Наталья Буюклыу
Конспект занятия по исследовательско-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Зачем нужны перья?»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная, исследовательская деятельность
Подготовительная группа № 5 («Кораблик»)
«Зачем нужны перья?»
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по исследовательско-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе „Зачем нужны перья?“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
- Формировать обобщенное представление о птицах как наземно-воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе. (Птицы летают, потому что у них:
1) широкие крылья и хвост; 2) легкие перья с полым стержнем; 3) плотные и жесткие маховые перья; 4) птицы легкие, так как скелет птиц состоит из полых костей (едят понемногу и часто).
- Дать детям новые знания о водоплавающих птицах, используя опыты.
- Воспитывать заботливое отношение к птицам.
- Установить связь между строением пера и образом жизни.
- Познакомить со строением махового и пухового пера.
- Углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли, классифицировать птиц на зимующих и перелетных, сформировать представление о роли человека в жизни зимующих птиц.
- Сформировать представление о пагубном влиянии на водоплавающих птиц загрязнения водоемов, рек, морей.
- Обогащение словаря.
Объект исследования :
Перо (легкое, воздушное, проводит тепло, не пропускает воду, держится на плаву).
Предварительная работа:
Чтение художественной и познавательной литературы.
Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.
Беседы о птицах; сравнивание перелетных, оседлых, зимующих и водоплавающих птиц.
Лепка, рисование птиц, в том числе - нетрадиционными способами.
Игры подвижные и дидактические.
Материалы и оборудование:
Картинки с изображением птиц. Картинки с изображением разных видов перьев. Картинка с изображением древнегреческих героев Икара и Дедала. Камни, 2 листа бумаги, веер, набор маховых и пуховых перьев; пипетки, емкости с водой, черная гуашевая краска, растительное масло, лупа (увеличительное стекло) - на каждого ребенка. Презентация, видеописьмо от девочки из другого детского сада.
Ход занятия:
Воспитатель:
Дети, сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь, пожалуйста.
Скажите, пожалуйста, какое у нас сейчас время года? Назовите все осенние месяцы.
Ответ детей:
Отгадайте загадку:
Гости приходят весной,
А уходят осенью.
(Перелетные птицы)
Воспитатель:
Правильно, молодцы! Ребята, вы обратили внимание, что птиц стало гораздо меньше, и мы уже не слышим веселого птичьего гомона. Как вы думаете, почему?
Ответы детей:
Воспитатель:
Как называются птицы, которые улетают от нас с наступлением холодов? (перелетные). Почему они улетают?
Как называются птицы, которые зимуют с нами? (оседлые, зимующие)
Ответы детей:
Воспитатель: Ребята, вспомните, пожалуйста: какая птица высиживает птенцов зимой? (клест) Какая температура воздуха в это время в гнезде? (+ 38)
Ответы детей:
Воспитатель:
Посмотрите на доску. Вы видите значки: снежинка, солнышко, вода. Как вы думаете, каких птиц мы можем прикрепить под каждым из этих значков?
Ответы детей: (Несколько детей подходят к доске и развешивают картинки с изображением птиц, в соответствии с условными обозначениями)
Воспитатель:
Молодцы! Вы уже довольно много знаете о птицах. Какие перелетные птицы улетают от нас одними из последних? Скажите, пожалуйста, а все ли водоплавающие птицы в нашем регионе являются перелетными? Почему? Какие характерные отличительные особенности во внешнем виде есть у водоплавающих птиц? (форма клюва и лап)
Ответы детей:
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Собери целое из части». Дети собирают разрезные картинки водоплавающих птиц.
Как одним словом можно назвать этих птиц?
Ответы детей:
Воспитатель:
Ребята, нам написала письмо девочка из другого детского сада, послушайте, пожалуйста. (Видеописьмо)
«Однажды мы с мамой возвращались из детского сада домой. В это время мимо нас пролетела какая – то красивая птичка. В полете от неё упало перышко. Оно такое легкое, так изящно кружилось в воздухе, тихо падая вниз, что я даже решила попросить маму остановиться, понаблюдать за ним. Мне стало интересно: как оно, такое маленькое, а согревает птиц от холода, ветра, дождя? Мы подошли поближе, взяв в руки перышко, я попросила маму рассказать мне об этих удивительных перьях. Оказалось, что перо необходимо не только птицам, но и нам, людям оно приносит огромную пользу. Ребята, а вам интересно было бы узнать об этих удивительных перьях?»
Воспитатель:
Люди уже в глубокой древности, наблюдая за полетом птиц, думали о том, как овладеть способом передвигаться не только по земле и по воде, но и по воздуху. Существует древняя греческая легенда о величайшем художнике и скульпторе Дедале (который из белоснежного мрамора высекал такие дивные статуи, что они казались живыми) и сыне его Икаре. Будучи пленником могущественного царя Миноса, он не мог освободиться из плена ни по суше, ни по морю. Оставался только один способ, как птице взмыть в небо. Он собрал много птичьих перьев, скрепил их прочными нитками и воском, и сделал из них четыре крыла: для себя и для своего сына Икара. Когда крылья были готовы, Дедал привязал их на спину, продел руки в петли, укрепленные на крыльях, взмахнул ими и плавно поднялся на воздух. (Слайд 1)
Весной, 1 апреля мы будем отмечать Международный День птиц. На свете много разных птиц: огромных и маленьких, ярких и не очень, певчих и не очень. Одни живут в теплых краях, другие на севере, одни летают высоко в небесах, а другие ходят по земле или плавают в водоемах.
Воспитатель: Так зачем же нужны перья?
Ответы детей:
Воспитатель:
Перья служат защитным покровом и играют важную роль в полете. Некоторые птицы, например страусы и пингвины, прекрасно обходятся без умения летать. Прочные и легкие перья удерживают тепло настолько хорошо, что при достаточном количестве пищи птицы способны выжить в сильные холода.
Людям птичье перо так же приносит огромную пользу. Когда еще не было пишущих ручек и карандашей, маховое гусиное перо затачивали и писали им при помощи чернил. (Слайд 2)
С давних времен птичьим пухом набивают подушки, одеяла и перины, на которых мы спим, а так же используют его при пошиве теплых вещей («пуховиков»). Стрела, пущенная из лука, летит куда лучше, благодаря прикрепленному к ней перу. Волан, для современной игры в бадминтон с птичьим пером; веники для выметания мусора; используют связку перьев в пчеловодстве (аккуратно смахивают пчел с сот, чтобы не повредить их, и собирают мед) и в рыболовстве (поплавок из птичьих перьев); а так же перо используют для украшений, и мн., мн. другое. (Слайд 3, 4, 5, 6)
Физкультминутка:
Вышли уточки на луг
Вышли уточки на луг,
Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел веселый жук,
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Гуси шеи выгибают,
Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.)
Шарик тоже зарычал,
Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)
Зашептал в воде камыш,
Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)
И опять настала тишь,
Ш-ш-ш. (Присели.)
Воспитатель: Ребята, сейчас я предлагаю вам почувствовать себя маленькими исследователями. Приглашаю вас пройти в мини-лабораторию профессора «Всезнайки». Давайте посмотрим, как же устроено перо птицы? (Слайд 7)
Воспитатель показывает рисунок пера.
У вас на столах вы видите разные виды перьев : маховые гусиные перья, пуховые, индюшачьи. Виды перьев (Слайд 8)
Найдите самое длинное перо.
Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев. (Слайд 9)
Где оно находится у птицы?
Рассматриваем.
Маховое перо — от жесткого, но упругого центрального стержня отходят в обе стороны под углом боковые пластинки, называемые бородками первого порядка и второго порядка. На этих последних есть сложная система крючочков и выемок, благодаря чему опахало пера представляет собой цельную, достаточно плотную пластинку. Если перо растрепалось, птица пропускает его через клюв, и оно принимает первоначальный вид. Перья на крыльях называются маховыми, а на хвосте - рулевыми. Рулевые перья помогают птице маневрировать и менять направление полета.
Кроющие перья очень похожи на маховые и рулевые, за исключением того, что крючочки для «застегивания» часто имеются лишь в концевой части пера, а остальная часть опахала неплотная и распушенная, как, например, перо индейки у вас на столах. Пух обеспечивает дополнительную термоизоляцию. У птенцов перьевой покров - это пух (на 7 день появляются первые перья на крыльях, затем на хвосте). Он есть и у многих взрослых птиц. (Слайд 10)
Воспитатель:
Опыт 1.
Воспитатель: Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое)
Интересно, легкое оно или тяжелое? Давайте сравним.
Дети кладут на одну руку перо, на другую – камень. Делают вывод – легкое.
Воспитатель: Подбросьте перо. Что вы видите?
Дети: Падает медленно, плавно.
Воспитатель: Как вы думаете, почему оно не падает вниз, а плавно планирует? Возьмите перо, давайте рассмотрим его. Посмотрите на край срезанного пера, что вы видите?
Дети: оно пустое внутри.
Воспитатель: вот почему оно легкое - стержень пустой. Подобно перу и скелет птицы легкий, косточки – полые (пустые).
Опыт 2.
Воспитатель: почему птица не падает вниз, а держится на воздухе, плавно планируя, расправив крылья?
Ответы детей:
Можно показать на примере двух листов бумаги – одно смять в комок, другое оставить в расправленном виде и отпустить их одновременно с высоты вытянутой руки.
Воспитатель: Помашите пером перед собой, что вы ощущаете?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски. Давайте посмотрим перо (опахало) через лупу (или схема пера под увеличительным стеклом).
Посмотрите, на бородках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, «застегивая» поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их. (Сначала птица трет клювом о сальную железу у основания хвоста и размазывает жир по какому-либо пучку перьев, а затем пробегает по ним клювом, пощипывая. Эта процедура, помимо удаления грязи распрямляет смявшиеся бородки и «застегивает» расстегнувшиеся крючочки. Особое внимание птица обращает на маховые и рулевые перья).
Опыт 3.
Воспитатель: Помимо маховых у вас на столах лежат и пуховые перья. Давайте сравним их Дети: водят по руке – оно мягкое, пушистое.
Воспитатель: Зачем такое перо птице?
Ответы детей: Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.
Воспитатель: Интересно, какое перо легче – пуховое или маховое? Дуем – какое улетит быстрее – пуховое или маховое?
Ответы детей:
Воспитатель: Как называются перья на хвосте птицы и для чего они нужны?
Дети: Перья на хвосте называются «рулевые», они помогают менять направление полета.
Воспитатель: Так зачем птицам перья?
Дети: Помогают взлететь, держаться на воздухе, предохраняют от ушибов, пересыхания, намокания.
Опыт 4.
Воспитатель: а как вы думаете, почему у водоплавающих птиц перья не намокают? Ответы детей: у них есть специальная жировая железа и птицы сами клювом смазывают перья.
Воспитатель: возьмите пипетку, наберите немного воды и капните на перо. Что произошло?
Ответы детей:
Воспитатель: то же самое происходит и у водоплавающих птиц – перо не намокает и птица может долгое время находиться в воде, а потом легко взлетать.
Опыт 5.
Воспитатель: ребята, а как вы думаете, что может произойти с птицей в загрязненном водоеме? (Слайд 11)
Ответы детей:
Воспитатель: птицы, попавшие в такой водоем, загрязняют себе перья. Перья слипаются, теряют способность отталкивать воздух. И птицы погибают.
Наберите в пипетку растительное масло и налейте в емкость с водой (растительное масло можно подкрасить в черный цвет, бросаем перо.
Ответы детей: перо стало тяжелое, слиплись волоски.
Воспитатель: Поэтому нужно беречь природу, не загрязнять водоемы, чтобы птицы не попадали в такую ситуацию и не погибали. (Слайд 12)
Заключительное слово.
Воспитатель:
О каких видах перьев вы узнали на нашем занятии? Какую роль они играют в жизни птиц? Почему у водоплавающих птиц перья не намокают? Что может произойти с птицами в загрязненных водоемах? Что делает человек, чтобы птицы не погибали и не исчезали?
Пух и перо птицы является натуральным природным материалом, которые для птиц и людей выполняют одни и те же функции: сберегают тепло, не пропускают воду, привлекают ярким окрасом. Перо обладает массой положительных качеств и свойств, которые человек научился использовать для улучшения собственных бытовых условий. Ну, а существование птиц без этого природного материала стало бы просто невозможным.
(Если останется время) Интересные факты. Цвет перьев у птиц зависит :
1. От питания (у розовых фламинго. Чтобы в неволе у птицы сохранялся розовый цвет перьев, их нужно кормить креветками, так же почти у всех птиц с желтым, красным или оранжевым оперением.
2. Природная пигментация (меланин, цвет перьев черных и коричневых оттенков– у птиц, так же как и волосы у человека.
3. Приятные голубые оттенки обусловлены рассеянием света, а не пигментами. Зеленый получается в том случае, если поверх участка, имеющего синий цвет, лежит слой желтого пигмента.
Птицы, так же как и другие животные – линяют. Перья изнашиваются и периодически выпадают, заменяясь новыми. Одновременно выпадает лишь небольшое количество перьев. Примечательное исключение - утки и другие водоплавающие птицы. Эти птицы за один раз сбрасывают и заменяют все маховые и рулевые перья, пережидая период летней линьки в укромном месте.
У многих видов птенцы внешне отличаются от родителей. Но и взрослые птицы не всегда выглядят одинаково. Тундряная куропатка зимой белая, что соответствует заснеженной среде обитания, к лету она становится пестро-коричневой, сливаясь по цвету с камнями и растительностью.
Список используемой литературы:
1. «Методика детского экспериментирования» Л. В. Рыжова, Сп. «Детство -пресс», 2015.
2. «Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду» И. А. Лыкова, Н. А. Рыжова, Москва 2014.
3. «Юный эколог» С. Н. Николаева, Москва, 2010.
4. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ», Сп, 2016.
5. «Весна, насекомые, перелетные птицы» О. А. Скоролупова, Москва 2015.
6. «Атлас-определитель «От земли до неба» А. А. Плешаков, Москва 2006.
7. «Зеленые страницы» А. А. Плешаков, Москва 2015.
8. Великолепная энциклопедия животных. Москва. «Махаон». 2013 г.
9. Энциклопедия в вопросах и ответах. Живая природа. Москва. «Омега». 2010 г.
10. «Легенды и мифы Древней Греции» Н. А. Кун