: Счетные палочки (по 4 шт. для каждого ребенка, наборы геометрических фигур, 2 набора карточек с цифрами от 1 до 7.
Ход занятия:
1 этап. Организационный. (Дети стоят у столов)
Ребята, мне пришло электронное письмо. Хотите узнать, что в нем и кто его написал? (читаю)
- Здравствуйте, дорогие ребята!
Пишет Вам Буратино. Лиса Алиса и Кот Базилио заперли меня в чулане, потому что я не хотел учиться и не слушался Мальвину. Они сказали, что не выпустят меня пока я не решу их задания и не найду Золотой Ключик. А так как я плохо учился, то сам решить задания не могу. Прошу Вас, дорогие друзья, помогите мне, пожалуйста! Ваш Буратино. (повесить на доске портрет Буратино)
- Ну, что. Ребята! Поможем Буратино?
В начале Поиграем в игру «Математическая зарядка» (дети отвечают хором)
- Устный счет от 1 до 10
- Назовите соседей числа 4.
- Назовите число на 1 больше, чем число 3.
- Назовите число на 1 меньше, чем число 5.
- Посчитай от 1 до 4.
- Посчитай от 4 до 1.
Воспитатель: Молодцы, повторили ранее закрепленный материал!Сегодня мы раскроем секрет числа 4 и узнаем, из каких чисел оно состоит.
2 этап. Работа с магнитной доской
Воспитатель: Ребята, чтобы освободить Буратино вам нужно выполнить несколько заданий! Приступим скорее.
Игровое упражнение «Заселим дом»
На магнитной доске модель дома с номером 4 и 6 кругов, отличных по цвету от модели дома.
Воспитатель уточняет у детей номер дома и количество этажей в нем. И объясняет: «На каждом этаже в двух квартирах живет по четыре жильца. На верхнем этаже в квартире слева проживают три жильца, а справа - один жилец. (Кладет круг в пустое окошко.) Сколько всего жильцов на этаже? Сколько жильцов слева? Сколько жильцов справа? Как составили число четыре? (Три и один.) Как еще можно составить число четыре?» (Два и два, один и три.)
Каждая команда предлагает свой вариант и демонстрирует его на доске, поясняя свои действия.
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с данным заданием! А теперь нужно немного размяться. Повторяйте за мной!
Физкульминутка:
Буратино подтянулся
Раз нагнулся, два нагнулся
Руки в стороны развел
Видно, ключик не нашел
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать
Крепче, Буратино стой!
Вот он Ключик золотой!
Буратино подтянулся
Раз нагнулся, два нагнулся
Влево, вправо посмотрел
Подтянулся, тихо сел!
3 этап. Работа с раздаточным материалом.
Воспитатель: Следующее задание, которые приготовили нам лиса Алиса и Кот Базилио, требует от вас внимание и концентрацию!
Игровое упражнение «Разложи счетные палочки»
Воспитатель: Ребята, попробуйте построить цифру 4 с помощью счётных палочек. Когда будете готовы, посигналите. (Помогаю, если нужна моя помощь)
Вопросы:
- Сколько палочек мы использовали для построения?
- А теперь попробуем переставить одну палочку так, чтобы из цифры 4 получилась геометрическая фигура. Какая фигура у вас получилась? (квадрат).
-У меня на доске тоже квадрат.
Посчитайте, сколько углов у квадрата, сколько вершин, сколько сторон (считают и отвечают хором)
Воспитатель: Ну что, все научились перекладывать из цифры 4 геометрическую фигуру квадрат! Давайте еще закрепим наши знания о различных фигурах.
Работа с геометрическими фигурами
На столе лежат разные геометрические фигуры. Перечислите знакомые фигуры (круг, треугольник, прямоугольники и квадраты разного цвета и размера)
Вопросы:
- Какая фигура среди них на ваш взгляд лишняя? (Круг, потому что у этой фигуры нет углов)
- Как можно назвать остальные фигуры? (Многоугольники)
- Посмотрите внимательно, нет ли среди них лишней фигуры? (Треугольник лишний, потому что у него 3 угла, а у остальных фигур по 4 угла)
- На какие две группы можно разделить оставшиеся фигуры? (На прямоугольники и на квадраты).
Воспитатель: Отлично потрудились! Немного отдохнем, выполним гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз:
Глазки крепко закрываем
Дружно до 4-х считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
4 этап. Работа в учебнике-тетради
Упражнение «Вставь пропущенные числа. Обведи целое, а части подчеркни» (стр. 31, №2)
Воспитатель: Ребята, а вы знали, что числа как и все, живущие в домах или квартирах, платят за свет? Числа просят вас (детей) помочь им заполнить квитанции.
- Хотите помочь?
Первый пример разбирается фронтально.
- Сколько нужно отнять от 4, чтобы получилось 3? (надо отнять 1).
Дети записывают число 1 в квадратах.
- Что в этом равенстве является целым (число 4).
- Обведите его.
- Назовите в этом равенстве части (это числа 1 и 3).
- Подчеркните их.
Далее дети работают самостоятельно с последующей самопроверкой по образцу, который воспитатель записывает на доске.
Воспитатель задает вопрос: Почему если от 4 отнять 2, останется 2? (Потому что 4 можно составить из двух частей 2 и 2. Если отнять одну часть 2, то останется вторая часть - 2).
Упражнение «Сравни. На сколько больше? На сколько меньше?» (стр. 32, №3)
Воспитатель: На своих огородах числа вырастили богатый урожай, сложили его в мешки и просят вас (детей) определить, чего больше, а чего меньше и на сколько.
- Как будем сравнивать по количеству яблоки и репки? (Пересчитываем яблоки и репки и записываем число под каждым мешком, ставим знак >, потому что 4 больше 2);
- Как определить, на сколько яблок больше, чем репок? (Пересчитать ниточки, соединяя между собой яблоки и репки, обводим яблоки, которым не нашлась пара. Яблок на 2 больше, потому что 2 яблокам нашли пары).
- На сколько репок меньше, чем яблок (тоже на 2).
Далее дети работают самостоятельно с последующей проверкой по образцу.
5 этап. Игровое упражнение
Воспитатель: Ребята, мы приближаемся к цели - освободить Буратино из чулана. Осталось выполнить совсем немного заданий!
Игровое упражнение «Составь неделю»
Дети делятся на 2 команды. У каждой команды по набору карточек с цифрами от 1 до 7. Воспитатель предлагает детям построиться в шеренгу, образуя неделю: первым встает ребенок, у которого на карточке написана цифра 1 (понедельник, вторым, у которого на карточке – цифра 2 и т. д. Затем дети называют дни недели по порядку и показывают соответствующие карточки с цифрами.
Дети под музыку по заданию воспитателя выполняют различные движения, а по ее окончании строятся в шеренгу, образуя неделю начиная со вторника. Затем дети составляют неделю начиная с четверга и т. д. Игра повторяется 2-3 раза.
6 этап. Осмысление (итог) занятия - формирование опыта фиксирования достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь.
Воспитатель:
- Посмотрите! Осталось последнее задание!
- Ребята! Так это не задание, это!
- (дети хором) «Золотой Ключик!»
- Как вы думаете мы помогли Буратино? Наверное лиса Алиса и кот Базилио его уже отпустили, ведь мы выполнили все задания и нашли «Золотой Ключик»
- Какие задания для вас были наиболее сложными? А с какими заданиями вы легко справились?
- Чему вы сегодня научились?
- Что было сегодня интересно?
- Наше занятие закончено
- - - - - - - - - -
- Ребята, подождите! Нам пришло еще одно письмо. Давайте его прочтем
Письмо №2 (читаю)
Дорогие друзья! Спасибо Вам за помощь. Лиса Алиса и Кот Базилио отпустили меня. И сейчас я иду к Мальвине. Буду её слушаться и старательно учиться. А для Вас у меня подарок - мой портрет, раскрасьте его, пожалуйста!