Оксана Кислякова
Конспект занятия по логопедической ритмике для детей 4-го года жизни с общим недоразвитием речи «Путешествие капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по логопедической ритмике для детей 4-го года жизни с общим недоразвитием речи : «Путешествие капельки».
Логопед : Бабушкина Р. Л.
Музыкальный руководитель: Кислякова О. М.
Цель: развитие творческой инициативы и слуховой фантазии.
Задачи:
развивать слуховое восприятие, внимание к инструкции говорящего;
расширять способы эмоционального реагирования средствами мимики и пантомимики;
Публикация «Конспект занятия по логопедической ритмике для детей 4-го года жизни с общим недоразвитием речи „Путешествие капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Ритмика и ритмопластика
- Хореография, ритмика. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
учить детей понимать дирижерский жесты: развивать способности детей к организованной деятельности детей в ансамбле.
Оборудование: листки бумаги 10 х 10 см. на каждого ребенка, игрушечная кошка, зонт, веревка, синтезатор, МР3 проигрыватель, CD, DVD, компьютер.
Ход занятия
Эмоционально-коммуникативный тренинг «Игра в прятки»
Педагог заходит в зал и ищет детей, спрятавшихся за тканевым экраном.
Я хожу-хожу-хожу,
И детей не нахожу.
Дети отвечают педагогу, соблюдая звуковысотность образца.
Вокальное музицирование «Здравствуйте»
музыка и слова М. Картушиной
Педагог подходит к ширме и спрашивает:
- Кто же там спрятался? Может быть это телята?
Дети: Му! Му! Му!
Педагог (поет) : Здравствуйте, телята!
Дети (поют) : Му! Му! Му!
Педагог: Может быть это козлята?
Дети: Ме! Ме! Ме!
Педагог (поет) : Здравствуйте, козлята!
Дети (поют) : Ме! Ме! Ме!
Педагог: Может быть это ягнята?
Дети: Бе! Бе! Бе!
Педагог (поет) : Здравствуйте, ягнята!
Дети (поют) : Бе! Бе! Бе!
Педагог: Может быть это цыплята?
Дети: Пи-пи-пи-и-и-и! (на одном высоком звуке)
Педагог: Так это же мои ребята! Выходите скорей, будем с вами здороваться! Эмоционально-коммуникативный тренинг «Что - где?»
Дети встают врассыпную. Педагог читает потешку, по ходу чтения выполняет движения обеими руками. Дети повторяют эти движения.
Вот глаза у нас какие: (прикрыть ладонями глаза, быстро заморгать, затем закрыть и расслабить глаза)
Голубые, голубые,
Носик – пуговкой у нас, (указательные пальцы поставить на «крылья» носа, и с нажатием потереть)
Брови – ниточкой у глаз, (провести кулачками по бровям)
Щечки, (Мягкие поглаживания по щекам)
Шейка, (Обнять ладошками шею и медленно вести по шейному отделу позвоночника)
Лобик, (Соединить пальцы рук на середине лба и медленно, слегка надавливая, вести в разные стороны)
Рот, (Вытягивать рот «трубочкой» и растягивать в улыбке)
И наш пухленький живот! (Поглаживание по часовой стрелке).
Игроритмика «Вот как мы умеем»
сл. Бабушкиной Р. Л., Кисляковой О. М., муз. Е. Тиличеевой.
Зашагали ножки: топ, топ, топ.
Прямо по дорожке: топ, топ, топ.
Вот как мы умеем: топ, топ, топ.
Ну-ка, веселее: топ, топ, стоп!
Вот как мы умеем: ме-ме!
Вот как мы умеем: мяу, мяу!
Вот как мы умеем: гав, гав,
Хлопай веселее, хлоп да хлоп.
Все!
Дыхательно-артикуляционный тренинг «Капельки»
Звучит театральный шум: "Капельки".
Педагог показывает образец имитации звука удара капелек с помощью звукоподражания (рот открыт, как при произнесении [э], широкий язык присосать к альвеолам и отщелкнуть со звуком [т].
Двигательная импровизация «Солнце и дождь»
На первую часть музыки дети с разноцветными ленточками двигаются по залу, на 2 часть музыки они прячутся под ткань, ударяя по ней пальчиками, имитируя удары дождя.
Педагог предлагает детям сложить из ленточек дом, в котором можно всем спрятаться от дождя. Ребята, послушайте, как дождик капает, сначала медленно – кап, кап, кап, кап, кап… (выкладывает на магнитной доске сначала большие капли говоря, что капли большие, дети повторяют – большие)
– А теперь он закапал быстро – кап-кап-кап-кап (выкладывает маленькие капли, говоря, что капли маленькие. Дети повторяют – маленькие)
– А вы хотите поймать капельки?
Инструментальное музицирование «Капельки»
Педагог показывает детям листок бумаги и говорит, что в нем живут звуки. Дети находят различные варианты звучания листочка и подбирают вариант озвучивания, находя не только вариант удара по листку, но и голосовое оформление.
Варианты исполнения:
• произносят ритм словами;
• проигрывают ритм на листочках;
Вместе с педагогом дети стучат указательным пальцем по листку бумаги, сопровождая литературный текст, соблюдая темп и ритм данного педагогом образца:
Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва.
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Взяв листок в другую руку, дети аккомпанируют музыкальному отрывку, соблюдая ритмический рисунок данный на партитуре.
Эмоционально-коммуникативный тренинг «Капельки»
Упражнение выполняется в парах. Один ребенок подставляет спину, другой – выполняет массажные движения (постукивание пальцами по спине сверху вниз, при ускорении пощипывать пальцами спину партнера снизу вверх и обратно).
Затем они меняются местами.
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем.
Педагог предлагает детям смять листочки, скатать их в комочки и бросить "капельки" на зонтик.
Затем педагог комментирует результат
совместных действий: "Капельки упали на зонт,
на ладошку и на бабушкину кошку (достает из-под
зонта кошку).
Потрогайте, погладьте ее: Фу! Какая
она мокрая!".
Дети по образцу педагога изображают мимическими и
Пантомимическими средствами неприязнь к мокрой кошке.
Активное слушание «Кискино горе» Ж. Металлиди
Дети слушают произведение с опорой на видео презентацию.
Затем, при повторном прослушивании дети выбирают созвучные
настроению музыкальные инструменты для ансамблевого исполнения
этого произведения.
Вокальное музицирование "Киска«(Муз. и сл. Е. и С. Железновых)
Педагог предлагает детям пожалеть кошку: ей мокро, холодно и мяукает она так жалобно - мя-у!
Дети повторяют звукоподражание, интонируя его на 1 звуке.
Звучит песня «Киска» муз. Железновых. Затем дети поют под аккомпанемент фортепиано по партитуре.
Киска подходила,
Молочка просила.
Мяу, мяу, мяу!
Вокальное музицирование «Солнышко»
Педагог предлагает согреть киску солнечными лучами,
дает образец звучания [у]. Дети поочередно повторяют
звук на той же высоте, ведя пальчиком по лучу - ниточке.
Речедвигательная игра «Лужа» с динамическим моделированием
Педагог раскладывает на полу веревку, дети распределяются вокруг нее и выполняют все действия, о которых говорится в стихотворении с опорой на образец педагога, чередуя крик-шепот-тихую речь - нормальную речь.
Ай, гу-гу-гу-гу-гу-гу!
Вот так лужа на лугу! Ходят по кругу, по линии веревки, произнося текст
На лугу – то лужица, голова закружится…
Прыгал, прыгал и скакал – прямо в лужицу попал! Прыгаю на месте, а затем впрыгивают в круг
Прыг – скок, поворот… Прыжки с поворотом
И из лужицы…прыг-скок! «Выпрыгнуть» по словесному сигналу
«Видимый звук» на полу из шнура моделируется линия, которую дети озвучивают.
Дыхательно – артикуляционный тренинг «Мотор»
Звучит театральный шум: "Мотор".
Педагог предлагает изобразить с помощью звукоподражания, как машина просыпается после зимы: "Кх, кх, кх!"
Игрогимнастика с элементами креативного тренинга "Машинки"
(Австрийская детская песня "Кругосветное путешествие")
Звучит музыка, дети топающим шагом двигаются по залу врассыпную, в руках - воображаемый руль. Педагог поет:
Я еду на машине, туда, куда хочу.
Я еду на машине, руль весело кручу.
И вот я подъезжаю к (имя ребенка) наконец,
А он мне говорит: «Делайте, как я!» (ребенок показывает любое движение, остальные дети повторяют его, затем игра повторяется еще 2 раза). На последнюю часть музыки «машинки» приезжают на свои места.
Эмоционально-коммуникативный тренинг «Гляделки»
Дети стоят перед педагогом. Педагог сообщает детям, что тот ребенок на которого он посмотрит, встает около двери. Затем педагог прикрывает глаза, а открывая их, не мигая, пристально смотрит ребенку в глаза. Тот ребенок, на кого посмотрел педагог подходит к выходу. Так друг за другом дети все подходят к выходу из зала. Педагог подводит итоги занятия и прощается с детьми.
Используемая литература
Бабушкина Р. Л., Кислякова о. М. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи. «Каро»- С-Пб., 2005
Галянт И. Г. Музицирики. - Челябинск: Цицеро, 2009г.
Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. - Скрипторий 2003,-2010г.
Тютюнникова Т. Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Вып. 1.- Спб, 2003.