Елена Кукина
Конспект занятия по лексической теме «Осень» для детей с ОНР 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по лексической теме "Осень"
для детей с ОНР 4–5 лет.
Выполнила воспитатель высшей категории:
Кукина Елена Дмитриевна.
Цель:
1) обобщить и систематизировать знания детей об осени; закрепить умение четко отвечать на вопросы, описывать сюжетные картины; научить нетрадиционной технике рисования – печатание на бумаге половинкой яблока;
Публикация «Конспект занятия по лексической теме „Осень“ для детей с ОНР 4–5 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
2) развивать связную речь детей, логическое мышление, память; развивать творческое воображение при изготовлении коллективной поделки;
3) воспитывать наблюдательность, аккуратность, любовь к природе родного края.
Задачи:
1. Образовательные: уточнять и расширять словарь по теме «Осень» (осень, погода, лист, дерево, береза, налетел, сорвал, опали, дуть, солнечный, дождливый).
2. Развивающие: активизировать речевую деятельность детей; формировать длительный плавный выдох; развивать познавательные процессы: память, внимание.
3. Воспитательные: формировать положительную установку на участие в играх; воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.
Оборудование:
• листья на ниточках из цветной бумаги;
• предметные картинки к дидактическим играм «Четвертый лишний» и «Чего не стало?»;
• Что попутал художник
• поднос с монетками.
Методы и приё мы:
1. Словесный – беседа, рассказывание, объяснение, рассуждение.
2. Игровой – «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Дождик».
3. Практический – дыхательная и пальчиковая гимнастика.
4. Наглядный – предметные картинки с изображением деревьев, листьев, одежды.
Предварительная работа: наблюдения за осенними изменениями в природе (ветер, листопад, моросящий дождь, сбор осенних листьев, разучивание пальчиковой гимнастики «Осень».
Форма организации:
- групповая;
Ход занятия
Организационный момент.
(Дети стоят в кругу.) Здравствуйте, ребята.
Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением!
Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас очень интересное занятие. А чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, вам необходимо разгадать загадку.
Время года отгадай: собирают урожай,
разноцветный лес красивый,
мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют, птицы к югу улетают,
грибники в леса спешат, листья желтые летят,
Ежик листья собирает, свою норку утепляет.
О каком времени года говорится в загадке?
Дети: Об осени.
Пальчиковая гимнастика «Осень».
Осень, шагает в жёлтом пальтишке
С кедров сшибает
Бурые шишки
Воспитатель: Давайте посмотрим в окно и поговорим о том, что мы там видим. Какая сегодня погода: солнечная или дождливая?
Дети: Солнечная.
Воспитатель: А теперь садитесь на свои места (дети садятся).
Посмотрите на дерево возле доски. Вы знаете как оно называется?
Дети: Береза.
Воспитатель: Верно, это береза. А по каким признакам её можно узнать? Что отличает её от других деревьев?
Дети: У березы белая кора.
Воспитатель: У березы белая кора, белый ствол. Про неё говорят: белоствольная. Она стройная. А какие листья мы видим на березе?
Дети: Зеленые и желтые.
Воспитатель: На березе много желтых листьев. Почему?
Дети: Наступила осень.
Воспитатель: Верно. Пришла осень и листья на деревьях начали желтеть и краснеть. Скоро начнется листопад. Когда подует сильный, холодный ветер, листья оторвутся от своих веточек и закружатся в воздухе.
Упражнение «Осенние листочки».
Воспитатель: Давайте подуем на листочки, чтобы они закружились в воздухе. Посмотрите, как сделаю это я. (Показываю правильное выполнение упражнения, повторяется 3 раза.)
(Дети берут на столе деревья с листочками и дуют тихо и потом сильно)
Воспитатель: На что они похожи листочки на березе?
Дети: На лимон, на солнышко, на круг.
Воспитатель: Молодцы! Как много предметов вы назвали! А ещё они похожи на золотые монетки, посмотрите! (Показываю поднос с монетками.)
Упражнения для язычка:
Наступила осень пора сбора грибов.
Язычок, взяв большую корзину (упраж. «Чашечка», отправился в лес. По дороге в лес увидел «Ручеек»--холодная струйка воздуха «стекает» посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов; губы раздвинуты в улыбке. Язычок подставил ладошку и почувствовал, какая холодная вода в ручейке. (Дети подставляют ладошки под подбородок; взрослый проверяет правильность выполнения упражнения каждым ребенком: «А какая вода в твоем ручейке?») Язычок долго ходил по лесу и наконец вышел на поляну. Увидел на ней много-много грибов. Упражнение «Грибок»--широкий язык «присасывается» к нёбу, по форме он напоминает шляпку гриба, а подъязычная уздечка ножку гриба.
Язычок перебегал от одного гриба к другому, приговаривая: «Вот лисичка, вот свинушка, а это мухомор.» и т. д. (То же самое делает педагог, по очереди подходя к каждому ребенку.) Набрав полную корзину грибов, Язычок услышал звук мотора.
Упр. «Моторчик» --во время длительного произнесения звука: д-д-д-д за верхними зубами быстрыми движениями чистым прямым указательным пальцем сам ребенок производит частые колебательные движения из стороны в сторону.
Язычок поднял голову и увидел в небе пролетающего вертолета. Язычок помахал ему и вернулся домой с урожаем
Игра «Четвертый лишний».
(На наборное полотно выставляю картинки с изображением деревьев с желтыми и зелеными листьями; листья березы и лист рябины; одежды осенней и летней.)
Воспитатель: Посмотрите на картинки внимательно и подумайте, какая картинка лишняя? Почему так думаете?
Дети: Дерево с зелеными листьями. Потому что все деревья с желтыми листьями.
- Лист рябины. Потому что все листья с березы.
- Сарафан. Потому что сарафан мы надеваем летом.
Игра «Чего не стало?» (с картинками).
Воспитатель: Внимательно посмотрите на картинки и запомните их. Теперь закройте глаза (убираю одну картинку). Какой картинки не стало? (Ответы детей.)
Игра «Что попутал художник»
Воспитатель: Посмотрите на картинки и помогите что попутал тут художник?
Дети: (собирают картинки)
Воспитатель: Встаем возле столов и немного поиграем.
Подвижное упражнение «Дождик».
(Музыкальное сопровождение «Музыка дождя».)
Капля раз, капля два, очень медленно сперва.
А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом
Мы зонты свои раскрыли, от дождя себя укрыли.
Воспитатель: Молодцы! Садитесь на места.
Воспитатель: А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии?
Дети: Смотрели в окно, видели деревья, учились дуть на листочки, играли с пальчиками, играли в игры.
Воспитатель: Молодцы! Вы всё хорошо запомнили. Мы говорили сегодня об осени, какими бывают осенью деревья, какая осенью погода. Послушайте стихотворение:
Осень наступает незаметно, осторожным шагом к нам идет.
Разрисует листики на ветках, птичек перелетных соберет.
Ветерок тропинки заметает и шуршит опавшею листвой
Ты пришла, к нам осень золотая, снова рады встретиться с тобой!
Воспитатель: А листочки оставьте себе на память о нашей встрече.
.
Список литературы:
1. При разработке конспекта использовались материалы из пособий Н. В. Нищевой
2. Интернет-ресурсы:https://www.google.ru/webhp?sourceid=chrome-instant&ion