Папки-передвижки

Конспект занятия по исследовательско-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Зачем нужны перья?» (1 фото)

Наталья Буюклыу
Конспект занятия по исследовательско-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Зачем нужны перья?»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по исследовательско-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Зачем нужны перья?»

Конспект открытого занятия

Экспериментальная, исследовательская деятельность

Подготовительная группа № 5 («Кораблик»)

«Зачем нужны перья

Задачи:

Публикация «Конспект занятия по исследовательско-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе „Зачем нужны перья?“» размещена в разделах

- Формировать обобщенное представление о птицах как наземно-воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе. (Птицы летают, потому что у них:

1) широкие крылья и хвост; 2) легкие перья с полым стержнем; 3) плотные и жесткие маховые перья; 4) птицы легкие, так как скелет птиц состоит из полых костей (едят понемногу и часто).

- Дать детям новые знания о водоплавающих птицах, используя опыты.

- Воспитывать заботливое отношение к птицам.

- Установить связь между строением пера и образом жизни.

- Познакомить со строением махового и пухового пера.

- Углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли, классифицировать птиц на зимующих и перелетных, сформировать представление о роли человека в жизни зимующих птиц.

- Сформировать представление о пагубном влиянии на водоплавающих птиц загрязнения водоемов, рек, морей.

- Обогащение словаря.

Объект исследования :

Перо (легкое, воздушное, проводит тепло, не пропускает воду, держится на плаву).

Предварительная работа:

Чтение художественной и познавательной литературы.

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

Беседы о птицах; сравнивание перелетных, оседлых, зимующих и водоплавающих птиц.

Лепка, рисование птиц, в том числе - нетрадиционными способами.

Игры подвижные и дидактические.

Материалы и оборудование:

Картинки с изображением птиц. Картинки с изображением разных видов перьев. Картинка с изображением древнегреческих героев Икара и Дедала. Камни, 2 листа бумаги, веер, набор маховых и пуховых перьев; пипетки, емкости с водой, черная гуашевая краска, растительное масло, лупа (увеличительное стекло) - на каждого ребенка. Презентация, видеописьмо от девочки из другого детского сада.

Ход занятия:

Воспитатель:

Дети, сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь, пожалуйста.

Скажите, пожалуйста, какое у нас сейчас время года? Назовите все осенние месяцы.

Ответ детей:

Отгадайте загадку:

Гости приходят весной,

А уходят осенью.

(Перелетные птицы)

Воспитатель:

Правильно, молодцы! Ребята, вы обратили внимание, что птиц стало гораздо меньше, и мы уже не слышим веселого птичьего гомона. Как вы думаете, почему?

Ответы детей:

Воспитатель:

Как называются птицы, которые улетают от нас с наступлением холодов? (перелетные). Почему они улетают?

Как называются птицы, которые зимуют с нами? (оседлые, зимующие)

Ответы детей:

Воспитатель: Ребята, вспомните, пожалуйста: какая птица высиживает птенцов зимой? (клест) Какая температура воздуха в это время в гнезде? (+ 38)

Ответы детей:

Воспитатель:

Посмотрите на доску. Вы видите значки: снежинка, солнышко, вода. Как вы думаете, каких птиц мы можем прикрепить под каждым из этих значков?

Ответы детей: (Несколько детей подходят к доске и развешивают картинки с изображением птиц, в соответствии с условными обозначениями)

Воспитатель:

Молодцы! Вы уже довольно много знаете о птицах. Какие перелетные птицы улетают от нас одними из последних? Скажите, пожалуйста, а все ли водоплавающие птицы в нашем регионе являются перелетными? Почему? Какие характерные отличительные особенности во внешнем виде есть у водоплавающих птиц? (форма клюва и лап)

Ответы детей:

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Собери целое из части». Дети собирают разрезные картинки водоплавающих птиц.

Как одним словом можно назвать этих птиц?

Ответы детей:

Воспитатель:

Ребята, нам написала письмо девочка из другого детского сада, послушайте, пожалуйста. (Видеописьмо)

«Однажды мы с мамой возвращались из детского сада домой. В это время мимо нас пролетела какая – то красивая птичка. В полете от неё упало перышко. Оно такое легкое, так изящно кружилось в воздухе, тихо падая вниз, что я даже решила попросить маму остановиться, понаблюдать за ним. Мне стало интересно: как оно, такое маленькое, а согревает птиц от холода, ветра, дождя? Мы подошли поближе, взяв в руки перышко, я попросила маму рассказать мне об этих удивительных перьях. Оказалось, что перо необходимо не только птицам, но и нам, людям оно приносит огромную пользу. Ребята, а вам интересно было бы узнать об этих удивительных перьях

Воспитатель:

Люди уже в глубокой древности, наблюдая за полетом птиц, думали о том, как овладеть способом передвигаться не только по земле и по воде, но и по воздуху. Существует древняя греческая легенда о величайшем художнике и скульпторе Дедале (который из белоснежного мрамора высекал такие дивные статуи, что они казались живыми) и сыне его Икаре. Будучи пленником могущественного царя Миноса, он не мог освободиться из плена ни по суше, ни по морю. Оставался только один способ, как птице взмыть в небо. Он собрал много птичьих перьев, скрепил их прочными нитками и воском, и сделал из них четыре крыла: для себя и для своего сына Икара. Когда крылья были готовы, Дедал привязал их на спину, продел руки в петли, укрепленные на крыльях, взмахнул ими и плавно поднялся на воздух. (Слайд 1)

Весной, 1 апреля мы будем отмечать Международный День птиц. На свете много разных птиц: огромных и маленьких, ярких и не очень, певчих и не очень. Одни живут в теплых краях, другие на севере, одни летают высоко в небесах, а другие ходят по земле или плавают в водоемах.

Воспитатель: Так зачем же нужны перья?

Ответы детей:

Воспитатель:

Перья служат защитным покровом и играют важную роль в полете. Некоторые птицы, например страусы и пингвины, прекрасно обходятся без умения летать. Прочные и легкие перья удерживают тепло настолько хорошо, что при достаточном количестве пищи птицы способны выжить в сильные холода.

Людям птичье перо так же приносит огромную пользу. Когда еще не было пишущих ручек и карандашей, маховое гусиное перо затачивали и писали им при помощи чернил. (Слайд 2)

С давних времен птичьим пухом набивают подушки, одеяла и перины, на которых мы спим, а так же используют его при пошиве теплых вещей («пуховиков»). Стрела, пущенная из лука, летит куда лучше, благодаря прикрепленному к ней перу. Волан, для современной игры в бадминтон с птичьим пером; веники для выметания мусора; используют связку перьев в пчеловодстве (аккуратно смахивают пчел с сот, чтобы не повредить их, и собирают мед) и в рыболовстве (поплавок из птичьих перьев); а так же перо используют для украшений, и мн., мн. другое. (Слайд 3, 4, 5, 6)

Физкультминутка:

Вышли уточки на луг

Вышли уточки на луг,

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел веселый жук,

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Гуси шеи выгибают,

Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.)

Шарик тоже зарычал,

Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)

Зашептал в воде камыш,

Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)

И опять настала тишь,

Ш-ш-ш. (Присели.)

Воспитатель: Ребята, сейчас я предлагаю вам почувствовать себя маленькими исследователями. Приглашаю вас пройти в мини-лабораторию профессора «Всезнайки». Давайте посмотрим, как же устроено перо птицы? (Слайд 7)

Воспитатель показывает рисунок пера.

У вас на столах вы видите разные виды перьев : маховые гусиные перья, пуховые, индюшачьи. Виды перьев (Слайд 8)

Найдите самое длинное перо.

Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев. (Слайд 9)

Где оно находится у птицы?

Рассматриваем.

Маховое перо — от жесткого, но упругого центрального стержня отходят в обе стороны под углом боковые пластинки, называемые бородками первого порядка и второго порядка. На этих последних есть сложная система крючочков и выемок, благодаря чему опахало пера представляет собой цельную, достаточно плотную пластинку. Если перо растрепалось, птица пропускает его через клюв, и оно принимает первоначальный вид. Перья на крыльях называются маховыми, а на хвосте - рулевыми. Рулевые перья помогают птице маневрировать и менять направление полета.

Кроющие перья очень похожи на маховые и рулевые, за исключением того, что крючочки для «застегивания» часто имеются лишь в концевой части пера, а остальная часть опахала неплотная и распушенная, как, например, перо индейки у вас на столах. Пух обеспечивает дополнительную термоизоляцию. У птенцов перьевой покров - это пух (на 7 день появляются первые перья на крыльях, затем на хвосте). Он есть и у многих взрослых птиц. (Слайд 10)

Воспитатель:

Опыт 1.

Воспитатель: Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое)

Интересно, легкое оно или тяжелое? Давайте сравним.

Дети кладут на одну руку перо, на другую – камень. Делают вывод – легкое.

Воспитатель: Подбросьте перо. Что вы видите?

Дети: Падает медленно, плавно.

Воспитатель: Как вы думаете, почему оно не падает вниз, а плавно планирует? Возьмите перо, давайте рассмотрим его. Посмотрите на край срезанного пера, что вы видите?

Дети: оно пустое внутри.

Воспитатель: вот почему оно легкое - стержень пустой. Подобно перу и скелет птицы легкий, косточки – полые (пустые).

Опыт 2.

Воспитатель: почему птица не падает вниз, а держится на воздухе, плавно планируя, расправив крылья?

Ответы детей:

Можно показать на примере двух листов бумаги – одно смять в комок, другое оставить в расправленном виде и отпустить их одновременно с высоты вытянутой руки.

Воспитатель: Помашите пером перед собой, что вы ощущаете?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски. Давайте посмотрим перо (опахало) через лупу (или схема пера под увеличительным стеклом).

Посмотрите, на бородках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, «застегивая» поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их. (Сначала птица трет клювом о сальную железу у основания хвоста и размазывает жир по какому-либо пучку перьев, а затем пробегает по ним клювом, пощипывая. Эта процедура, помимо удаления грязи распрямляет смявшиеся бородки и «застегивает» расстегнувшиеся крючочки. Особое внимание птица обращает на маховые и рулевые перья).

Опыт 3.

Воспитатель: Помимо маховых у вас на столах лежат и пуховые перья. Давайте сравним их Дети: водят по руке – оно мягкое, пушистое.

Воспитатель: Зачем такое перо птице?

Ответы детей: Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.

Воспитатель: Интересно, какое перо легче – пуховое или маховое? Дуем – какое улетит быстрее – пуховое или маховое?

Ответы детей:

Воспитатель: Как называются перья на хвосте птицы и для чего они нужны?

Дети: Перья на хвосте называются «рулевые», они помогают менять направление полета.

Воспитатель: Так зачем птицам перья?

Дети: Помогают взлететь, держаться на воздухе, предохраняют от ушибов, пересыхания, намокания.

Опыт 4.

Воспитатель: а как вы думаете, почему у водоплавающих птиц перья не намокают? Ответы детей: у них есть специальная жировая железа и птицы сами клювом смазывают перья.

Воспитатель: возьмите пипетку, наберите немного воды и капните на перо. Что произошло?

Ответы детей:

Воспитатель: то же самое происходит и у водоплавающих птиц – перо не намокает и птица может долгое время находиться в воде, а потом легко взлетать.

Опыт 5.

Воспитатель: ребята, а как вы думаете, что может произойти с птицей в загрязненном водоеме? (Слайд 11)

Ответы детей:

Воспитатель: птицы, попавшие в такой водоем, загрязняют себе перья. Перья слипаются, теряют способность отталкивать воздух. И птицы погибают.

Наберите в пипетку растительное масло и налейте в емкость с водой (растительное масло можно подкрасить в черный цвет, бросаем перо.

Ответы детей: перо стало тяжелое, слиплись волоски.

Воспитатель: Поэтому нужно беречь природу, не загрязнять водоемы, чтобы птицы не попадали в такую ситуацию и не погибали. (Слайд 12)

Заключительное слово.

Воспитатель:

О каких видах перьев вы узнали на нашем занятии? Какую роль они играют в жизни птиц? Почему у водоплавающих птиц перья не намокают? Что может произойти с птицами в загрязненных водоемах? Что делает человек, чтобы птицы не погибали и не исчезали?

Пух и перо птицы является натуральным природным материалом, которые для птиц и людей выполняют одни и те же функции: сберегают тепло, не пропускают воду, привлекают ярким окрасом. Перо обладает массой положительных качеств и свойств, которые человек научился использовать для улучшения собственных бытовых условий. Ну, а существование птиц без этого природного материала стало бы просто невозможным.

(Если останется время) Интересные факты. Цвет перьев у птиц зависит :

1. От питания (у розовых фламинго. Чтобы в неволе у птицы сохранялся розовый цвет перьев, их нужно кормить креветками, так же почти у всех птиц с желтым, красным или оранжевым оперением.

2. Природная пигментация (меланин, цвет перьев черных и коричневых оттенков– у птиц, так же как и волосы у человека.

3. Приятные голубые оттенки обусловлены рассеянием света, а не пигментами. Зеленый получается в том случае, если поверх участка, имеющего синий цвет, лежит слой желтого пигмента.

Птицы, так же как и другие животные – линяют. Перья изнашиваются и периодически выпадают, заменяясь новыми. Одновременно выпадает лишь небольшое количество перьев. Примечательное исключение - утки и другие водоплавающие птицы. Эти птицы за один раз сбрасывают и заменяют все маховые и рулевые перья, пережидая период летней линьки в укромном месте.

У многих видов птенцы внешне отличаются от родителей. Но и взрослые птицы не всегда выглядят одинаково. Тундряная куропатка зимой белая, что соответствует заснеженной среде обитания, к лету она становится пестро-коричневой, сливаясь по цвету с камнями и растительностью.

Список используемой литературы:

1. «Методика детского экспериментирования» Л. В. Рыжова, Сп. «Детство -пресс», 2015.

2. «Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду» И. А. Лыкова, Н. А. Рыжова, Москва 2014.

3. «Юный эколог» С. Н. Николаева, Москва, 2010.

4. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ», Сп, 2016.

5. «Весна, насекомые, перелетные птицы» О. А. Скоролупова, Москва 2015.

6. «Атлас-определитель «От земли до неба» А. А. Плешаков, Москва 2006.

7. «Зеленые страницы» А. А. Плешаков, Москва 2015.

8. Великолепная энциклопедия животных. Москва. «Махаон». 2013 г.

9. Энциклопедия в вопросах и ответах. Живая природа. Москва. «Омега». 2010 г.

10. «Легенды и мифы Древней Греции» Н. А. Кун

Публикации по теме:

Беседа «Зачем нужны дорожные знаки» в первой младшей группеБеседа «Зачем нужны дорожные знаки» в первой младшей группе Беседа «Зачем нужны дорожные знаки» в первой младшей группе №2 «Колокольчики» Воспитатель: Артемьева Я. С. Цель:обучение детей основам дорожной.

Конспект итогового занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода» Группа: Подготовительная Образовательная область: Познание Вид НОД: познавательно - исследовательская Тип НОД: Закрепление знаний Тема НОД:.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Воздух и его свойства»Конспект опытно-экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Воздух и его свойства» .

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Листопад»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Листопад» «Листопад» Программное содержание: Расширить знания о явлениях живой и неживой природы, учить устанавливать причинно-следственные связи,.

Конспект урока русского языка в 1 классе «Зачем нужны правила?» Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ульяновский педагогический колледж.

«Зачем летают в космос». Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе. (посвящено 55-летию первому полету человека в.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Эксперименты с мукой и солью»Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Эксперименты с мукой и солью» Эксперименты с мукой Цель: Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование. Образовательные задачи: Расширять и.

Конспект занятия в подготовительной группе по опытно-экспериментальной деятельности «Книга — лучший друг» Конспект занятия в подготовительной группе по опытно-экспериментальной деятельности «Книга – лучший друг» Цель: в процессе познавательной.

Перспективное планирование по экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы Месяц/ неделя Тема. Цель Страница Сентябрь 1 неделя Диагностика 2 неделя Диагностика 3 неделя Тема: Передача солнечного «зайчика» стр.

Занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Загадочный магнит» Загадочный магнит. Подготовительная к школе группа. Шершенко Елена Владимировна, г. Донецк Ростовской области, МБДОУ№6 «Аленушка». Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по исследовательско-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Зачем нужны перья?»
Опубликовано: 8 декабря 2016 в 19:19
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по исследовательско-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Зачем нужны перья?»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Буюклыу (УИ 254693) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД