Катерина Аргатюк
«Пчелы». Конспект занятия по исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе по методике А. И. Савенкова
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Мир вокруг нас: пчелы»
Цель: Знакомство детей с методикой проведения учебных исследований в ходе познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
• Формировать умения находить информацию по плану, фиксировать её, составлять рассказ (доклад) по плану.
• Учить работать с методами исследования.
• Расширять представления детей о пчелах.
• Создать условия для работы в коллективе.
Планируемые результаты:
Публикация «„Пчелы“, Конспект занятия по исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе по методике А, И, Савенкова» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Пчела и мед. Конспекты занятий
- Темочки
Использовать различные источники информации в ходе собственного исследования, фиксировать её в виде схематического рисунка и использовать для составления рассказа (доклада) об исследуемом объекте.
Взаимодействовать со сверстниками, педагогом, и другими людьми в ходе поиска информации.
Материалы и оборудования: колокольчик, карточки с изображением «методов исследования», пчела в коробке, магнитная доска (мольберт) – стол для зарисовки, стол для оборудования, 3 стола для лаборатории, стол для библиотеки, указка, магниты, карандаши, листочки для зарисовки исследований, энциклопедии, песочные часы, подставка под энциклопедии, песочные часы, вощина, соты, телефон, мед, салфетки (11 шт., вода бутилированная, стаканчики для воды(8+1 воспитателю, тарелки, энциклопедия в подарок.
Ход занятия
Воспитатель: здравствуйте, ребята, заходите. Посмотрите, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся!
Звеню в колокольчик.
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй
Собрались ребята в круг
Слева друг и справа друг.
Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Ребята, меня зовут Екатерина Витальевна, я воспитатель из детского сада «Ауринко», города Костомукши. Сегодня мы будем учиться проводить исследования - так же, как это делают взрослые ученые.
Воспитатель: для того, чтобы начать проводить исследование, нам нужна тема, а тему мы с вами узнаем, когда отгадаем загадку:
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
Воспитатель: Хорошо. Давайте проверим, правильно ли мы отгадали загадку, отгадка находится в этой коробочке. Открываю коробочку, достаю пчелу. Молодцы, правильно.
Воспитатель: итак, тема нашего исследования – пчела.
Воспитатель: Ребята, наша с вами задача подготовить сообщение - небольшой доклад о пчеле. Для того чтобы выполнить эту работу, надо собрать всю доступную информацию по нашей теме. Существует много способов сбора информации – «методов исследования». Сейчас я вас с ними познакомлю. Давайте пройдем к магнитной доске.
Воспитатель: Этот метод исследования называется : «Подумать самостоятельно», этот «Посмотреть в книгах», это «Связаться со специалистом», а этот «Провести эксперимент».
Ребята, это план нашего исследования. С помощью этих методов мы с вами соберем информацию по теме нашего исследования. Информацию мы будем зарисовывать на листочках и прикреплять к нашему плану. Первое по нашему плану «Подумать самостоятельно». Вспомните, что вы знаете о пчелах?
Ответы детей: Пчела, это….
Зарисовка: так, рисуем…Что нарисуем? Прикрепляем рисунок к методу исследования «Подумать самостоятельно».
Воспитатель: Дети, обратимся к следующему методу, помните, как он называется? «Посмотреть в книгах».
Я приглашаю вас в библиотеку. Ребята, посмотрите сколько у нас здесь энциклопедий. Наша с вами задача –разделиться на пары, взять по одной энциклопедии, пролистать её и найти информацию о пчеле. Я даю вам на это задание одну минуту, берите, пожалуйста энциклопедии. Я ставлю часы. Минута началась.
Воспитатель: Первая нашла Имя. Ребята, давайте прочитаем. (Имя предлагаю вам зарисовать информацию, которую вы нашли. Что мы можем зарисовать?.) Итак, минута прошла, давайте я посмотрю то, что Вы нашли в энциклопедиях. Молодцы, как много информации вы нашли, давайте поставим книги обратно. Энциклопедии я оставлю Вам, потом вы сможете их прочитать у себя в группе с воспитателем. Давайте пройдем к нашему плану и посмотрим, справилась ли с заданием Имя…
Беру вощину (спрятана у мольберта, спрятаны соты и телефон).
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что это такое?
Ответы детей…
Воспитатель: если скажут, что это соты, то я показываю соты и говорю – вот это соты, они объемные, как баночки для мёда, а этот лист у нас плоский, он называется вощина. Для того, чтобы узнать, что такое вощина, предлагаю Вам обратиться к следующему методу исследования, как он называется? «Связаться со специалистом». Ребята, скажите, пожалуйста, как называется человек, который разводит пчел.
Ответы детей: пчеловод, пасечник.
Воспитатель: предлагаю позвонить пчеловоду и узнать, что такое вощина.
Звонок: здравствуйте! Вас беспокоят ребята из детского сада «Радуга», мы изучаем тему «Пчелы», и у нас возник вопрос «Что такое вощина?». Могли бы вы нам ответить на этот вопрос.
Ответ пчеловода : -Алло, пчеловод слушает. — Это такой уникальный …
Воспитатель: спасибо за информацию, до свидания!
Воспитатель: теперь зарисуем то, что мы узнали и прикрепим к нашему плану. Мы зарисуем… (свечи, витамины). Следующий метод, как он называется? «Провести эксперимент». Ребята, пчеловод сказал, что полезен только настоящий мед. Эту баночку мёда (спрятана у мольберта) я привезла из деревни. Давайте проверим с помощью эксперимента настоящий ли он. Приглашаю вас в лабораторию.
Воспитатель: Давайте уберем салфетки, на наших столах стоят тарелки, в них уже есть мед. Возьмем стаканы с водой и нальём воду на мед. Теперь будем аккуратно вращать по кругу воду в тарелке. Если мед настоящий, то на медовой капле появится рисунок, похожий на «соты». Такой показатель называют генетической (биологической) памятью мёда. Давайте посмотрим, появился ли рисунок у нас?
Ответы детей:…
Воспитатель: Мы делаем вывод, что мед настоящий. Ребята, теперь вы сможете дома показать родителям, как проверить, настоящий ли мёд.
Воспитатель: Дети, теперь приглашаю вас к нашему плану, предлагаю подвести итог. В течение всего исследования мы с вами собирали информацию о пчелах. Давайте расскажем, что мы узнали. В этом вам помогут наш план и наши зарисовки, которые мы заполняли в течение всего исследования. Доклад.
Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше исследование. Вам понравилось быть исследователями? Помог ли вам в составлении доклада наш план?
Я тоже очень довольна нашей работой, вы настоящие исследователи!
Для того, чтобы вы могли продолжить исследовательскую работу, я подарю энциклопедию, в которой вы сможете найти информацию по разным темам.
Спасибо за работу! До свидания!