Анастасия Лапицкая
Конспект занятия по математике «Раньше-позже»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по математике «Раньше-позже» (в старшей группе)
ЦЕЛЬ:
1. Расширять временные представления детей, уточнить отношения раньше - позже, активизация в речи отношений раньше - позже.
ХОД:
I.
1) Отгадывание загадок:
1. Вился, вился белый рой
Сел на землю - стал горой.
Он пушистый, серебристый
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой
Как поймаешь на ладонь (снег)
Публикация «Конспект занятия по математике „Раньше-позже“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
2. Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи
В дом свой - улей – пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (весной)
Когда это бывает? Что раньше, а что позже: весна или зима?
3. Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает,
Когда это бывает? (летом)
- Что раньше, а что позже: весна или лето? Может ли лето прийти сразу после зимы?
- О каком времени года не было загадки? (осени)
- Назовите времена года по порядку, начиная с зимы.
2) Работа с раздаточными картинками.
На столе лежат картинки с разными частями сугок: утро, день, вечер, ночь. Воспитатель предлагает детям установить, что было раньше, а что позже, и назвать части
суток по порядку. Рассказать о событиях в правильной последовательности.
II.
Физминутка: На разминку становись
Вправо, влево повернись,
Повороты посчитай
Раз - два - три, не отставай.
Начинаем приседать
Раз - два - три - четыре - пять.
Тот кто делает зарядку
Может нам сплясать в присядку.
А теперь ходьба на месте,
Левой - правой, стой раз - два,
Мы за парты сядем вместе
Вновь возьмемся за дела.
Ш. Активизация в речи отношений раньше - позже.
1) Дети рассказывают по картинкам, что было раньше, а что потом.
- Сначала было яйцо, из него вылупился цыпленок, потом выросла курица, снесла яйцо, и из него опять вылупился цыпленок.
Обратить внимание детей на явление круговорота в природе.
2) Дети вспоминают сказку о Колобке, и рассказывают, с кем встретился Колобок : раньше волка, а с кем позже, позже зайца; позже медведя, раньше лисы.
IV. Вспоминаем сказку К. Чуковского «Федорино горе».
- От Федоры убежали одна кастрюля, два блюдца, три чашки. Сколько всего предметов посуды убежало от Федоры. Как найти целое? (части 1,2,3. Как найти целое? Надо сложить части).
- В корзине лежат: один банан, два апельсина, четыре арбуза. Сколько всего плодов лежит в корзине? (Здесь целое - число всех плодов, а части число. Как найти целое? Для этого часта сложим).
4.
Физкулыминутка
Пальчиковые игры: «Моя семья», «Капуста», «Как на горке снег».
5.
Игра — драматизация «Репка»
Дети сидят на ковре.
Воспитатель начинает рассказать сказку. По ходу действия выходят дети изображающие деда, бабку, внучку, жучку, кошку, мышку, встают друг за другом.
- Дети кто стоит за бабкой?
- Кто стоит впереди?
- Кто стоит сзади?
- Кто впереди кошки?
- Кто между бабкой и Жучкой? И т. д.
6.
Итог занятия.
Положительная оценка. V. Игр а «3еркало»
1. У каждого ребенка на столе налинованный лист бумаги и краски. Дети складывают лист пополам, затем разворачивают его и на одной половинке делают гуашью «кляксу», затем снова складывают. Подержать обе половинки закрытыми несколько секунд. Затем раскрывают их и рассматривают отпечатки. Воспитатель предлагает им рассказать, на что похожи их «кляксы», обратить внимание детей на то, что кляксы являются как бы зеркальным отражением друг друга.
2. У детей на столах карточки из разлинованной бумаги с половинкой изображения фигуры, справа от «зеркала» они рисуют по клеточкам точное его отражение.
VI. Итог занятия : - Чем мы сегодня занимались? Что нового узнали? Какое задание понравилось больше всего?
Конспект занятия для детей дошкольного возраста на тему «Что раньше, а что позже?»
Цель:1. Расширить временные представления у детей.
2. Уточнить отношение раньше-позже.
3. Упражнять в умении правильно выбирать знак <, > или =. Устанавливать связь между числом, предметом и цифрой.
4. Развивать внимание, мыслительные операции, речь.
Материал :
Демонстрационный.
Картинки для развития временных представлений, зимняя зарисовка, весна, лето, осень, картинки части суток, утро, день, вечер, ночь, цифры-карточки, знаки <, >, =, мяч колобок, 4 картинки- задачи, лесенка значений.
Раздаточный.
1. Знаки <, >, =. Картинки-карточки для сравнения совокупностей; картинки на бытовую тему и на развитие временных представлении.
1. Орг. момент
Давайте улыбнемся друг другу, подарим хорошее настроение. Сегодня мы с вами будем подниматься по лесенке знаний, каждое выполненное задание- это шаг на ступеньку вверх (вывешиваю лесенку). Чтобы оказаться на верхней ступеньке лесенки вы ребята, должны быть какими? (ответы детей) . Обобщать ответы детей: любознательность, активность, внимательность, сообразительность.
2. Актуализация знаний
Послушайте загадку:
Вился, вился белый рой,
Сел на землю, стал горой,
Он пушистый, серебристый,
Но руной его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи,
В дом свой улей пчела,
Первый мед принесла,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весной)
Когда бывает снег? Что раньше, а что позже: весна или зима?
Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает,
Когда это бывает? (Летом)
Что раньше, а что позже: весна или лето? Может ли лето прийти сразу после зимы? О каком времени года не было загадки? Назовите времена года по порядку, начиная с зимы.
1. Посмотрите на доску, где выставлены картинки о частях суток; назовите и расположите части суток по порядку.
Раздаются картинки на бытовую тему на развитие временных представлении раньше-позже :
1) дети с воспитателем идут по дороге (раньше, увидели бабушку и помогли ей нести сумку (позже) ;
2) брат с сестрой гуляли и увидели собачку (раньше, взяли ее с собой домой (позже) ;
3) ребята и зверята гуляли по лесу (раньше), нашли красивую заснеженную ель, отряхнули снег и завели хоровод (позже) и др.
-Дети, рассмотрите картинки, обсудите между собой и расскажите, какие события произошли раньше, а какие позже.
Выполняем задания в рабочей тетради.
На картинке отношения раньше- позже обозначаются стрелкой.
1. Посмотрите.
-раньше был хлебный колос, позже его смололи, из муки замесили тесто, из теста испекли хлеб.
-одуванчик золотой постарел и стал седой. Каким был одуванчик раньше, позже?
-что раньше было яйцо или цыпленок, а что позже?
2. Иллюстрацию, к какой сказке вы видите во втором задании? С кем встретился Колобок раньше Волка? А с кем позже?
Физкультминутка «Колобок».
С кем встретился Колобок позже? С Лисой и решила она с ним поиграть.
Дети делают круг и приседают на корточки, «лиса» - в центре круга. Игроки перекатывают мяч- «колобок» друг другу так, чтобы он убегал от лисы.
.Составление задач по картинкам
1. Играли три кошки, одна ушла (3-1=2). Сколько кошек осталась?
2.5 щенят играли с мячом, 2 щенка убежало, сколько щенят осталось? (5-2=3)
3.4 курочки клевали зерно, одна курочка подошла к ним, сколько курочек стала? (4+1=5) 4. 2 снеговика веселились, к ним пришло еще 2 снеговика с подарками. Сколько стало снеговиков? (2+2=4)
Как можно сравнить две группы предметов по количеству? (Пересчитать, составить пары.) Что нужно сделать вначале? (Записать в окошках число листьев-- 5, ягод-4) .
Что сделать потом? (Составить пары и обвести красной линией листики и ягоды.)
Что осталось без пары? (Листик)
Чего больше, чего меньше, на сколько? (Листьев больше, чем ягод на 1.)
Какой знак поставим между числами?
Итог.
-Дети, а какое задание вам показалось самым трудным? (ответы детей).
Что бывает раньше- дождь или радуга?
Что бывает позже- день или вечер?
Открытое занятие по математике на тему "Что раньше, что потом" (в старшей группе для слушателей региональных квалификационных курсов)
1. Программное содержание:
расширить временные представления у детей, уточнить отношения раньше – позже;
закрепить представления о сравнении совокупностей предметов с помощью составления пар, умения правильно выбирать знак <, > или =;
тренировать деятельную способность в присчитывании и отсчитывании единиц на числовом отрезке;
устанавливать связь между числом предметов и цифрой, устанавливать правильную последовательность чисел в числовом ряду;
развивать внимание, мыслительные операции, речь.
2. Методические приё мы:
игровые;
наглядные;
словесные (загадки, отрывок из сказки “Колобок”).
3. Предварительная работа:
дидактическая игра “Когда это бывает?”, математические настольно-печатные игры, “Игротека”, “1, 2, 3 – сосчитай!”, “Собери урожай”, подвижная игра “Найди пару”, чтение и пересказывание русских народных сказок.
4. Словарная работа:
раньше, позже, больше, меньше, равно, пара, числовой отрезок.
5. Организация детей:
работа в подгруппах.
6. Индивидуальная работа:
с Алиной, Булатом – закреплять умения присчитывать и отсчитывать единицы на числовом отрезке.
7. Материалы к занятию :
демонстрационный – картинки для развития временных представлений: зимняя зарисовка, весна, лето, осень; картинки – части суток: утро, день, вечер, ночь; числовой отрезок, цифры – карточки, знаки <, >, =; мяч-колобок, 4 картинки – задачи, лесенка знаний;
раздаточный – рабочие тетради “Раз – ступенька” часть I; знаки <, >, =; цифры-карточки; модель числового отрезка; картинки-карточки для сравнения совокупностей; картинки на бытовую тему для групповой работы на развитие временных представлений.
Приложение 1
Ход занятия
I. Учитель. Ребята, у нас сегодня гости, поздоровайтесь, улыбнитесь гостям, друг другу. Сегодня вы будете ещё раз подниматься по лесенке знаний, каждое выполненное задание – это шаг на верхнюю ступеньку (вывешиваю лесенку). Чтобы оказаться на верхней ступеньке лесенки вы, ребята, должны быть какими?
– Сейчас вы познакомитесь с новыми понятиями: раньше, позже.
Загадки:
Вился, вился белый рой,
Сел на землю, стал горой,
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег.)
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи,
В дом свой улей пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весной.)
Когда бывает снег? Что раньше, а что позже: весна или зима?
Солнце печёт,
Липа цветёт,
Рожь поспевает,
Когда это бывает? (Летом.)
Что раньше, а что позже: весна или лето? Может ли лето прийти сразу после зимы? О каком времени года не было загадки? Назовите времена года по порядку, начиная с зимы.
Посмотрите на доску, где выставлены картинки о частях суток; назовите и расположите части суток по порядку.
(Дети организуются на 3–4 группы.) Раздаю картинки на бытовую тему на развитие временных представлений раньше – позже :
1) дети с воспитателем идут по дороге (раньше, увидели бабушку и помогли ей нести сумку (позже);
2) брат с сестрой гуляли и увидели собачку (раньше, взяли её с собой домой (позже);
3) ребята и зверята гуляли по лесу (раньше, нашли красивую заснеженную ель, отряхнули снег и завели хоровод (позже) и др.
– Дети, рассмотрите картинки, обсудите между собой и расскажите, какие события произошли раньше, а какие позже.
II. Физкультминутка “Часики”
(Дети ставят руки на пояс и выполняют наклоны вправо, влево.).
Смори скорей, который час:
Тик-так, тик-так!
Налево – Раз! Направо – два!
Мы тоже можем так!
III. Откроем рабочие тетради
На картинке отношения раньше – позже обозначаются стрелкой.
1. Посмотрите.
– Раньше был хлебный колос, позже его смололи, из муки замесили тесто, из теста испекли хлеб.
– Одуванчик золотой постарел и стал седой. Каким был одуванчик раньше, позже?
– Что раньше было яйцо или цыплёнок, а что позже?
2. Иллюстрацию, к какой сказке вы видите во втором задании? С кем встретился Колобок раньше Волка? А с кем позже?
– Ребята, вы сделали первый шаг. Выполнили первое задание: узнали и закрепили понятия раньше, позже. И поднялись на первую ступеньку лесенки знаний.
VI. Физкультминутка “Колобок”.
Дети делают круг и приседают на корточки, “лиса” – в центре круга. Игроки перекатывают мяч – “колобок” друг другу так, чтобы он убегал от лисы.
V. Следующее задание.
1. – Рассмотрите картинки. Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании? (Дорисовать предметы или дописать цифры, а потом соединить картинку с нужным числом точек).
– Выполните задание самостоятельно (один и детей выполняет задание на доске).
– А сейчас проверим, правильно ли вы выполнили задание.
– На второй картинке я нарисовал мяч, потому что в окошке цифра 1 и соединил картинку с одной точкой.
– На третьей записал в окошко цифру 5, потому что на картинке 5 шаров и соединил с пятью точками.
– На четвёртой картинке нарисовал три круга, потому что в окошке цифра 3 и соединил с тремя точками.
– На пятой записал в окошке цифру 4, потому что на картинке 4 гриба и соединил с четырьмя точками.
– Ребята, вы дорисовали предметы, дописали цифры и сделали ещё один шаг, поднялись на вторую ступеньку лесенки.
2. (Прикрепляю картинки – задачи на магнитную доску.)
– Дети, посмотрите на картинку, придумайте небольшой рассказ к ней и задайте вопрос так, чтобы можно было подобрать подходящее выражение.
По картинкам – задачам (ответы детей) :
Играли три кошки, одна ушла (3 – 1 = 2). Сколько кошек осталось?
5 щенят играли с мячом, 2 щенка убежало, сколько щенят осталось? (5 – 2 = 3)
4 курочки клевали зерно, одна курочка подошла к ним, сколько курочек стало? (4 + 1 = 5)
2 снеговика веселились, к ним пришло ещё 2 снеговика с подарками. Сколько стало снеговиков? (2 + 2 = 4)
– Дети, вы составили рассказ к каждой картинке, задали вопросы к нужным выражениям, сделали ещё один шаг и оказались на третьей ступеньке лесенки знаний.
3. – А сейчас, вы поработаете на числовом отрезке. В какую сторону по числовому отрезку перемещается колобок при сложении? При вычитании? (ребёнок объясняет).
– Чтобы к числу 2 прибавить 1, колобку надо сделать шаг вправо, ещё шаг вправо + 1 и ещё + 1 вправо, и ещё + 1 вправо. Колобок остановится на цифре 5.
– Чтобы убавить число 4 на 1, колобку надо сделать шаг влево, и ещё на 1 – шаг влево: 4 – 1 – 1 = 2.
(Все действия выполняются на магнитной доске одним из детей).
– Вы выполнили действия на числовом отрезке и сделали шаг, поднялись на четвёртую ступеньку лесенки.
4. – В этом задании вы будете правильно выбирать знак >, <, =.
Как можно сравнить две группы предметов по количеству? (Пересчитать, составить пары.).
Что нужно сделать вначале? (Записать в окошках число листьев – 5, ягод – 4).
Что сделать потом? (Составить пары и обвести красной линией листики и ягоды.)
Что осталось без пары? (Листик.)
Чего больше, чего меньше, на сколько? (Листьев больше, чем ягод на 1.)
Какой знак поставим между числами?
И так же ещё аналогичное задание (если успеют).
– Дети, вы поднялись на самую верхнюю пятую ступеньку лесенки знаний, сделали ещё шаг. Выполнили все задания. Молодцы.
VI. Итог занятия
– Ребята, что вызвало у вас затруднение?
Что бывает раньше – дождь или радуга?
Что бывает позже – день или вечер?
Нарисуйте дома 2 картинки про то, что было раньше, а что позже.
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе на тему: Раньше - позже
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе на тему: Раньше-позже". Играем с осликом.
Автор: Масейкина Людмила Петровна, воспитатель
Место работы: ГБОУ Школа №138
Материал будет полезен воспитателям подготовительных групп. Это конспект познавательного занятия, направленный на закрепление умения детей ориентироваться во времени.
Интеграция образовательных областей:"Познание", "Социализация", "Коммуникация".
Цель. Закреплять умение ориентироваться во времени.
Задачи:
Образовательные
• Упражнять в знании порядка следования частей суток, дней недели, времён года.
• Упражнять в понятиях раньше – позже.
• Упражнять в умении определять время по часам.
• Упражнять в умении решать задачи на время
• Упражнять в счёте в пределах10.
• Закреплять и уточнять знания детей о животных.
Развивающие
• Развивать слуховое и зрительное внимание.
• Развивать мышление, речь, память.
• Развивать конструкторские способности.
• Развивать смекалку.
Воспитательные
• Воспитывать целеустремлённость.
• Воспитывать умение работать в подгруппах.
Материалы : Наборы цветных палочек по количеству детей. Картинка -хема ослика, игрушечный ослик, картинки по сказкам: «Курочка ряба», «Колобок», «Теремок», «Муха –Цокотуха», «Заюшкина избушка», «Репка» - по 4 картинки к каждой сказке, игрушечные часы.
Предварительная работа
Ознакомление с часами, решение задач на время, решение шуточных задач, разгадывание загадок, счёт в пределах 10, ознакомление с порядком следования частей суток, дней недели, месяцев и времён года, плоскостное конструирование.
Ход НОД
Дети сидят по 4 человека за столом.
Воспитатель:
-Сегодня к нам в гости кто-то пришёл.
А кто, догадайтесь.
Говорят, что я упрям,
Что характер вздорный.
Не упрямый я, друзья,
Просто непокорный!
Я иду, когда хочу,
И стою, когда хочу,
Я ’’иа-иа’’ кричу
И копытцами стучу.
(загадки с родительского клуба "Славяна")
(Ослик)
Воспитатель:
-А вот и наш ослик.
(Показ игрушки, за ослика говорит воспитатель)
Ослик здоровается с детьми и просит выложить его портрет из цветных палочек.
(картинка - схема выставляется на доску)
Дети выкладывают.
Ослик:
-Я пришёл сюда играть и загадки загадать.
Будете со мной играть?
Ослик:
Отгадайте время года
Ни проехать, ни пройти,
Мы сидим как взаперти.
Вся деревня - пленница:
За окном - метелица.
Степанов.
Дети:
-Зима.
Стали дождиком метели,
На дворе звенят капели.
На реке растаял лёд.
Воробей из лужи пьёт,
И снегурочка по небу
Белым облаком плывёт Степанов.
Дети
-Весна
Что бывает раньше зима или весна?
Дети:
-Зима
Ослик:
-А сейчас я хочу проверить, внимательные ли дети. Будем играть в игру «Заметь ошибку»
-Времена года сменяются а таком порядке:
Зима, лето, весна, осень.
Дети:
-После зимы наступает весна.
Дни недели сменяются в следующем порядке:
Понедельник, среда, вторник.
Дети: После понедельника, вторник, а потом среда
Воспитатель:
-Ослик любит сказки, я приготовила для него целую коробку картинок по сказкам.
Ослик:
-Сказки! Сказки, где картинки!.
(Опрокидывает коробку.)
Ну, вот всё перепуталось!
Воспитатель:
Ребята, помогите ослику отобрать картинки по сказкам. (Игра «Что сначала, что потом»
От каждого стола подходит один ребёнок и отбирает картинки по заданной сказке. Ребёнок относит картинки на свой стол. Где дети выкладывают их в нужной последовательности. Ослик проверяет правильность выполненного задания и хвалит детей)
Ослик:
-Спасибо, что помогли разобрать картинки.
Хочу пошутить с вами.
Посчитайте, сколько я назову дней недели
Вторник, пятница, среда.
Осень, лето и весна,
А в четверг была гроза.
(4)
Ослик:
-Вы молодцы, но я ещё хочу спросить вас
Ослики – это хищные или травоядные животные?
(травоядные)
Мы гуляли, мы гуляли,
Травку сочную щипали.
Зебры, лошади, ослы,
Волки, лисы и козлы.
Сколько же видов травоядных животных я назвал?
(4)
А теперь я с ребятами поиграю в игру - имитацию «Слушай и делай»
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(Дети выполняют движения по тексту)
Во саду ли, в огороде
У Ивана ослик бродит.
Выбирает, выбирает,
Что сначала съесть — не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива.
Мучается бедный ослик!
Что сначала съесть? Что после?
Впереди крыжовник зреет
Позади малина спеет.
Ослик головою крутит:
Слева свекла, справа брюква
Снизу — свежая трава.
Сверху — сочная ботва.
Закружилась голова,
А ему уж спать пора. [4]
Воспитатель: Дети, отгадайте загадку:
Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас.
(часы)
Воспитатель:
-Дети ослик выходит пастись в шесть часов утра. Покажите это ослику на наших игрушечных часах.
(Дети выставляют стрелки на часах)
Ослик:
-Я на водопой хожу в девять часов, покажите на часах.
(Дети выставляют стрелки на часах)
Хозяйка угощает меня хлебушком в двенадцать часов.
(Дети выставляют стрелки на часах)
Ослик:
-Дети, дети решите задачу?.
Я вышел гулять, травку щипать в четыре часа, когда вернулся часы показывали пять часов. Сколько времени я гулял? (один час)
Ослик:
-Мне очень нравится играть с такими умными ребятами.
Давайте поиграем теперь в игру «Кто кем был раньше?»
• Овца – раньше была -ягнёнком
• Коза -….козлёнком
• Корова-…телёнком
• Курица-…цыплёнком
• Ворона -…воронёнком
• Свинья-…поросёнком.
• Собака-…щенком
Итог
Ослик:
Молодцы ребятки, но мне пора домой возвращаться.
Воспитатель:
• Вам понравилось играть с осликом. ?
• В какие игры вы играли с ним?
Попрощайтесь с осликом. (Дети прощаются)
ЛИТЕРАТУРА
1. «От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под. Ред. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез. 2015. – 368с.
2. Вахрушев А. А. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей. М. : Издательство: Балас, 2012-390с.
3. Михайлова З. А. Занимательные игровые задачи для дошкольников. –М. ; Просвещение. ,1990 С. 94
4. Физкультминутки: Материал для проведения физкультурных пауз / О. Узорова, Е. Нефёдова. - М. : ООО «Издательство Астрель»; ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО АСТ»; ЗАО НПП «Ермак»,2004. -96с.