Светлана Головешко
Конспект занятия по истории Петербурга для детей подготовительной к школе группы по теме «Набережные»
▼ Скачать + Заказать документы
по истории Петербурга.
По теме : «Набережные».
Возраст: подготовительная группа.
Цели: 1. Уточнить понятия «парапет», «набережная»;
2. Расширить представления о набережных Петербурга;
3. Воспитывать интерес к истории города.
Ход:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ленинградская область, Санкт-Петербург
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
1ч. +Напомните мне, кто приказал построить наш город? Зачем? Почему именно в этом месте построили Петербург?
+Когда царь Пётр 1 приехал выбирать место для города, Нева была заболоченной, с низкими топкими берегами. А осенью и зимой берега затапливались наводнениями.
Вставали волны до небес,
И ветер выл, и пена клокотала. (А. Кушнер)
+Но Пётр 1 решил строить город именно здесь. А чтобы поднять берега и укрепить их от волн, Пётр приказал строить набережные на берегу из дерева : брёвна вбивались в берег, насыпались песок и камни — получалась деревянная набережная.
+Богатые люди, приближённые (помощники) царя, строили на берегу дома и дворцы из камня. А напротив своего дома делали набережные и спуски к Неве, чтобы садиться в лодки и переплывать на другие острова.
+Набережные не спасли город от затоплений. Пётр 1 приказал прорыть много каналов, чтобы в них уходила лишняя вода. Но наводнения не прекращались.
Показ ленты времени «Набережные»
Физминутка «Наводнение»
Ну и ветер жмёт с залива (дети собираются в круг)
Дождик хлещет всё сильней. (руки вверх и вниз)
И насквозь промокли гривы (руками проводят по волосам)
Старых клодтовских коней. (марш на месте)
Ветер гулко завывает. (мах руками в стороны)
Что же сделалось с Невой? (пожимают плечами)
Львов гранитных заливает,
Накрывает с головой! (приседают, закрываются руками)
2ч. +Через 50 лет берега Невы стали укреплять гранитом. Первой стала каменной Дворцовая набережная. Её украшал парапет - каменное ограждение и спуски, украшенные скульптурами и гранитными столбиками с цепями.
+Зачем нужны спуски?
+Какие скульптуры стоят на набережных? (показ фотографий памятников)
+Какие архитекторы строили набережные? (показ фотографий набережных)
3ч. +Неву трудно представить «злой и гневной». Но сильный ветер гнал волны из Балтийского моря, воды в городе скапливалось много и ей некуда было деться. Она разливалась по улицам, затапливала подвалы домов и первые этажи зданий.
+ Но самые страшные наводнения случались 200 лет назад: ночью в темноте ветер и вода срывали крыши в домов, уносили целые деревянные домики в море, погибло много людей. На лодках из-за высоких волн было не проплыть. Только солдаты спасали людей на больших шлюпах, кораблях. Но многие жители Петербурга погибали.
Пушкин «Медный всадник».
Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась. Пред нею
Всё побежало, всё вокруг
Вдруг опустело — воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решеткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь как тритон,
По пояс в воду погружен.
+А сейчас бывают наводнения?
+Что придумали, чтобы спасти город от наводнений?
+30 лет назад начали строить дамбу — мост, по которому можно проехать машинам над рекой. Но во время наводнений (или при опасности затопления города) дамба закрывается воротами, и большая волна не может попасть в город.
+Скажите, а нашему району грозит наводнения? Наш садик может затопить вода? Какой ручей протекает рядом? (мы находимся далеко от берега Невы, рядом Муринский ручей — в нём мало воды, наводнение нашему району не опасно)
Материалы: -фотографии набережных и дамбы;
-лента времени «Набережные»;
-картины наводнений в Петербурге;
-фотографии скульптур на набережных.
Работа в тетради Серова с. 23 кроссворд «Набережные».