МААМ-картинки

Конспект занятия по математике «Дни недели. Порядковый счет»

Светлана Костромина
Конспект занятия по математике «Дни недели. Порядковый счет»

Конспект занятия по математике «Дни недели»

Цель: развивать и активизировать у детей умственную деятельность, применяя знания при выполнении заданий.

Задачи: дать понятие, что семь суток составляют неделю, и каждый день имеет свое название; - дать ребятам элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, название- закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. научить пользоваться в речи словами: сначала, потом, до, после, раньше, позже;- обогащать словарь словами - антонимами;- научить подбирать порядковые числительные к названию каждого дня недели. воспитывать умение внимательно слушать задания.

-закреплять умение называть числа в прямом (обратном) порядке, начиная с любого числа натурального ряда,-закреплять знание числового ряда, формировать представление о предыдущем и последующем числе;-закреплять умение пользоваться количественным и порядковым счетом;

-формировать умение составлять числовые равенства;-закреплять знания о составе числа-повторить алгоритм решения задачи;-правильно выбирать арифметическое действие при решении задачи;

-закрепить у детей умение составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться арифметическими знаками (+, -, =);-закреплять правила поведения во время занятия. -развивать сообразительность, внимание, память и логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук;-развивать творческие способности, фантазию, творческое воображение.

Оборудование и демонстрационный материал:- доска;- карточки с названиями дней недели;- карточки с цифрами от 1 до 7;- карточки с кружками от 1 до 7;

Ход занятия.

Воспитатель: ребята, сейчас я загадаю вам загадки, а вы их отгадайте.

Братьев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний -

Появляется передний.

Ответы детей (Дни недели).

Воспитатель: Правильно, слушайте следующую загадку.

Протянулся мост

На семь верст,

А в конце моста

Золотая верста.

Ответы детей (Неделя).

Воспитатель: Молодцы! Сегодня у нас пойдет речь о таком временном понятии как неделя. Кто из вас знает, сколько дней в неделе? (Ответы детей). Конечно! Неделя состоит из семи дней.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Составь неделю».

Количество участников игры: от 6 до 12 человек.

Задание: разделить детей на команды, назвать дни недели по порядку, показать соответствующие карточки с цифрами

Правило игры: правильно назвать дни недели и показать карточки с цифрами, соответствующие дням недели.

Игровое упражнение :«Составь неделю».

Игровые действия:

У каждой команды по набору карточек с цифрами от 1 до 7. Воспитатель предлагает детям построиться в шеренгу, образуя неделю: первым встает ребенок, у которого на карточке написана цифра 1 (понедельник, вторым, у которого на карточке - цифра 2 и т. д. Затем дети называют дни недели по порядку и показывают соответствующие карточки с цифрами.

Проводится физкультминутка: «Назови скорее».

Задание.

Дети встают в круг можно сидя за партами. У воспитателя мяч, он бросает его ребенку и задает вопрос. Ребенок возвращает педагогу и отвечает.

Вопросы для игры:

- какой сегодня день недели?

- какое сейчас время года?

- сколько частей в сутках?

- какой день недели будет завтра?

- какой день недели был вчера?

(Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, правильно ответили на все вопросы, а теперь мы поиграем в игру «Живая неделя».

Количество участников игры: 7 детей.

Задание: показать соответствующие карточки с кружками, назвать дни недели по порядку.

Правило игры: правильно назвать дни недели и показать карточки с кружками, соответствующие дням недели.

Воспитатель: Дети, я вам сейчас прочитаю отрывок из стихотворения П. Башмаковой, а вы его внимательно послушайте.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала,

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

Воспитатель: ребята, рассмотрите, пожалуйста, картинки. Я еще раз вам прочитаю отрывок из стихотворения, а вы его постарайтесь запомнить.

Воспитатель еще раз зачитывает отрывок из стихотворения.

Воспитатель: я задам вам вопросы, а вы должны написать в клеточке цифру, которая соответствует рисунку, дня недели.

Вопросы к детям:

- когда девочка стирала?

- когда подметала пол?

- когда пекла калач?

- когда помыла чашки?

- когда купила торт?

- когда позвала подружек на день рожденья?

---

«Математическая разминка»

Задания:

-посчитайте от 4 до 9, от 2 до 6, от 6 до 10;

-посчитайте от 8 до 4, от 7 до 3, от 5 до 1;

-назовите соседей чисел 2, 6, 7, 9;

-назовите число, живущее между числами 2 и 4, 5 и 7, 10 и 8, 5 и 3;

-какое число больше 4 или 5, 2 или 8, 5 или 9;

-какое число меньше 1 или 3; 9 или 6; 5 или 7;

-назовите предыдущее число числа 3, 6, 8;

-назовите последующее число числа 2, 5, 9.

«Умные задачи»

Давайте вспомним, из каких частей состоит задача.

Дети: Задача состоит из четырех частей: условие, вопрос, решение, ответ.

Воспитатель: Что такое условие?

Дети: Условие, это то, что уже известно.

Воспитатель: Что такое вопрос задачи?

Дети: Это то, что нам неизвестно, и то, что нужно найти.

Воспитатель: Что такое решение задачи?

Дети: Это то, что можно сложить или вычесть.

Воспитатель: Что такое ответ задачи?

Дети: Это то, что получилось.

Воспитатель: А сейчас послушайте задачу.

На столе лежало 5 яблок и 2 груши. Сколько всего фруктов лежало на столе?

Назовите условие задачи.

Дети: На столе лежало 5 яблок и 2 груши.

Воспитатель: Назовите вопрос в задаче.

Дети: Сколько всего фруктов лежало на столе?

Воспитатель: Какое решение задачи?

Дети: Нужно сложить 5+ 2 = 7

Воспитатель: Теперь можно ответить на вопрос задачи? Давайте проговорим ответ задачи полным ответом.

Дети: На столе лежало 7 фруктов.

«Геометрическая»

Составление геометрических фигур из счетных палочек:

-составить 2 равных треугольника из 5 палочек;

-составить 2 равных квадрата из 7 палочек;

-составить 3 равных треугольника из 7 палочек;

-составить 4 равных треугольника из 9 палочек;

-составить из 9 палочек квадрат и 4 треугольника.

Показываю картинку состоящую из геометрических фигур.

- Из каких геометрических фигур состоит картинка?

- сколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников?

Работа в тетрадях:

Итог занятия.

Тема: «Порядковый счёт»

Цель: Формировать умение использовать в речи математические термины, правильно отвечать на вопросы: «Какой по счету?», «Который?»

Образовательные задачи: Закрепить умение классифицировать геометрические фигуры по трём признакам (размер, цвет, форма, вести прямой и обратный счет до 5, находить предыдущее и последнее число для каждого числа от 1 до 5. Использовать обобщённое понятие «четырёхугольник», выкладывать множество с заданным количеством элементов, учить выполнять игровые действия.

Развивающие задачи: Развивать воображение, внимание, логическое мышление, умение понимать образный смысл загадки.

Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к природе, познавательный интерес ко всем временам года.

Словарная работа: Порядковый счёт

Полигвальный компонент: Счёт – есепшот, score, порядковый – т ртіп, ordinal

Связь с другой образовательной областью: Коммуникация, социум, здоровье.

Материалы и оборудование: письмо, карточки с загадками, разноцветные снежинки, елочка с игрушками, набор геометрических фигур, Д / И «Какая фигура лишняя?», Д/И «Отгадай по описанию», картина со снеговиками, Д/И. «Найди пару», сигнальные карточки.

Применние технологий: Игровая, Триз: Д/И «Это правда или ложь» (с сигнальными карточками, снежинки.

Оздоровительная работа: Физминутка, гимнастика для глаз.

Виды образовательной деятельности: Фронтальный

Мотивационно-

побудительный

Стук в дверь. Воспитатель выходит и возвращается с конвертом

Ребята, посмотрите, что это такое?

Кто бы мог написать нам письмо? Давайте откроем и прочитаем его:

Дорогие ребята,

Пишет вам зимушка-зима.

Хотите, чтобы я пришла?

Все снегом белым замела?

Чтоб смогли построить горку

Кати, Павлики, Егорки?

Чтоб смогли скатиться с санок

Вани, Сони и Оксаны?

На коньках по льду скользить?

У елки хоровод водить?

Выполняйте все заданья,

Проявляйте вы вниманье,

Постарайтесь и тогда,

все укатаю в снега.

Будет вам тогда сюрприз

От зимы прекрасной приз.

Дети слушают письмо

Соглашаются выполнить задания зимы

Организационно-

поисковый

Ребята, хотите, чтобы пришла настоящая снежная зима? Давайте приступим к выполнению заданий, но зима хитрая, все задания «заморозила», чтобы их разморозить надо отгадать ее загадки.

Количественный и порядковый счет

Итак, первая загадка:

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

Правильно снежинка.

- Посмотрите, сколько разноцветных снежинок принесла нам зима.

- Сосчитайте, сколько всего снежинок?

- Давайте сосчитаем от одного до пяти. От пяти до одного.

Назовите соседей числа 4, 1, 2, 5.

Назовите, какого цвета снежинки? (на доске 5 снежинок разных цветов)

Какая по счету голубая снежинка?

Какая по счету желтая снежинка?

Какая по счету зеленая снежинка?

Какого цвета третья по счету снежинка?

Какого цвета пятая по счету снежинка?

Какая снежинка находиться между розовой и голубой? Между белой и красной?

- Отлично справились с этим заданием. Попробуем отгадать следующую загадку.

Образование множеств с заданным количеством элементов.

Работа с демонстрационным и раздаточным материалом

У нее одежки колки:

Все иголки, да иголки.

Звери шутят: "Дядя еж на нее слегка похож".

Приходит с подарками,

блестит огнями яркими,

Нарядная, забавная,

на Новый год - главная. (Елка).

- Верно, елка, но не простая, а новогодняя. Посмотрите какая она нарядная (выставляется картинка елки с игрушками)

Игрушками какой формы украшена наша елка?

Кто поможет мне показать круг?

Что мы знаем о Круге?

У какой еще геометрической фигуры нет углов?

Кто поможет мне выбрать овал?

Кто может показать квадрат? Что мы о нем знаем?

У каких еще фигур по четыре стороны и угла?

Как их можно назвать одним словом?

А сейчас приготовьте карточки.

(карточки из двух рядов)

- Выложите в первом ряду карточки столько квадратов, сколько игрушек квадратной формы на нашей елке.

- Во втором ряду выложите столько кружков, сколько игрушек круглой формы.

- Сколько вы выложили квадратов?

- Давайте проверим. Сколько кругов?

- Чего больше кругов или квадратов?

- А сейчас выложите в первом ряду столько квадратов, сколько красных игрушек на елке, а во втором ряду столько кругов, сколько желтых игрушек.

- Проверим. Каких игрушек больше: красных или желтых? Каких меньше?

- А сейчас задание посложнее, с ним справиться самый внимательный.

Д/И «Какая фигура лишняя?».

Какая фигура здесь лишняя? (из 3–ех фигур – круг, треугольник или квадрат – выбрать лишнию).

- Почему, объясните.

Физминутка «Я мороза не боюсь»

Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)

С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)

Подойдет ко мне мороз, (Присели.)

Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)

Значит, надо не зевать, Хлопаем в ладоши.)

Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)

Д/И «Отгадай по описанию»

Уже две загадки Зимы мы отгадали и справились с заданиями, попробуем отгадать третью:

Что за нелепый человек

Пробрался в двадцать первый век.

Морковкой нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла.

Правильно, снеговик. Посмотрите, сколько снеговиков дарит нам зима, все они разные. Чем же они отличаются? (выставляются 2 снеговика, отличающихся цветом ведра на голове, в рукавицах и без руковиц, разным количеством «пуговиц»)

Давайте, ребята, поиграем, я буду описывать снеговика, а вы должны догадаться о каком снеговике я говорю.

Проводиться дидактическая игра «Отгадай по описанию»

Д/И «Найди пару»

Ребята, а как вы думает о ком следующая загадка?

Две сестрички,

Две плетенки

Из овечьей пряжи тонкой.

Как гулять - их надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять.

Варежки носят по одной? Нет, конечно, их носят парой, а вот наши варежки перепутались, помогите найти пару одинаковых варежек.

Гимнастика для глаз.

Работа с сигнальными карточками.

Д/И упражнение «Это правда или ложь»

А сейчас немного поиграем и докажем Зиме, что мы готовы ее встретить и все о ней знаем. Если то, о чем я говорю – правда, вы поднимаете зеленую карточку, если ложь, красную карточку.

Зимой метет метель.

Зимой цветет сирень.

Зимой можно кататься на лыжах.

Зимой птицы улетают на юг.

Зимой медведь спит.

Зимой бегут ручьи.

Зимой можно играть в снежки.

Дед Мороз приходит зимой.

- Молодцы, вы были очень внимательны!

Отвечают на вопросы полными ответами

Слушают загадку

Отгадывают загадку (снежинка)

Считают снежинки: прямой и обратный счёт

Дети называют по счёту разноцветные снежинки

Желтая по счёту третья

Голубая по счёту пятая

Зеленая находится между розовой и голубой

Желтая находится между белой и красной

Отгадывают следующую загадку

Рассматривают картинку елки с игрушками

Отвечают на вопросы, рассказывают что они знают о геометрических фигурах

Называют многоугольники

Выкладывают в первом ряду столько квадратов, сколько игрушек квадратной форме

Во втором ряду, столько кругов, сколько игрушек круглой формы

Проверяют каких игрушек больше красных или желтых

Называют лишнею, и объясняют почему

Дети выполняют движение согласно тексту

Отгадывают загадки.

Находят чем отличаются снеговики

Дети по описанию находят снеговика.

Отгадывают загадку.

Находят одинаковые варежки

Закрепляют понятие: пара.

Каждый ребенок берет в руки одну рукавицу и находят пару.

Выполняют гимнастику для глаз.

Если правда, поднимают зеленую карточку.

А если ложь, поднимают красную карточку

Рефлексивно-

корригирующий

Молодцы, ребята, вы сегодня справились со всеми заданиями, проказницы Зимы и она приготовила сюрприз. Вот эти снежинки.

Делятся своими впечатлениями.

Получают снежинки за хорошую работу.

Ожидаемый результат:

Знать: Название геометрических фигур

Иметь: Представление о прямом и обратном счёте

Уметь: Использовать в речи математические термины, правильно отвечать на вопросы: «Какой по счету?», «Который?

Публикации по теме:

Конспект НОД по ФЭМП «Математическое приключение. Порядковый и количественный счет. Ориентировка во времени» в средней группе Цель: закрепление знаний детей о порядковом и количественном счёте, ориентировке во времени, названии геометрических фигур Задачи: - Учить.

Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Количественный и порядковый счет в пределах 20»Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Количественный и порядковый счет в пределах 20» Цель: обобщать и закреплять математические представления детей 6-7 лет. Задачи: • Закреплять навыки количественного и порядкового счета.

Конспект ООД по ФЭМП в средней группе «Посчитаем зайчат. Порядковый счет до 5. Геометрические фигуры»Конспект ООД по ФЭМП в средней группе «Посчитаем зайчат. Порядковый счет до 5. Геометрические фигуры» .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект занятия по математике «Дни недели. Порядковый счет»
Опубликовано: 29 сентября 2024 в 17:50
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по математике «Дни недели. Порядковый счет»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Костромина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...

30 сентября. Передвижка «День воссоединения Донбасса и Новороссии с Россией»

30 сентября в нашей стране отмечается особая памятная дата — День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД