Екатерина Манушина
Конспект занятия по математическому развитию для детей 3–4 лет «Круг»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Круг
Цель:
1) формировать представление о круге как общей форме некоторых предметов, умение распознавать круг в предметах окружающей обстановки;
2) формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения (на основе рефлексивного метода)
3) закреплять умение считать до двух, умение сравнивать предметы по свойствам;
Материал
Демонстрационный:
1) 2 одинаковые коробки;
2) 2 крышки для коробок;
Публикация «Конспект занятия по математическому развитию для детей 3–4 лет „Круг“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круг, овал. Геометрические фигуры
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Младшая группа
- Темочки
3) лист бумаги с нарисованными на нем кругами разного размера;
4) муфта с геометрическими фигурами (закрытая коробка, у которой с двух сторон имеются отверстия);
5) игрушки красного цвета и предметы круглой формы (не красные);
Ход образовательной ситуации
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания об окружающем мире.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Убираете ли вы игрушки на место после игры в детском саду?
- Делаете ли вы это дома?
- Для чего нужно убирать игрушки на место?
Воспитатель рассказывает, что Заяц (или герой любой другой сказки, про-
прочитанной накануне детям) просит детей помочь убрать игрушки на место.
- Хотите помочь Зайцу и разложить игрушки по коробкам?
Сможете?
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи:
1) актуализировать умение определять и называть цвет предметов, тренировать в счете до двух;
2) формировать представления о том, что свойства предметов можно обозначать символически.
Дети подходят к столу, на котором находятся круглые предметы, напри-
мер колечки от пирамидки, тарелочки, колеса от машинки, подставки под
горячее, часы (круглых предметов столько же, сколько детей, и красные
предметы, например, кубик, машинка, лопатка, ведерко.
Среди круглых предметов не должно быть красных.
Воспитатель показывает детям на две открытые одинаковые коробки.
- Сколько коробок есть у Зайца? (Две.)
Воспитатель говорит, что в каждую коробку Заяц просит положить чем-
то похожие игрушки.
- Какие игрушки (воспитатель показывает на игрушки, лежащие на
столе) похожи?
- Как правило, дети показывают на красные игрушки и говорят, что эти
игрушки красные.
Воспитатель хвалит детей и уточняет, что эти игрушки (показывает) одинакового цвета.
Дети складывают красные игрушки в одну из коробок.
Воспитатель предлагает детям закрыть коробку с красными игрушками крышкой и кладет на стол красную, разноцветную и белую крышку,
- Какой крышкой надо закрыть коробку, чтобы, не открывая ее, знать, что в ней находятся красные игрушки?
Дети закрывают коробку с красными игрушками красной крышкой.
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для выделения формы круга;
2) формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины.
- Сколько пустых коробок у нас осталось? (Одна.)
Воспитатель напоминает детям, что в коробку можно положить чем-то
похожие игрушки.
- Чем похожи игрушки, которые остались лежать на столе?
Возникает затруднение.
- Смогли мы разложить все игрушки по коробкам?
- Почему не смогли? Воспитатель помогает детям сформулировать ответ: «Потому что не знаем, чем похожи игрушки, которые лежат на столе».
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1) формировать представление о круге как об общей форме некоторых
предметов;
2) формировать представление о том, что свойства предметов можно
обозначать символически;
3) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.
Воспитатель, а за ним и дети берут в руки одну круглую игрушку.
- Одинаковый ли цвет у наших игрушек? (Нет.)
- Одинаковый ли размер у игрушек? (Нет.
- Давайте наши игрушки пальчиком.
- Есть ли уголки у ваших игрушек? (Нет.)
- Прокатим игрушки.
Затем воспитатель задает вопрос:
- Одинаковая ли форма у игрушек? (Да.)
Воспитатель делает вывод о том, что игрушки, которые находятся в руках у детей, имеют одинаковую форму.
Дети кладут игрушки в пустую коробку.
- Как называется форма этих игрушек?
Дети уже знают название круга, поэтому дают верный ответ: круглая.
Воспитатель предлагает детям закрыть крышкой коробку с круглыми игрушками и кладет на стол крышки, на одной из которых нарисован круг.
на другой - треугольник, на третьей - квадрат.
- Какой крышкой надо закрыть коробку, чтобы сразу было понятно, что в ней находятся круглые игрушки?
Дети выбирают крышку с кругом.
Воспитатель показывает детям Зайца и говорит, что Заяц хочет знать, какие игрушки лежат в этой коробке (воспитатель показывает сначала на коробку с круглыми, а затем на коробку с красными игрушками). (Круглые (красные).)
Заяц благодарит детей за помощь.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи:
1) закреплять представление о круге, связать его с тактильными осушениями;
2) закреплять умение определять и называть форму круга, сравнивать
предметы по форме, цвету, размеру.
Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что у Зайца что у Зайца в избушке захлопнулась дверь и он просит помочь ему открыть замок.
- Хотите открыть замок?
Воспитатель показывает детям большой лист, на котором нарисованы круги разного размера, - это как будто замок.
Количество кругов равно количеству детей. Например, на 10 детей рисунок может быть таким:
Воспитатель рассказывает, что открыть замок можно, подобрав детали замка (показывает на круги на листе).
- Какую форму имеют детали замка? (Круглую.)
Воспитатель показывает детям муфту (коробку с отверстиями по бокам, в которой лежат круги такого же размера, как на рисунке (круги имеют разный цвет, а также треугольники и квадраты.
- Что вы будете искать в муфте (коробке? (Круги.)
Каждый ребенок нащупывает в муфте круг, вынимает его, идет к рисунку (рисунок надо положить на стол довольно далеко от того места, где дети из муфты достают круги, ищет на замке круг такого же размера и кладет на него найденный круг.
Если детей в группе много, то воспитатель делит их на две равные команды. Каждая команда подходит к двум столам. на одном из которых находится лист с кругами, на другом - коробка с отверстиями.
После того как дети положили все круги, воспитатель задает вопрос:
- Из каких фигур сделан замок? (Из кругов.)
- Из одинаковых или из разных кругов сделан замок? (Из разных.)
- Чем отличаются круги, то есть что у кругов разное?
Как правило, дети отвечают, что этот круг красный, а этот - зеленый
(большой, маленький). Воспитатель хвалит детей и уточняет, что круги
имеют разный цвет и размер.
Замок открыт! Заяц благодарит детей.
6. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали
ни занятии, создать ситуацию успеха.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Что мы сегодня полезного сделали?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли убрать на место игрушки и открыть замок, потому что узнали, что такое круг, и научились
находить его среди других фигур.
Проект с родителями. «Найдем для круга друзей»
Дома или во время прогулки родители вместе с ребенком ищут предметы, имеющие форму круга, фотографируют их.
Фотографии помещают в альбом (можно сделать газету).
В группе воспитатель вместе с детьми рассматривает альбомы (газеты,
спрашивает, что изображено на фотографиях (круглое зеркало, круглый
стол, круглая тарелка и т. д.).
Можно предложить родителям вместе с ребенком дорисовать круги до
какой-либо картинки. Можно устроить соревнование - кто сумеет больше кругов превратить в предметы (чья картинка будет интереснее).